Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Психологические особенности детей 3-4 лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.
Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.
Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.
Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.
В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе— это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.
Выделяют четыре типа темперамента.Рассмотрим каждый из типов более детально.
Профессиональная помощь
Если родители не в состоянии самостоятельно справиться с проявлениями кризиса, следует обратиться за помощью к профильному специалисту. Для начала это может быть детский психолог.
Какие тревожные признаки указывают на такую необходимость:
- страх самостоятельности и отказ от неё;
- отстранённость от родителей;
- склонность к садизму;
- слишком частые и длительные истерики;
- эмоционально-поведенческие отклонения, характерные для кризиса 3 лет, сказываются на физическом состоянии.
При интенсивных, часто повторяющихся гипобулических припадках (истериках или судорогах) ребёнок направляется к неврологу, который проводит физическое обследование. Он оценивает рефлексы, чувствительность, координацию, мышечную силу и тонус. Это необходимо для дифференциальной диагностики кризиса с неврологическими заболеваниями.
Если диагностируется неврологическое или психическое расстройство, назначается курс лечения с приёмом детских успокоительных препаратов и прочими методиками терапии. При их отсутствии реализуется психокоррекционная программа по преодолению кризиса.
Она обычно состоит из следующих этапов:
- Работа с родителями: объяснение им сути кризиса 3 лет и рекомендации, как себя вести.
- Работа с факторами, усугубляющими и облегчающими кризис. Первые по возможности устраняются, на вторых делается акцент.
- Работа непосредственно с ребёнком. Это могут быть сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, изотерапия, символдрама, ролевые игры и т. д.
Обычно дело ограничивается 5-6 сеансами, в результате которых ребёнок становится более спокойным, а родители приобретают знания, как правильно себя вести в критических ситуациях.
Любовь к традициям и важность режима
Нервная система ребенка еще сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.
А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.
И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом “зеленом” диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.
Как правильно вести себя с детьми: психология отношений
Как пережить кризис трёх лет с минимальными нервными потрясениями и при этом не навредить ребёнку — первый вопрос, возникающий у обеспокоенных родителей. Важно изначально настроить себя на позитивное отношение к переменам. Некогда примерные сын или дочь ужасно себя ведут не потому, что плохо воспитаны или тем более генетически предрасположены к девиантному поведению. Вовсе нет. Кризис — такой же естественный процесс, как рост или развитие речи. Осознание неизбежности важного этапа, понимание внутренних механизмов бунта поможет справиться с самыми тяжёлыми капризами трёхлетки.
Виктория Корпачёва: «Кризис трёх лет — это нормальный возрастной этап развития человека. Но родители могут повлиять на интенсивность и длительность периода «непослушания». Первый шаг — понимание, что ребёнок нуждается в самостоятельности. Он впервые очерчивает свои личные границы, при этом одновременно давит на родительские. Ему важно понять, как общаться с социумом, и это происходит через изучение «пределов» в общении с родными людьми».
В 3-4 года малыш жадно изучает мир. Помогайте ему узнать и увидеть как можно больше. Гуляйте с ним, читайте вслух сказки и истории, предоставляйте возможность общения со сверстниками.Для крохи наилучшая форма восприятия информации – это игра. Нужно чутко реагировать на темпы его развития, пытаясь научить его тому, что он еще не умеет, но уже может освоить.
В это время ребенок активно перенимает навыки по самообслуживанию: он уже способен справляться с одеждой, мыть руки, складывать игрушки после игры. Поощряйте его, и он быстро привыкнет к установленному порядку. Показывайте, как лучше выполнить то или иное задание.Малыш изучает также и себя. Он исследует свои возможности, формирует отношение к себе. Взрослым нужно вести с ребенком беседы о нем самом, рассказывать, каким он был раньше, отмечать его успехи.
Стоит ограничить пребывание ребенка перед телевизором или компьютером, особенно перед сном – такая психическая активность может вызвать нарушения сна.
Когда стоит обратиться к психологу?
Консультация у психолога поможет родителям правильно выстроить отношения с малышом, чтобы он рос спокойным, уверенным в себе и социально адаптированным. При воспитании ребенка в возрасте 3-4 года психология способна дать действенные советы.
