Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация бухгалтерского учета в бюджетных медицинских учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При необходимости ведения бухгалтерского учета прямых расходов учреждения в зависимости от условий оказания медицинской помощи детализацию на счете 0 109 60 000 целесообразно организовать по видам оказания медицинской помощи: в стационарных условиях, в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара.
Детализация по категориям населения
В случае оказания учреждением здравоохранения медицинских услуг как взрослому, так и детскому населению возможно проведение анализа расходов учреждения по категориям населения.
Тип оказываемых услуг |
Счет учета прямых расходов |
Область применения |
Медицинские услуги, оказываемые взрослому населению |
0 109 61 000 |
КВФО 2, 4, 7 |
Медицинские услуги, оказываемые детскому населению |
0 109 62 000 |
КВФО 2, 4, 7 |
Правила учёта бюджетных средств
Как и в частных фирмах, все операции и результаты деятельности в некоммерческих компаниях фиксируют бухгалтерскими проводками. Как и в коммерческих фирмах, бухгалтерские записи оформляют двойным методом: одновременно по дебету одного счёта и кредиту другого.
Счета бухучёта состоят из трёх групп:
- активных — где отражаются активы предприятия;
- пассивных — соответственно, для проведения пассивов;
- комбинированных или смешанных — для последовательной записи кредиторки и дебиторки и учёта финансовых результатов по активам и пассивам.
Кроме государственных и отраслевых законов, в организации бухгалтерского учёта бюджета нужно опираться на нормы Федеральных стандартов бухучёта (ФСБУ). Они также устанавливают базовые нормы для формирования и эффективного ведения учёта.
Федеральные стандарты бухучёта регулярно пересматривают. Некоторые из них пришли на замену Правилам ведения учёта. В 2022 году вступили в силу следующие ФСБУ:
- 25/2018 — для бухучёта аренды;
- 6/2020 — для ОС;
- 26/2020 — для капитальных вложений;
- 27/2021 — для бухгалтерских документов и документооборота.
Организация бухгалтерского учета в бюджетных медицинских учреждениях
Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.
ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.
Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:
- оплатой стоимости лекарственных препаратов;
- расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
- оплатой труда персонала;
- суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.
Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.
Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.
Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.
Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.
Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.
Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:
- списки оборудования, подлежащего списанию;
- копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
- копии, снятые с протокола заседания комиссии;
- акты на списание техники.
Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.
К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.
Медикаменты списываются в таких случаях:
- при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
- при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
- при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).
Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.
Отчетность медицинских организаций
Порядок финансирования расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии — медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, устанавливается постановлением Правительства РФ на очередной финансовый год .
Порядок финансирования указанных расходов в 2007 году установлен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 869.
В 2006 г. действовал порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 852, а также утвержденные в его исполнение Приказ Минздравсоцразвития России от 10.01.2006 N 5, Приказ ФСС РФ от 10.01.2006 N 3.
Оплата учреждениям здравоохранения оказанных услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни осуществляется в соответствии с договором, заключенным отделением ФСС РФ с учреждением здравоохранения по установленной законодательством форме.
Обязательным условием заключения договора является наличие у учреждения здравоохранения действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, включая работы и услуги по специальностям «Акушерство и гинекология» и (или) «педиатрия».
Оплата услуг учреждений здравоохранения осуществляется региональными отделениями ФСС РФ исходя из расчета:
3 тыс. рублей за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в учреждениях здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности;
6 тыс. рублей за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в учреждениях здравоохранения, оказывающих стационарную помощь женщинам в период родов и в послеродовой период;
1 тыс. рублей за каждого ребенка, получившего соответствующие услуги в учреждениях здравоохранения, осуществляющих диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни.
Основанием для оплаты оказанных учреждением здравоохранения услуг являются талоны родовых сертификатов.
Аналитический учет средств, поступающих от отделений ФСС РФ на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, ведется обособленно от других средств по приносящей доход деятельности.
Полученные от региональных отделений ФСС РФ средства расходуются учреждениями здравоохранения (их структурными подразделениями), в которых оказана амбулаторно-поликлиническая помощь женщинам в период беременности, оказана стационарная помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, осуществлялось диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни, на цели, установленные постановлением Правительства РФ на соответствующий финансовый год.
