Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок лицензирования негосударственной (частной) охранной деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Росгвардия проводит проверку предоставленных документов, а также соответствие частной охранной организации обязательным и дополнительным требованиям (в зависимости от вида услуг, которые планирует выполнять ЧОП) и принимает решение о выдаче/отказе в выдаче лицензии в срок не более 45 рабочих дней со дня приема надлежаще оформленного заявления о предоставлении лицензии и полного пакета необходимых документов .
Положение о лицензировании частной охранной деятельности
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования негосударственной (частной) охранной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, учрежденными специально для оказания охранных услуг (далее именуется — охранная деятельность).
2. Лицензирование охранной деятельности осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее именуется — лицензирующий орган).
3. Лицензия на осуществление охранной деятельности предоставляется на 5 лет.
Срок действия лицензии может быть продлен на 5 лет по заявлению лицензиата, представляемому в лицензирующий орган не позднее чем за один месяц до истечения срока ее действия.
4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении охранной деятельности являются:
а) наличие письменного договора с каждым клиентом, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего охранную деятельность;
б) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции, квалификации, отвечающей требованиям Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и подтвержденной удостоверениями охранника;
в) соблюдение лицензиатом требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих охранную деятельность, а также оборот оружия и специальных средств.
5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования, организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, а также лицензируемой деятельности;
б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 N 50)
д) копии документов, подтверждающих наличие у руководителя охранной организации квалификации, соответствующей требованиям, предъявляемым Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Копии документов, не заверенные нотариально, представляются с предъявлением оригинала.
/Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии сокращен до 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов./
6. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней.
7. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) полное наименование лицензирующего органа;
б) полное наименование, организационно-правовая форма и место нахождения лицензиата, его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций, идентификационный номер налогоплательщика;
в) сведения об учредителях юридического лица;
г) дата принятия решения о предоставлении лицензии, ее номер и срок действия;
д) лицензируемая деятельность;
е) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
ж) основание и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
з) основание и дата аннулирования лицензии.
8. В целях контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган проводит плановые и внеплановые проверки.
Плановая проверка лицензиата может проводиться не чаще одного раза в 2 года, а ее продолжительность не должна превышать 5 дней. О проведении плановой проверки лицензиат извещается не менее чем за 3 дня.
Проверка наличия, организации хранения и учета лицензиатом оружия, патронов и специальных средств проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим оборот оружия и специальных средств.
Внеплановой проверке подлежит деятельность лицензиата, если в результате проведения плановой проверки были выявлены нарушения лицензионных требований и условий.
Внеплановая проверка проводится также в случае:
получения от органов государственной власти и контроля (надзора) информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиата, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков такого нарушения.
9. При проведении проверки лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан представить необходимые объяснения и документы.
10. По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых вручается лицензиату. В случае выявления нарушений лицензионных требований и условий в акте указывается, какие именно требования и условия нарушены, и устанавливается срок их устранения.
В зависимости от характера нарушения лицензирующий орган вправе вынести предупреждение лицензиату либо приостановить действие лицензии до устранения выявленных нарушений.
Лицензиат в течение установленного срока должен устранить выявленные при проведении проверки нарушения и известить об этом в письменной форме орган, проводивший проверку.
11. В случае изменения места нахождения либо замены руководителя охранной организации лицензиат обязан в 5-дневный срок письменно уведомить об этом орган внутренних дел по месту нахождения учетного дела.
12. О начале и об окончании оказания услуг по охране имущества лицензиат обязан в 5-дневный срок в письменной форме уведомить органы внутренних дел по месту нахождения учетного дела и по месту охраны имущества, а при его транспортировке — орган внутренних дел по месту нахождения учетного дела.
13. В случае принятия лицензирующим органом решения о приостановлении действия лицензии, ликвидации юридического лица или добровольного отказа лицензиата от лицензии лицензиат обязан в 5-дневный срок после получения уведомления о приостановлении действия лицензии, принятии решения о ликвидации юридического лица или добровольного отказа от лицензии сдать в лицензирующий орган лицензию и удостоверения охранника.