Однако бывают ситуации, когда встреча с психологом не просто желательна, а необходима. Если вы заметили, что у ребенка резко изменился характер, появились страхи, кошмары, устойчивое состояние тревожности – заходите в Центр психологической помощи «Инсайт». Опытный специалист определит причину проблемы и подскажет эффективный способ ее устранения.
Когда ребенок узнает о животных, он не только изучает, какие звуки они издают и как они выглядят, но также знакомится с аспектами родной культуры, ведь в детских книгах именно животные часто выступают главными героями, которые несут какую-либо идею и показывают, как устроен мир вокруг него. Так что животные — неисчерпаемая тема для разговора.
- Какое у тебя любимое животное? Почему?
- Где живут утки?
- Как говорит поросенок?
- Какие животные живут на ферме? А в лесу?
- Каким животным ты хотел бы стать?
Три года — время взрывных чувств, когда разгон от полного счастья до приступа гнева составляет каких-то пару секунд. Сейчас очень важно говорить с ребенком о чувствах и помогать ему их проживать.
- Что делает тебя счастливым и веселым? Отчего тебе бывает грустно?
- Что кажется тебе страшным? Почему оно тебя пугает?
- Что сегодня было смешного?
- Из-за чего ты можешь стесняться?
- Что ты больше всего любишь делать?
Физическое развитие: на год старше
Не случайно в детский сад детей отдают чаще всего с 3 лет. Именно в этом возрасте у ребенка должны быть отработаны основные навыки самообслуживания, поведения соответственно правилам коллектива, а уровень физического развития открывает большие возможности для отработки все более сложных навыков.
В 3-4 года ребенок уже может:
- бросать мячик через голову;
- хватать катящийся мячик;
- бить по движущемуся мячу ногой;
- спускаться по ступенькам, переступая обеими ногами по очереди (а не «приставным» шагом с одной ноги);
- бегать, огибая препятствия;
- стоять и прыгать на одной ноге;
- удерживать равновесие на качелях;
- ездить на трех- или четырехколесном велосипеде;
- пританцовывать в такт музыке.
Малыш значительно приумножил навыки самообслуживания:
- он ест вилкой и ложкой;
- во время еды не пачкает одежду;
- может сам аккуратно ходить в туалет;
- моет руки с мылом;
- чистит зубки;
- умывается;
- может сам одеться (если вещи без застежек), не путая последовательность;
- обувает обувь с липучками.
Знаете ли вы своего ребенка? Возрастные особенности детей 3-4 лет
Автор: Полещук Наталья Николаевна, Винокурцева Елена Борисовна
Организация: МБДОУ № 41 «Уголёк»
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Междуреченск
Цель: создание положительного эмоционального комфорта у родителей в процессе общения. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам развития и воспитания детей 3-4-х лет.
Задачи: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет; способствовать получению практических навыков по формированию у детей культурно-гигиенических навыков в домашних условиях.
Участники: родители, воспитатели II младшей группы, педагог-психолог.
План мероприятия:
1. Вступительная часть.
2. Мини-лекция с презентацией.
3. Практикум.
4. Заключительная часть.
Материал: компьютер, экран, диапроектор, анкеты, карандаши, рекомендации.
Ход мероприятия
1. Вступительная часть
Начнем нашу встречу с теста, «Какой Вы воспитатель» (Приложение).
Хочется задать Вам несколько вопросов:
- Наблюдаются ли какие-то изменения в развитии ребёнка?
- Стал он другим за год?
- Что нового появилось?
Это важно выяснить, поскольку некоторые родители не видят этих изменений, не замечают, в каком лице говорит о себе их ребёнок, не видят его потребностей и т.д.
Родителям очень важно знать об особенностях развития ребёнка. Задержки в развитии также недопустимы, но следует помнить, что возможности маленького ребёнка велики, но не безграничны. Поэтому родителям важно знать психофизиологические показатели развития детей.
Четыре года – возраст, когда ребенок вроде бы уже и повзрослел, но все-таки, еще маленький. Активно развивается психика, малыш начинает испытывать более разнообразные, чем раньше, эмоции, становится очень восприимчивым к реакциям взрослого. В этот период от родителей потребуется максимум деликатности, чтобы мягко и незаметно для ребенка корректировать его характер.