Порядок и условия расходования указанных средств утверждаются Минздравсоцразвития России.
Суммы финансирования из бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности учреждений здравоохранения, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль .
В соответствии с п. 2, 3 ст. 251 НК РФ.
Начисление учреждением здравоохранения доходов за оказанные медицинские услуги осуществляется на основании талонов родовых сертификатов, реестров родовых сертификатов по дебету счета 220510560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 240101180 «Прочие доходы».
Выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи осуществляется на основании договора учреждения с ТФОМС, составленного по типовой форме .
Оказание дополнительной медицинской помощи на основе государственного задания осуществляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на соответствующий финансовый год, утверждаемой Постановлением Правительства РФ.
Порядок финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение указанными учреждениями здравоохранения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи утверждается постановлением Правительства РФ на соответствующий финансовый год .
В 2007 г. действует Порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.12.2006 N 825.
В 2006 г. действовал Порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851, а также утвержденные в его исполнение Приказ ФФОМС от 30.12.2005 N 133, Приказ Минздравсоцразвития России от 22.05.2006 N 367.
В связи с выполнением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи с врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) должны быть заключены в письменной форме дополнительные соглашения к трудовым договорам.
Порядок оформления трудовых отношений устанавливается приказом Минздравсоцразвития России .
В 2006 г. действовал порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 30.12.2005 N 816.
Бухгалтерский учёт в медицинских организациях
Практически для всех российских предприятий независимо от сферы деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности установлен единый порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете финансово-хозяйственных операций (за исключением кредитных, страховых, бюджетных и некоторых других организаций). Однако в силу специфики осуществляемых этими предприятиями видов деятельности (технологии производства, работ или услуг), существуют определенные особенности учета и налогообложения.
Существовавшая нормативная база — действовавшие до 1 января 2005 г. Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов (утверждена приказом Минфина России от 17 февраля 1999 г. N 15н) и Инструкция по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях (утверждена приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н), основанная на кассовом подходе к бюджетному учету, — обеспечивали баланс между доходами и расходами и контроль за расходованием казенных средств.
При ведении бухгалтерского учета по новой Инструкции по бюджетному учету (утвержденной приказом Минфина России от 27 августа 2004 г. N 70н) можно будет выявить, какие сферы деятельности успешнее развиваются при бюджетном финансировании, а какие — при частных инвестициях.
В книге подробно рассмотрены вопросы бухгалтерского и налогового учета предприятий различных организационно-правовых форм, бюджетных и коммерческих организаций. Например, отдельная глава посвящена проблемам учета и налогообложения аптечных организаций.
Особенности регистрации и лицензирования медицинских организаций наверняка заинтересуют тех, кто собирается вести медицинскую деятельность.
Понятие «учетная политика» закреплено в Законе о бухгалтерском учете. Каких-либо исключений для бюджетных учреждений не делается. Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 г. N 107н, учетная политика в каждом конкретном учреждении не разрабатывается и не утверждается- это сделано централизованно, в самой Инструкции.
Учреждения, ведущие предпринимательскую деятельность, обязаны руководствоваться ПБУ 1/98.
Порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях, установленный Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, предусматривает:
1) план счетов бухгалтерского учета в учреждениях;
2) мемориально-ордерную или журнально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета;
3) способы применения субсчетов плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников. Целесообразно разработать и утвердить рабочий план счетов бюджетного учреждения;
4) формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
5) методы оценки активов и обязательств;
6) корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям;
7) другие вопросы организации бухгалтерского учета.
Рассмотрим основные методические аспекты, которые отражаются в учетной политике коммерческих организаций и бюджетных учреждений.
1. Порядок начисления амортизации объектов основных средств.
Амортизация по объектам, приобретенным за счет бюджетных средств, не начисляется. При осуществлении предпринимательской деятельности бюджетные организации имеют право начислять амортизацию на объекты основных средств, используемые при осуществлении такой деятельности (см. ПБУ 6/01 и гл. 25 НК РФ).
Такие учреждения должны определить и раскрыть способы начисления амортизационных отчислений.
2. Порядок начисления амортизации объектов нематериальных активов.
Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях на объекты нематериальных активов не начисляется не только амортизация, но и износ.
3. Разделение средств труда на основные средства и малоценные предметы.