В случае принятия решения о возобновлении действия лицензии указанные документы подлежат возврату в течение 3 дней после принятия такого решения.
Утверждено
Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 14 августа 2002 г. N 600
ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ (ЧАСТНОЙ) СЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 N 50)
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования негосударственной (частной) сыскной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, для которых сыскная деятельность является основным видом занятости (далее именуется — сыскная деятельность).
2. Лицензирование сыскной деятельности осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее именуется — лицензирующий орган).
3. Лицензия на осуществление сыскной деятельности предоставляется на 5 лет.
Срок действия лицензии может быть продлен на 5 лет по заявлению лицензиата, представляемому в лицензирующий орган не позднее чем за один месяц до истечения срока ее действия.
Лицензия с правом консультирования
Для получения лицензии с правом консультирования и подготовки рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств предоставляются копии:
- штатного расписания, подтверждающего наличие в штате юрисконсульта;
- должностной инструкции юрисконсульта.
Для получения лицензии с правом обеспечения порядка в местах проведения массовых мероприятий предоставляются копии:
- документов, подтверждающих наличие собственных или арендованных транспортных средств;
- разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом или договора об оказании услуг связи, заключенного с юрлицом или ИП, оказывающим услуги связи на основании соответствующей лицензии.
Порядок проверки заявления на выдачу лицензии
Если по результатам такой проверки будет установлено, что ЧОП не соответствует требованиям в отношении отдельных видов работ или услуг, лицензия будет выдана только на те виды работ или услуг, в отношении которых выявлено соответствие ЧОП и предоставленных документов. Однако, для этого необходимо в заявлении на выдачу лицензии прописать такую просьбу. Или же сообщить об этом в дополнительном заявлении по форме, установленной Росгвардией. Такое заявление необходимо подать до момента принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.
Отказ в выдаче лицензии может быть по следующим основаниям:
- в заявлении или в приложенных к нему документах имеется недостоверная или искаженная информация;
- в ходе проверки установлено несоответствие ЧОП основным (организационным) или дополнительным лицензионным требованиям.
Проверка документации и выдача лицензии
Лицензирующим органом осуществляется проверка, которая состоит из 2 этапов:
- Первый — на достоверность и полноту представленной информации.
С этой целью в течение 5 дней со дня приема заявления сотрудник, которому на рассмотрение переданы бумаги, направляет межведомственные запросы, касающиеся уплаты госпошлины, госрегистрации ООО и наличия у него ИНН. Помимо этого сотрудник занимается проверкой руководителя организации, в частности фактов наличия у него судимости или нахождения его в розыске.
- Второй этап необходим для проверки соответствия соискателя лицензионным требованиям. Он осуществляется путем проведения внеплановой выездной проверки, по результатам которой в 1 экземпляре составляется акт проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.
По итогам проведенной работы сотрудник формирует лицензионное дело и готовит мотивированное заключение о возможности выдачи лицензии или об отказе в удовлетворении заявления.
Если принято положительное решение, то в срок до 3 рабочих дней после подписания лицензии и внесения данных о ней в единый реестр специальное разрешение лично вручается руководителю ООО или направляется в организацию почтовым отправлением.
При отрицательном решении в тот же срок заявителю направляется или передается мотивированное уведомление об отказе.
Дополнительные процедуры
Получением лицензии на частную охранную деятельность взаимодействие компании с лицензионными органами чаще всего не ограничивается. Случаи, когда снова потребуется обратиться за государственными услугами, перечислены в таблице:
Ситуация |
Государственная услуга |
Срок действия специального разрешения истек, а ООО намерено и дальше оказывать охранные услуги (подробнее о порядке действий в этой ситуации рассказано в статье «Как продлить лицензию на охранную деятельность?») |
Переоформление лицензии |
Компания намерена расширить перечень оказываемых охранных услуг, например добавить к охране объектов защиту жизни и здоровья граждан |
|
ООО прошло через процедуру реорганизации |
|
Изменилось местонахождение или наименование юридического лица |
|
Утрачен или поврежден бланк лицензии |
Получение дубликата |
Особенности проведения оценки соответствия лицензионным требованиям
До 2030 года вправе проводить выездные оценки соответствия заявителей обязательным требованиям, необходимые для предоставления, переоформления разрешения, внесения изменений в реестр разрешений, продления срока действия разрешения, подтверждения соответствия обязательным требованиям (в случае, если такие оценки предусмотрены нормативными правовыми актами), посредством использования средств дистанционного взаимодействия.