2. Мини – лекция с презентацией «Развитие и воспитание детей трёх, четырёх лет жизни»
Что же характерно для ребенка четвертого года жизни?
Прежде всего, физическое развитие, бурный рост.
У детей 3-4 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на излишнюю активность, но детям в этом возрасте трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.
СЛАЙД №1
- Ребенок ходит: на носочках; высоко поднимая колени; мелкими, широки, приставными шагами.
- Ходит и бегает в разном темпе (умеренном, медленном, быстром).
- Прыгает на месте, с продвижением вперед и назад, через препятствие.
- Бросает мяч в цель, ловит двумя руками.
- Выполняет последовательность разнообразных двигательных действий в течение 10 минут.
- Управляет своим телом, например, удерживает равновесие при ходьбе по наклонной доске.
Но движения ребенка ещё не достаточно точные и четкие. Для детей в этом возрасте характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и. д. В последующие годы, выполняя различные упражнения, движения будут совершенствоваться.
Уже к концу 3-го года, начала 4-го года ребенок становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.
СЛАЙД № 2
- Малыш знает и пытается соблюдать основные санитарно-гигиенические требования: правильно пользоваться туалетом.
- Моет руки с мылом после туалета, прогулки, перед едой, по мере загрязнения; умывается, чистит зубы.
- Ребенок аккуратно ест, умеет пользоваться столовыми приборами.
- Может самостоятельно обуваться и одеваться, застегивать одежду.
- Осваивает унитаз.
Важно помнить, что не надо делать за ребенка то, с чем он может справиться сам.
Здесь важно иметь в виду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Ребёнку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.
В этом возрасте происходит осознание ребенком себя, ребенок хочет быть взрослым. Ребёнок не желает подчиняться требованиям взрослых, перестраиваются отношения между ним и взрослыми. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями.
Внешне эти изменения выражаются в том, что ребенок говорит о себе не в третьем лице, а в первом. Всё чаще слышится выражение «Я сам!». Это явление получило название кризиса трех лет, когда ребенку свойственно проявление негативизма, капризов и упрямства.
СЛАЙД №3
- НЕГАТИВИЗМ
- УПРЯМСТВО
- КАПРИЗЫ
- УПРЯМСТВО
Негативизм – это желание ребенка делать наоборот, не подчиниться ни в коем случае воле взрослого.
Упрямство – своеобразная защитная реакция против влияния взрослых. Любимое выражение упрямого ребенка: «Я хочу».
Капризы – это то — же своего рода защитная реакция, но любимое выражение капризного ребенка: «Я не хочу».
Упрямый ребенок настаивает на своём не потому, что ему так сильно хочется чего-то, а потому, что он это потребовал.
Тоже можно сказать и о негативизме. Только «негативисту» всё равно, что делать, лишь бы наоборот, а упрямцу важно сделать именно, то, на чем он настаивает.
При этом перед сверстниками и «посторонними» взрослыми ребёнок не демонстрирует свою независимость.
Одной из основных ошибок воспитания, ведущей к появлению этих проявлений является повышенная требовательность родителей, в приучении ребенка к порядку, без учета его реальных умений. (Бесполезно требовать от ребенка 3-4 лет, что бы он был чистым, не трогал котенка, не стоял в песке на коленях и т.д.). У детей нет врожденного стремления к чистоте, эти все качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребенка к опрятности, но не возмущаться, что не всё ещё у него получается.
В этом возрасте малыш начинает учиться налаживать отношения с окружающими. Он уже лучше может контролировать, что значит быть добрым. Как делиться игрушками. Но конфликты все же случаются, т.к. ребенок использует эти навыки короткое время, пока ему комфортно и он чувствует себя в безопасности.
СЛАЙД № 4
- Ребенок проявляет разные формы выражения симпатии и антипатии; просит прощения, проявляет заботу, ласку.
- Замечает настроение родителей или других близких людей.
- Знает и называет по имени себя, родителей и иных людей, с которыми часто общается.
- Проявляет интерес к взаимодействию со сверстниками, активно включается в совместные игровые действия.
- Знает вежливые слова и основные правила поведения в разных местах и ситуациях.