Руководители коммерческих организаций имеют право устанавливать лимит основных средств ниже предусмотренного Положением по ведению бухгалтерского учета (100 МРОТ). Для всех бюджетных учреждений существует единый лимит отнесения активов к основным средствам (50 МРОТ), который не может быть уменьшен.
4. Порядок учета процессов заготовления и приобретения материально-производственных запасов.
В том случае, когда некоторые виды расходов (например, транспортно-заготовительные) относятся к нескольким видам приобретаемых материально-производственных запасов, целесообразно раскрыть в учетной политике методику распределения этих расходов между отдельными видами запасов.
5. Оценка материальных запасов и готовой продукции.
Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях также однозначно определяет только один метод оценки материальных запасов и готовой продукции — по фактической себестоимости.
В коммерческих учреждениях применяются такие методы оценки материальных запасов, как ЛИФО и ФИФО. Списание материалов и продуктов питания в бюджетной медицинской организации может производиться по ценам их приобретения или средним ценам, если аналогичные материалы или продукты питания приобретались по разным ценам (на основании документов, подтверждающих их количественный расход и утвержденных руководителем учреждения по ф. 299, 397, 410, 431, 3, 3-спец., 4, 4-с, 4-п, 6-спец., или акта о списании материальных запасов ф. 230).
Должны быть разработаны и утверждены нормы расходов материально-производственных запасов.
6. Порядок списания малоценных предметов.
Малоценные предметы не амортизируются. В отличие от коммерческих организаций, малоценное имущество в бюджетных учреждениях учитывается внутренней проводкой между субсчетами счета 07.
7. Сроки погашения расходов будущих периодов.
Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета.
С 2005 года номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из 26 разрядов:
1) 17-й разряд — код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;
2) 18-й разряд — код вида деятельности:
а) при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности — 0;
б) бюджетная деятельность — 1;
в) предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход, — 2;
г) деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений — 3;
3) 19-й — 21-й разряды — код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
4) 22-й — 23-й разряды — код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
5) 24-й — 26-й разряды — код Классификации операций сектора государственного управления.
Разряды 18-23 образуют код счета бюджетного учета.
Разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.
План счетов бюджетного учета состоит из пяти разделов — 2000 счетов.
Раздел 1. Нефинансовые активы.
Раздел 2. Финансовые активы.
Раздел 3. Обязательства.
Раздел 4. Финансовый результат.
Раздел 5. Санкционирование расходов бюджетов.
Раздел «Забалансовые счета».
Раздел 1 Плана счетов бюджетного учета «Нефинансовые активы» включает в себя сведения обо всех основных средствах, о непроизводственных (земля, недра и т.п.) и нематериальных активах, о начисленной амортизации (понятие «износ» больше не применяется), о материалах, готовой продукции и о капитальных вложениях.
Раздел 2 «Финансовые активы» объединяет в себе информацию обо всех денежных средствах и документах учреждения, о его финансовых вложениях (депозиты, акции других предприятий, ценные бумаги), а также обо всех видах дебиторской задолженности, включая бюджетную.
В разделе 3 «Обязательства» учитываются все виды кредиторской задолженности учреждения.
Раздел 4 «Финансовый результат» предназначен для отражения положительной либо отрицательной разницы между доходами и расходами учреждения. Помимо результатов деятельности за текущий год в этом разделе показываются финансовые итоги предыдущих лет, доходы будущих периодов и сведения по кассовому исполнению бюджета.
Учет медицинского оборудования
Когда речь идёт об учете основных средств в медицинской организации, в большинстве случаев под ОС понимается специальное медицинское оборудование. Учитывая его высокую стоимость, важно правильно сформировать первоначальную стоимость объектов основных средств.
Источниками пополнения основных средств служат:
- Приобретение оборудования за плату;
- Спонсорская помощь;
- Дарение;
- Приобретение оборудования в кредит.
Высокая стоимость медицинского оборудования позволяет также использовать его в качестве взноса в уставной капитал медицинской организации
Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации. Согласно пункту 18 ПБУ 6/01 существует четыре способа начисления амортизации:
- линейный способ;
- способ списания стоимости пропорционально объему оказываемых услуг;
- способ уменьшаемого остатка;
- списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
Наиболее часто применяется первый (линейный) способ начисления амортизации. В этом случае годовая сумма амортизационных отчислений вычисляется, базируясь на первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, определяемой исходя из срока полезного использования этого объекта.