Работа охранника на крайнем севере
Прежде всего стоит отметить, что работа на северу трудна и имеет свои специфические особенности. Именно с этим и связана более высокая заработная плата охранников в этом регионе. Но здесь мало устроиться, требуется пройти испытательный срок, связанный с акклиматизацией человека, которую многие не проходят.
Часто вместе с местом работы идут общежития, оплаченное питание. Зарплата начинается от 100 тысяч рублей, ну а метод работы лишь вахтовый, на что есть конкретные причины. Тяжесть условий компенсируется самой высокой оплатой в рамках профессии, но необходимо помнить о здоровье.
Заработная плата охранников, работающих в магазинах
Чаще всего в магазины нанимают охранников, закрепленных за определенной организацией. Естественно, больше будет зарабатывать охранник, имеющий лицензию и большой стаж работы. Также в магазины можно устроиться охраником, но это будет неофициально. Человек, занимаемый такую должность, часто оформляется по документам на контроллера торгового зала.
Сотрудники частных охранных организаций(ЧОП или ЧОО) могут рассчитывать на зарплату немного большую, чем в торговых центрах, магазинах и предприятиях. Некоторые ЧОП могут обслуживать дома состоятельных людей или их организации. ЧОП считаются весьма не плохими работодателями и, соответственно, требуют рабочие лицензии. Кроме того, некоторые частные охранные организации могут помочь нанимаемому человеку пройти обучение в области профессии, однако за это придется заплатить.
НЕ ЗНАЛА БАБА ХЛОПОТ…
Идея профстандартов возникла в высоких умах еще в 2023 году. Тогда на страну посыпались нацпроекты, и, как решило руководство страны, единственное, что мешает нацпроектам цвести и пахнуть, — это корявое население, которое в своих профессиях ни в зуб ногой.
На переходный период (для всех профессий) отвели три года. За это время в рамках закона №122-ФЗ (о профстандартах) было этих самых профстандартов утверждено уже более 1,2 тыс., придумали стандарты даже для официанта и бармена.
В стандартах должны быть «предусмотрены основные требования к охранной деятельности, необходимые для обеспечения безопасности образовательных организаций, медицинских учреждений, защиты жизни и здоровья заказчика…» и т. д.
Вся эта непонятная возня на государственном уровне стоила немыслимых государственных денег. Но были у затеи и свои плюсы. Так, тысячи госчиновников и компаний, участвующих в разработке стандартов, получили работу и, соответственно, неплохой доход.
А кроме того, у государства появилась возможность убрать с рынка целые профессиональные сообщества и заменить их «своими»: вместо 80% охранников, которые не пройдут квалификацию, охранять те же школы и больницы будут трудоустроены сотрудники полиции, росгвардейцы и т. д.
Помимо этого создана отдельная полугосударственная услуга, за которую теперь должен платить каждый работодатель. С начала этого года, например, РЖД перестали тестировать своих работников и в соответствии с новым законом перешли на независимое тестирование, осуществляемое центрами частно-государственного партнерства извне.
На ту же самую систему переходят банки. А что делать, если работник не может пройти квалификацию? Тут у окологосударственных структур тоже огромные возможности заработать — работодатель может направить работника на специальные курсы повышения квалификации.
- копии учредительных документов;
- копия свидетельства о государственной регистрации (листа записи о регистрации);
- копия документа о постановке на учет в налоговом органе;
- копии документов о регистрации изменений (если они были);
- документ об уплате госпошлины;
- справка из налоговой об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов (полученная не позднее чем за 60 дней до подачи заявления);
- документ, подтверждающий наличие у организации необходимого уставного капитала;
- заключение МЧС и Роспотребнадзора о соответствии требованиям;
- копия документа о регистрации ККТ;
- документы, подтверждающие наличие помещений в собственности или в аренде.