- Знает и может назвать части тела.
- Проявляет интерес и потребность к познанию окружающего нас мира.
Когда маленький человек только начинает усваивать социальный опыт, большую роль в воспитании играет положительный пример взрослых. Бывает и так, что родители требуют от ребёнка одного, а сами поступают по-другому. Ребёнок не знает, как правильно, начинает хитрить, приспосабливается.
Дети эмоциональны, чутки к поведению и настроению взрослых. Ребенок начинает реагировать не только на то, что ему говорят родители, но и на то, как говорят. Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими манерами поведения, привычками, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребенку или не ругайте его за это.
В этом возрасте возрастает способность к самостоятельным действиям. Дети любят играть, рисовать, лепить, конструировать, слушать сказки.
Нужно отвести ребёнку место, удобное для игры. Взрослым рекомендуется активно включаться в игры, взяв себе какую-нибудь роль. Важно помнить, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста – это игра.
У ребенка в 3-4 года возрастает познавательная активность. Дети четвёртого года жизни любознательны, они задают вопросы взрослым. Ещё этот возраст называют: «Возраст почемучек?». Активность в задавании вопросов подавлять не надо, не препятствуйте желанию малыша узнать, как можно больше.
СЛАЙД № 5
- Ребенок знает основные цвета.
- Сравнивает объекты по длине, ширине и высоте.
- Относится к игрушкам как к живым существам (разговаривает с ними, кормит, поит т.д.).
- Устанавливает элементарные причинно-следственные связи (например, листочки опали, потому что холодно).
- Классифицирует предметы по одному значимому признаку (например, отделяет кубики красного цвета от кубиков зеленого цвета).
- Познает объекты с помощью разных органов чувств (трогает, нюхает и т.д.)
- Знает основные геометрические формы (шар, куб).
- Знает, что происходит в разные части суток.
Уже отмечалось, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, поэтому игровая форма будет лучшим вариантом, для изучения чего бы то ни было – стихотворений, песенок.
У малыша в возрасте 3-4 лет речь уже достаточно развита для того, чтобы ее хорошо понимали незнакомые люди. При разговоре может часто заикаться и запинаться, когда пытается что-то объяснить. Иногда взрослых может утомить болтовня ребенка, но никогда не показывайте это малышу. Вы должны проявлять искренний интерес к тому, о чем он говорит. Именно так начинаются доверительные отношения между ребенком и родителем.
СЛАЙД № 6
- Ребенок использует различные части речи.
- Правильно называет предметы, их качества, действия с ними.
- Знает обобщающие слова (например, овощи, фрукты, игрушки).
- Согласовывает существительные, прилагательные и глаголы (мальчик идет, дети идут, сладкий торт – сладкая конфета).
- Употребляют предлоги в, на, под, над, за.
- Пересказывает несложный текст.
- Декламируют стихи.
Важно помнить:
Каждый ребенок уникален и развивается по-своему…
- Хотя все дети в своем развитии проходят примерно одни и те же стадии, но делают они это по-разному.
- Некоторые осваивают новый навык очень быстро, а другие – медленнее.
- Важно не то, каков ваш ребенок в сравнении с другими детьми или стандартами для своего возраста, а то, что он движется в перед в своем темпе, что он здоров и счастлив, что его любят.
3. Практикум
В выходные дни вы много времени проводите со своим ребенком и чтобы не прерывался освоения навыков самообслуживания, надо помогать детям в овладении необходимыми навыками, больше с ними общаться. Например, показывать, как раскладывать ложки, убирать игрушки, складывать правильно вещи, мыть руки, пользоваться салфеткой и т.д.
Мы очень надеемся, что всё то, чему вы сегодня научитесь, будете применять в своей семье. И так:
Привитие навыков самообслуживания является началом трудового воспитания ребенка и пронизывает всю его жизнедеятельность. С раннего детства детям прививайте навыки ухода за собой, своими вещами, игрушками, помещением. Начинайте с самых элементарных навыков, постепенно усложняя их, старайтесь предоставить ребенку больше самостоятельности.
Важно ребенка научить: самостоятельно умываться; пользоваться туалетом;
воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде.
Активизируйте речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используйте художественное слово.