Для определения срока полезного использования объекта основных средств применяются следующие исходные характеристики:
- Ожидаемый срок использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью и мощностью;
- Прогнозируемая степень физического износа, зависящая от условий эксплуатации, влияния среды, системы проведения ремонта;
- Нормативно-правовые и иные ограничения использования объекта (срока аренды) (п. 20 ПБУ 6/01).
Второй метод – списание стоимости пропорционально объёму оказываемых услуг – в качестве исходных характеристик использует натуральный показатель объёма оказанных услуг за отчётный период и соотношение первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объёма услуг за весь срок полезного использования.
При использовании способа уменьшаемого остатка при начислении амортизации годовая сумма отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчётного года и нормы амортизации. Для определения нормы амортизации используются такие характеристики, как срок полезного использования объекта основных средств и коэффициент ускорения, устанавливаемый в соответствии с законодательством РФ.
Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования опирается на использование такой характеристики, как годовая сумма амортизационных отчислений. Она определяется, исходя из первоначальной стоимости основных средств и годового соотношения, в числителе которого стоит число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы этого объекта.
У организаций, применяющих УСН ( 15%), существуют особенности признания для налогообложения амортизационных расходов , что регламентируется ст. 346.18 НК РФ.
Организациям, оказывающим медицинские услуги, целесообразно, на наш взгляд, применять упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения «доходы минус расходы -15%», поскольку доля расходов у таких организаций значительная (амортизация оборудования, расходы на персонал, материалы и т.д.)
Если медицинская организация применяет общую систему налогообложения, то согласно статье 149 Налогового кодекса Российской Федерации услуги, оказываемые таким предприятием, не облагаются НДС.
Бухгалтерия в медицине имеет свою специфику, требует профессионального знания бухгалтерского и налогового учета, а также навыков работы со специализированным программным обеспечением.
Наша компания обладает многолетним опытом ведения бухгалтерского учета для предприятий, работающих в сфере оказания медицинских услуг, поэтому может предложить вам качественные бухгалтерские и аудиторские услуги. Для получения более подробной информации о наших услугах обращайтесь к нашим специалистам.
Представительство | от 25 000 рублей/ месяц |
Филиал иностранной компании | от 30 000 рублей/месяц |
Медицинский центр | от 35 000 рублей/месяц |
Интернет- магазин | от 30 000 рублей/месяц |
Рекламное агентство | от 25 000 рублей/месяц |
Оптовая торговля | от 70 000 рублей/месяц |
Розничная торговля | от 50 000 рублей/ месяц |
Способ применения плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов бюджетных средств.
Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета.
Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н была утверждена новая Инструкция по бюджетному учету. Действие инструкции распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Обороты по счетам бюджетного учета, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств (КОСГУ 310, 410, 340, 440, 510, 610, 560, 660, 730, 830), в регистры бюджетного учета следующего года не переходят.
19 – 21 разряд – код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
22 – 23 разряд – код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
24 – 26 разряд – код Классификации операций сектора государственного управления.
Разряды 18–23 образуют Код счета бюджетного учета.
Разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.
План счетов бюджетного учета состоит из Пяти разделов – две тысячи счетов:
Раздел 1. Нефинансовые активы;
Раздел 2. Финансовые активы;
Раздел 3. Обязательства;
Раздел 4. Финансовый результат;
Раздел 5. Санкционирование расходов бюджетов;
Раздел 1 «Нефинансовые активы» включает в себя сведения обо всех основных средствах, о непроизводственных (земля, недра и т. п.) и нематериальных активах, о начисленной амортизации (понятие «износ» больше не применяется), о материалах, готовой продукции и о капитальных вложениях.
Раздел 2 «Финансовые активы» объединяет в себе информацию обо всех денежных средствах и документах учреждения, о его финансовых вложениях (депозиты, акции других предприятий, ценные бумаги), а также обо всех видах дебиторской задолженности, включая бюджетную.
В разделе 3 «Обязательства» учитываются все виды кредиторской задолженности учреждения.