Что прописать в документации на конкурентные закупки
Шаг 2. Пропишите дополнительные требования к участникам по ч. 2 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ. Если закупаете услуги по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, установите дополнительные требования к участникам закупки.
Дополнительные требования к участникам |
Документы, которые подтверждают, что участник соответствует доптребованиям |
---|---|
Наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке исполненного контракта (договора) по 44-ФЗ или 223-ФЗ на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена такого контракта (договора) — не меньше 20% от НМЦК |
Копия контракта (договора), сведения о котором есть в реестре контрактов. Этот контракт исполнялся без неустоек (штрафов, пеней). Копия акта (актов) выполненных работ, который содержит обязательные реквизиты по ч. 2 ст. 9 Федерального закона о бухучете и подтверждает его стоимость. Этот акт подписывается не раньше 3 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке |
Росгвардия делегировала часть своих полномочий ЧОПам
ФНС собирается бороться с различными схемами уклонения от уплаты налогов, привлекая к платежам дебиторов должника. По мнению чиновников, их счета могут использоваться незаконно для сокрытия чужих доходов. Это фирмы, у которых перед нарушителем налогового законодательства имеются, в свою очередь, долги.
Определив дебитора, ФНС будет выносить решения в отношении их и заставлять расплачиваться по долгам партнера. Механизмы такие же, как и в отношении самой фирмы: обращение взыскания на содержимое банковских счетов (денежные средства, драгметаллы). Решение выносится только при подтверждении дебиторской задолженности обеими сторонами – должником и его дебитором.
Сначала дебиторам предложат перечислить деньги добровольно на счет партнера-должника перед бюджетом, который указан в решении ФНС. Если дебитор не заплатит, задолженность взыщут принудительно. По законодательству взыщут долг приставы-исполнители.
В статье 125 НК РФ оговаривается ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования, распоряжения имуществом, на которое наложен арест или приняты обеспечительные меры (залог). Налоговики планируют распространить действие статьи на дебиторскую задолженность.
ФНС намерена ужесточить контроль над специальными банковскими счетами (спецсчетами) с целевым предназначением. Чиновников интересует порядок открытия и использования спецсчетов с целью взыскания обязательных бюджетных платежей с них. Реализуется возможность обеспечительных мер (блокировки) в отношении данных счетов.
«Гармонизация законодательства» (так определяет эту процедуру Минфин) может коснуться целого ряда счетов, список которых не является закрытым. Так, в инструкции Банка РФ № 153-И от 30/05/2014 (гл. 2) упоминаются спецсчета: клиринговый, эскроу, залоговый счет, номинальный счет и др.
Спецсчета обязательны в сфере госзакупок, оборонного заказа (ФЗ № 44-ФЗ, № 275-ФЗ), долевого строительства (спецсчет застройщика, ФЗ № 214-ФЗ), ЖКХ (спецсчет управляющей компании, ст. 170 ЖК РФ).
Каких из них конкретно коснутся нововведения, пока не ясно.
Сейчас невозможно открыть новый счет в банке, если есть решение о полной или частичной блокировке существующего счета. Налоговики планируют убрать это ограничение из законодательства.
Новый расчетный счет открыть фирма сможет вполне законно, даже если есть решение о приостановке операций по уже имеющимся счетам. Однако избежать уплаты в бюджет долгов по налогам и сопутствующих платежей таким способом не удастся: на вновь открываемые счета обеспечительные меры тоже будет распространяться.
Кроме того, ФНС хочет закрепить за собой право на частичную отмену (замену) обеспечительных мер, если плательщик частично исполнил решение налогового органа по уплате долга государству. Когда фирма начинает перечислять деньги, с имущества арест может быть снят, приостановка по счету – тоже, полностью или частично.
К сведению! Механизма, по которому будет осуществляться эта идея, пока нет, поправки в налоговое законодательство разрабатываются ведомством. Очевидно, Минфин не намерен затягивать с их реализацией.
Закупка охранных услуг проводится по коду ОКПД 2 — 80.10.12.000 Услуги охраны. Многие заказчики самостоятельно решают провести закупочную процедуру данного вида услуг. Для других заключение контракта на охрану — обязанность.