Формируйте умения и навыки опрятности; положительное отношение к сверстникам; культуру поведения в коллективе; скромность, вежливость, сдержанность.
Как уже отмечалось — большое значение имеет художественное слово (потешки, прибаутки), например, при умывании говорим про водичку:
«Водичка, водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щёчки закраснели,
Чтобы губки улыбались,
Чтобы зубки кусались».
Перед едой о продуктах и посуде:
«Это ложка, это чашка
В чашке гречневая кашка
Кошка в чашке побывала,
Кашки гречневой не стало».
Во время переодевания про одежду:
«Вот они, сапожки:
Этот – с правой ножки,
Этот – с левой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем сапожки».
В этом возрасте детки сами одеваются и раздеваются, но зачастую родители торопятся и не дают самостоятельно переодеться. Научить детей переодеваться в определенной последовательности не так, то просто. Основная деятельность детей – игра. Играя с ребенком, его можно научить многому. В играх можно использовать самые различные игрушки (куклу можно накормить, одеть, покупать, уложить спать), ещё играя необходимо использовать такие приемы как: напоминания и показывания каждого действия и их последовательность.
Торопясь родители сами нарушают алгоритм раздевания, поэтому мы решили с вами, товарищи родители, поиграть в игру «Собери ребенка в детский сад».
Цель: формировать навыки последовательности действий одевания и раздевания ребенка на прогулку.
И самое главное, чтобы научить и закрепить культурно-гигиенические навыки у ребенка, надо в первую очередь начать воспитывать себя. И главное не делайте все за ребенка, наберитесь терпения и постарайтесь выделить больше времени для общения с ним!
4. Заключительная часть.
В завершении нашей встречи еще раз хочется напомнить, что ребенок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он болезненно реагирует на то, что окружающие считают его слабым и неумелым. Дайте понять ребенку, что вы уважаете его чувства, желания, мнения и считаетесь с ними.
Помните три незыблемых закона, которые должны сопровождать вас в воспитании ребенка: понимание, любовь и терпение. Не ругайте своего ребенка за временные неудачи.
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!
(Раздача памяток для родителей «Воспитание детей 3-4 лет» (Приложение 2).
Приложение 1
Тест для родителей.
«Какой Вы воспитатель».
Попробуйте. Не торопясь, предварительно обдумав, ответить на вопросы теста, используя ответы да, нет, иногда.
- Одинаковые ли у Вас с мужем (женой) взгляды на воспитание детей?
- Считаете ли Вы, терпение, настойчивость и последовательность – главные принципы в воспитании ребенка?
- Часто ли Вы обращаетесь к ребенку в форме просьбы, а не приказа?
- Если ребенок в чем-то серьезно, с Вашей точки зрения, провинился, считаете ли Вы, что это – прямой результат неправильного воспитания?
- Часто ли Вы прибегаете в общении с ребенком к строгому и категорическому запрету?
- Считаете ли Вы, что внешняя среда влияет на воспитание и характер ребенка не меньше, чем родители?
- Вы заняты чем-то важным по дому или работе. Ребенок неожиданно предлагает свою помощь. Примете ли Вы ее охотно и без колебаний, хотя допускаете, что это сильно усложнит или задержит по времени работу?
- Испытываете ли Вы чувство вины, когда отмахиваетесь от ребенка фразами типа: «Оставь меня в покое», «Я слишком устала», «Не отвлекай меня», «Я занята, не мешай» и т.д.?
- Интересны ли вам книги, теле- и радиопередачи, публикации в газетах, журналах на тему воспитания детей?
- Считаете ли Вы, что нужно обратиться к детскому психологу, если возникли проблемы в воспитании ребенка?
За каждый ответ «ДА» запишите себе 2 очка, за ответ «НЕТ» — 0 очков, за ответ «ИНОГДА» — 1 очко.
Результаты теста «Какой Вы воспитатель?».
Менее 6 очков. У Вас, очень смутные представления о воспитании: необходимо срочно браться за книги и восполнять серьезные пробелы в знаниях о психологии ребенка и о том, как с ним общаться. Возможно, Вам нужна помощь психолога.