Раздел 4 «Финансовый результат» предназначен для отражения положительной либо отрицательной разницы между доходами и расходами учреждения. Помимо результатов деятельности за текущий год в этом разделе показываются финансовые итоги предыдущих лет, доходы будущих периодов и сведения по кассовому исполнению бюджета.
Раздел 5 называется «Санкционирование расходов бюджетов». В нем фиксируется информация о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях. Вести учет на счетах этого раздела будут распорядители бюджетных средств и казначейства.
В разделе «Забалансовые счета» предусмотрены счета для учета обеспечений исполнения обязательств, государственных и муниципальных гарантий, расчетных документов, ожидающих исполнения, и т. д.
Большинство счетов представляет собой не синтетические, а субсчета первого, второго и третьего порядка.
Значение показателя кода вида деятельности бюджетного учреждения (источник финансирования деятельности, указываемый в 18-м разряде кода номера счета бюджетного учета):
– 1 – бюджетная деятельность;
– 2 – приносящая доход деятельность;
– 3 – деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении.
Нематериальные активы – это нефинансовые активы, которые удовлетворяют одновременно следующим условиям:
> отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
> возможность идентифицировать (выделения, отделения) структуры от другого имущества;
> использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;
> не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
> наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).
Нематериальными активами являются не только оформленные документально (патентами, свидетельствами и т. п.) права учреждения на объекты интеллектуальной собственности, но и права «на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау)» (то есть не имеющие патентной защиты производственные и технологические секреты).
Первоначальная стоимость нематериальных активов с 1 января 2006 г. включает сумму платежей, связанных с уступкой (приобретением) не только исключительных, но и имущественных прав правообладателя. В результате в разряд нематериальных активов учреждений попадают как исключительные, так имущественные права пользования, например, произведениями киноискусства, литературы и т. п., если срок пользования превышает 12 месяцев. Документом на передачу таких прав учреждению может служить оформленный на основании договора с авторами акт передачи исключительных прав пользования на указанные произведения.
Аналогичным способом как на основные средства нужно рассчитывать амортизацию и по нематериальным активам. Но в отличие от основных средств, срок полезного использования по ним определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и т. д. Если срок использования нематериальных активов установить невозможно, то нормы амортизации устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности учреждения).
Амортизация на объекты нематериальных активов начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бюджетному учету, и производится ежемесячно до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бюджетного учета.
Начисление амортизации на объекты нематериальных активов не может производиться свыше 100 % стоимости объектов нематериальных активов.
Начисление амортизации на объекты нематериальных активов прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания этого объекта с бюджетного учета.
Начисление амортизации нематериальных активов в зависимости от их стоимости производится в следующем порядке:
На объекты стоимостью до 1000 руб. включительно амортизация не начисляется;
На объекты стоимостью от 1000 руб. до 10 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
На объекты стоимостью свыше 10 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.
Начисление амортизации на объекты нематериальных активов оформляется следующей записью:
Дебет счета 1 401 01 271 кредит счета 1 104 07 420.
Особенности учета в бюджете
Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.
Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:
- списки оборудования, подлежащего списанию;
- копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
- копии, снятые с протокола заседания комиссии;
- акты на списание техники.
Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.
К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.
Медикаменты списываются в таких случаях:
- при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
- при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
- при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).
Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.
Эквайринговые операции (расчеты пластиковыми картами)
Оплата пластиковой картой является одним из наиболее удобных видов оплаты услуг для физических лиц. Эти операции называются эквайрингом. Число медицинских организаций, предлагающих клиентам такую возможность, с каждым годом увеличивается.
Эквайринговые операции обладают целым рядом преимуществ по сравнению с другими видами расчётов:
- Снижение к минимуму наличных расчетов, что позволяет меньше беспокоиться о сохранности наличности, о рисках, связанных с приемом фальшивых денег, об организации кассы с выделением отдельного помещения и т.п.
- Поскольку все больше людей при расчетах применяют пластиковые карты, организация становится более привлекательной для клиентов, что, в свою очередь, приведет к увеличению оборотов;
- На операции по пластиковым картам не распространяется лимит расчетов наличными.
При пользовании услугой эквайринга обязательно наличие расчетного счета в банке, а также должен быть непременно заключен договор эквайринга.