После получения лицензии
Оформив лицензию, компания вправе приступить к оказанию услуг, при этом важно помнить о возможных плановых и внеплановых проверках компании на соблюдение требований лицензионного законодательства. В случае выявления нарушений, лицензия может быть приостановлена или аннулирована.
Также, в процессе деятельности иногда происходит внесение изменений ООО и некоторые такие изменения влекут за собой необходимость переоформления лицензии.
На что дает право лицензия?
Виды услуг, которые требуют обязательного наличия лицензии на охранную деятельность, определяются статьей 3 ФЗ-2487-1. Разрешение понадобится, если компания планирует:
- Защищать жизнь и здоровье частных и публичных лиц.
- Охранять и сопровождать имущество.
- Подключаться к сигнализации и реагировать на ее срабатывание.
- Защищать помещения, здания или территорию от незаконного проникновения.
- Обеспечить безопасность на массовых мероприятиях.
- Устанавливать пропускной режим на охраняемом объекте.
- Составлять рекомендации и проводить консультации по вопросам охранной деятельности.
При обнаружении грубых нарушений условий лицензирования разрешение может быть приостановлено на 31 день. Если проблемы не устранены, возможен полный отзыв лицензии.
Сотрудники ЧОО не должны:
- Допускать кражу или потерю оружия, использовать его в преступных целях.
- Превышать полномочия и причинять в следствие этого серьезный вред человеку.
- Оказывать услуги, не прописанные в лицензии.
- Препятствовать должностным лицам получить доступ к оружию или документам ЧОО.
Наказание за работу без соответствующего разрешения устанавливается статьей 20.16 КоАП РФ:
- Для физических лиц: 1 500 – 2 500 рублей.
- Для должностях лиц: 2 000 – 3 000 рублей.
- Для юридических лиц: 20 000 – 30 000 рублей.
- Незаконное профессиональное обучение по охранной деятельности: 4 000 – 5 000 рублей для руководителя организации.
Получение лицензии на частную охранную деятельность – отличный способ избежать проблем в будущем и повысить доверие клиентов к своим услугам.
Каковы условия получения лицензии?
В отношении фирм, претендующих на получение лицензии, о которой идет речь, законодатель выдвигает отдельные требования. Так, фирма-претендент должна во всех случаях:
- иметь уставный капитал в величине не менее 100 000 рублей (в ряде случаев — 250 000 рублей в соответствии со статьей 15.1 Закона № 2487-1);
- соответствовать требованиям, установленным статьей 15.1 Закона РФ № 2487-1 (то же самое касается руководителя и учредителей ООО);
- соответствовать требованиям, установленным статьей 11 Закона РФ № 2487-1;
- соблюдать правила, установленные в отношении оборота оружия и различных специальных средств.
Прочие лицензионные требования разнятся в зависимости от конкретного вида охранной деятельности фирмы. Он может быть представлен, таким образом:
- Деятельностью по защите граждан и имущества.
В этом случае дополнительное лицензионное требование — наличие должностной инструкции, разработанной претендентом на лицензию для своих работников.
- Деятельностью по защите объектов, на которых устанавливаются технические средства охраны.
Здесь в числе требований — наличие у претендента на лицензию:
- огнестрельного оружия, специальных средств;
- в структуре штата — подразделения, которое ведет дежурную работу круглосуточно;
- ресурсов для связи с таким подразделением, а также с уполномоченными структурами МВД;
- в составе штата — специалиста в области обслуживания технических средств обеспечения безопасности;
- транспортных средств;
- средств пассивной защиты работников.
- Деятельности по предоставлению консультаций по вопросам безопасности.
Здесь требование — наличие в штате специалиста, который имеет высшее образование и может давать необходимые консультации.
- Деятельность по обеспечению общественного порядка.
Здесь требования заключаются в наличии у претендента на лицензию:
- должностной инструкции для работников, которые обеспечивают общественный порядок;
- ресурсов для обеспечения связи между такими работниками, дежурным подразделением фирмы и уполномоченными структурами МВД.
- Деятельность по осуществлению пропускного режима на различных объектах.