От 7 до 14 очков. Вы все делаете правильно, но времени ребенку уделяете явно недостаточно. Постарайтесь начать хотя бы с того, чтобы полностью посвятить ребенку выходные, а в течении недели, как бы Вы не устали после рабочего дня, хотя бы полчаса проводите с ребенком. Ему не столь важна продолжительность общения с Вами, сколько интенсивность.
От 15 и выше. Вы прекрасные родители. Ваш ребенок получает в достаточной мере и внимания, и необходимого контроля. Но не успокаивайтесь на достигнутом – пределов совершенству нет, особенно в таком деле, как воспитание детей.
Приложение 2
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Воспитание детей 3 — 4 лет
Кризис трех лет
Трёхлетие знаменуется кризисом, который можно назвать — «Я сам». Малыш уже полностью осознает себя личностью и испытывает настоятельную потребность — во что бы то ни стало заявить о своей индивидуальности, проявить свое «Я». Но как это делается – он ещё не знает, поэтому идёт самым «простым» путём – противопоставляет себя взрослым и действует вопреки воле родителей.
Родителям нужно понимать, что кризис – это временное явление, и малышу в этот период самому не сладко! Помогите ему! Для развития личности ребенка очень важно, чтобы он чувствовал себя значимым, любимым и нужным. Относитесь к нему как к равному, предоставьте больше свободы и постарайтесь быть гибкими.
Чем больше понимания, юмора и отвлекающих моментов будет в вашем общении с ребенком, тем доброжелательнее и приятнее будет обстановка в семье, а ребенок — более отзывчивым и гибким.
Старайтесь избегать конфликтных ситуаций (уберите всё, что действительно «нельзя», не проходите мимо аттракционов, если у вас мало денег и т.п.), старайтесь сглаживать разногласия и учите этому вашего кроху. Но не бойтесь ввести пару – тройку ограничений, при этом будьте последовательны и не отступайте от введенных вами правил, строго следуйте им, не поддавайтесь на провокации (топанье ногами, громкий плач и т.д.). Учите малыша выражать свои мысли, желания и чувства словами, а не истериками.
Плохое поведение
Многие родители жалуются, что в период трехлетия ребенок становится упрямым, дерзким, враждебным, непослушным и неуправляемым. По мнению детского психиатра Рудольфа Дрейкурса и известного психолога Юлии Гиппенрейтер существует четыре основные причины плохого поведения ребенка:
- Нехватка внимания – это наиболее распространенная причина плохого поведения детей. В большинстве случаев, с трех лет дети начинают ходить в детский сад, а мамы выходят на работу. И естественно, что теперь малыш не получает от своих родителей столько же внимания, как прежде.
В такой ситуации родители должны уделять своему ребенку как можно больше внимания по вечерам и в выходные дни. Ребенок, конечно, и так будет его требовать: «Мама, почитай мне. Мама, поиграй со мной. Мама, у меня не получается». И если мама отмахивается от ребенка, ссылаясь на усталость или домашние дела, он начнет искать другие способы привлечь её внимание – и они не всегда будут «адекватными».
Ведь ребенок очень быстро начинает понимать, что если он спакойненько сидит один в комнате и играет в «конструктор», никто на него и внимания не обратит. Зато когда он что-то бросил, разбил, взял опасную или недозволенную вещь – вот тогда и появляется внимание, пусть и негативное, но внимание.
Поэтому старайтесь игнорировать плохое поведение малыша, хвалите его позитивные действия, отзывайтесь на призывы ребенка поиграть вместе, и уделяйте ему внимание тогда, когда малыш, казалось бы, его не ждёт.
- Самоутверждение. Малышу очень важно чувствовать себя значимым и уважаемым человеком в семье. Как это сделать? При принятии решений, касающихся ребенка, или при решении простых бытовых вопросов, советуйтесь с ним и учитывайте его интересы и мнения. Ребенок должен знать, что он может убедить вас в своей правоте, так же, как и вы его. Именно вы должны преподать ребенку урок гибкости и компромиссов, при которых должны учитываться позиции обеих сторон.
Просите его о помощи, привлекайте к сотрудничеству, организуйте такие ситуации и дела, где ребенок мог бы почувствовать свою значимость и свой авторитет.