Принцип работы с использованием эквайринга заключается в следующем:
- услуги организации оплачиваются с пластиковой карты клиента через специальное оборудование;
- банк-эквайер переводит ее на расчетный счет организации, при этом за свои услуги снимает комиссию.
Правовой статус организации
Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.
Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета
В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.
Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.
Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:
- 19–21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
- 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
- 24–26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.
Медикаменты в больнице и аптеке учитываются таким образом:
- Проверка составления регистров проводится раз в три месяца и является выборочной
- Необходим ежемесячный контроль особых медикаментов
- На проверенных документах обязательна подпись бухгалтера
- К статье расходов вспомогательные материалы относятся сразу же при поступлении в аптеку
- Списание цены невозвратной тары происходит одновременно со списанием соответствующих медицинских препаратов
- Обязателен контроль результатов ежегодной инвентаризации главой медицинской клиники.
Документация |
Проводимые аптекой регистры учета |
Детали составления |
|
Приход медикаментов от поставщика |
Выставленный продавцом счет |
1. Форма 6-МЗ (представляет собой документ, регистрирующий поступившие счета) 2. Форма 11-МЗ – представляет собой отчет, оформляемый аптекой. Оговаривается денежный приход и расход медикаментов |
Необходимо сделать 2 экземпляра отчета, один из которых заверяется заведующим аптекой и дальше хранится в бухгалтерии, а второй подлежит передаче заведующему аптекой. |
Выдача лекарств из аптеки непосредственно для лечения |
Накладная |
1. Форма 7-МЗ (представляет собой документ, учитывающий требования по розничным ценам на лекарства) 2. Форма 11-МЗ (представляет собой аптечный отчет о поступлении и выбытии медикаментов) |
Необходимо оформить два экземпляра. Первый выдается материально ответственному лицу, второй остается у аптеки. Страницы подлежат нумерации. Также необходима подпись главного бухгалтера. Затем данные отправляются в форму 11-МЗ |
Прибытие и вычет медикаментов, подлежащих количественному учету |
Оформление накладной либо счета от продавца |
Форма 8-МЗ (являет собой документ, регистрирующий количество лекарственных средств) |
Необходима подпись главного бухгалтера и обязательна нумерация страниц |
Расход особых медикаментов |
Накладная |
Форма 1-МЗ (ведомость выборки особых медикаментов) |
Необходимо заверение этого документа заведующим либо заместителем заведующего. Сумма по итогу отправляется в форму 8-МЗ |
Кто несет ответственность
Учет и отслеживание реализации и хранения лекарственных средств в ЛПУ подлежит лицензионному контролю. Отсутствие учета организации расценивается как нарушение требования, в результате которого можно попасть под административную ответственность, в том случае, когда оно не содержит признаков уголовного деяния.
К ответственности привлекаются те лица, которые используют медицинские изделия с истекшим сроком годности, либо те, кто использовал лекарства в незарегистрированном законом порядке.
Нарушителю полагается штраф. Для физических лиц он составляет порядка трех-четырех тысяч рублей, для юридических – тридцать-сорок тысяч рублей.
Медицинскими организациями являются юридические лица или ИП, имеющие лицензирование на право оказания услуг по предоставлению амбулаторной, неотложной, стационарной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения. В статье расскажем про бухучет в медицине, порядок начисления налогов и оформления документов.
Лицензия предоставляется сроком на 5 лет. Отзыв лицензии осуществляется при ненадлежащем хранении, реализации медикаментов и отсутствии документов, подтверждающих законность их поступления. В связи со строгостью норм законодательства важным условием ведения деятельности является налаженный учет, контроль и правильно организованный документооборот.
Ремонт и списание основного средства
Ремонт оборудования, произведенный в процессе эксплуатации, отражается в составе прочих расходов или остаточной стоимости основного средства. Если в процессе дооборудования произошло увеличение стоимости, сумма включается в величину остаточной стоимости. При замене частей, не увеличивающих стоимость, расходы на ремонт не отражаются на величине остатка.
Выбытие объекта путем списания осуществляется по истечении срока использования или до его окончания. Для списания оборудования в связи с выходом из строя и утратой потребительских свойств необходимо наличие экспертного заключения. Списание сопровождается составлением акта формы ОС-4. Остаточная стоимость имущества, не полностью амортизированного, учитывается в составе прочих расходов.