В детском саду детей приучают к строгой дисциплине: нельзя бегать по группе, надо всем вместе мыть руки, вместе кушать и спать. И никого не интересует – хочет ребенок сейчас кушать или нет, хочет гулять или нет. Поэтому вечером, после садика ребенку особенно важно чувствовать сотрудничество с родителями. А если этого нет, малыш может начать протестовать, упрямиться и отстаивать своё мнение любыми путями.
- Месть. Иной раз плохое поведение ребенка проистекает из его обиды. Причем обида может возникнуть, казалось бы, на «пустом месте»: мама вышла на работу, а ребенком занимается няня. Ребенку кажется, что если бы не няня, мама была бы с ним и мстит няне, специально её не слушаясь. Или малыша отдали в детский сад, ему там плохо и чтобы донести это до мамы или воспитателя – он вымещает на них (или на ком-то одном) свою злобу и обиду: отказывается от еды, капризничает, обижает других детей (пусть и другим будет плохо). Или, если, например, родители строго наказали ребенка, он может отомстить, разбив любимую мамину вазу.
Родителям нужно проявлять любовь, внимание, понимание и доверие к ребенку, поддерживать с ним эмоциональный контакт и ни в коем случае не применять телесные наказания. Как можно больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте, почему нужно ходить в детский сад, что чувствуют другие дети, люди и т.п.
- Заниженная самооценка. Если малыш часто наталкивается на родительское равнодушие, негативизм, авторитарность, сомнения в его силах и т.п., то он может начать испытывать неуверенность в себе.
Развитие мелкой моторики у детей 3 лет
- Рисование. В 3 года развитие рисования находится на стадии каракуль. Несмотря на то, что рисунки иногда могут получаться бесформенными, ребенок вкладывает в них свой смысл. Трехлетки с хорошо развитой мелкой моторикой уже умеют рисовать простые фигуры (круг, квадрат, линии). Рисунок человека у детей 3 лет получается примитивным, но в нем уже присутствуют голова, тело, ноги и руки.
- Умение расстегивать молнии и пуговицы. Хотя ребенок 3 лет по-прежнему не может сам застегнуть пуговицу или молнию, расстегивать их он уже научился. Поощряйте стремление малыша к самостоятельности, ведь застегивание и расстегивание различных замочков не только отлично развивает мелкую моторику, но и стимулирует развитие мышления.
Психоаналитический подход к вопросам развития личности ребенка и возрастных кризисов до 3 лет.
Психоанализ – психологическая теория, разработанная австрийским ученым Зигмундом Фрейдом. Данное направление психологии претерпевало множество изменений в своем становлении, современный психоанализ насчитывает более 20 концепций развития личности.
Каждый человек проходит закономерные стадии развития своей личности, поэтому так важно понимать и осознавать, как прохождение этих стадий может влиять на будущую жизнь Вашего ребенка.
Появление ребенка вносит в жизнь любой семьи большие перемены, появляются новые заботы, радости, трудности и испытания. Ответственность за жизнь и здоровье малыша вносит коррективы не только в распорядок дня молодых родителей, но и в их взаимоотношения. Рассмотрим первые две стадии развития личности по психоаналитической теории. Эти стадии охватывают возраст от рождения до 3-х лет. Данный период завершается первым серьезным возрастным кризисом, так называемым кризисом трех лет.
Кризис 3 лет: симптомы
В поведении детей дошкольного возраста часто можно увидеть признаки кризиса 3 лет. Если ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в его третий день рождения. Период отрицания и упрямства может начаться за полгода до трехлетия или на полгода позже.
Вы столкнулись с кризисом 3 лет, если ребенок:
-
постоянно проверяет границы дозволенного;
-
устраивает истерики по любому поводу и без;
-
требует купить нужную ему игрушку, рыдая и катаясь по полу в магазине;
-
на прогулке убегает в противоположную от вас сторону;
-
не реагирует на просьбы и слово «нельзя»;
-
негативно воспринимает любые ваши предложения;
-
на все отвечает «нет», «не хочу», «не буду»;
-
пытается все делать самостоятельно и по-своему: сам натягивает куртку, сам садится есть, если что-то не получается — закатывает истерику;
-
не поддается переубеждению.