О сроках давности привлечения к административной ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О сроках давности привлечения к административной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Обжаловала конституционность нормы КоАП жительница Москвы Ольга Мельникова. 22 декабря 2020 года женщина, управляя автомобилем, совершила резкий маневр и создала помеху движению городского автобуса. Водитель последнего успел затормозить и избежал столкновения, но люди в салоне потеряли равновесие, некоторые упали, а один пассажир сломал руку. Инцидент был квалифицирован как ДТП. Мельникова же покинула место происшествия, поэтому была лишена прав на один год. Решение суда она оспорила, указав среди прочего, что оно было вынесено по истечении трехмесячного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП (к ответственности Мельникову привлекли 22 марта 2021 года, по прошествии трех месяцев и одного дня). Однако все вышестоящие суды, вплоть до Верховного, оставили постановление в силе.

Суды единодушно отказали в удовлетворении требований гражданки Мельниковой. Первая инстанция также отвергла довод о вынесении постановления за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, сославшись на разъяснения Верховного Суда о том, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

Заявительница же полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности подлежит, как это непосредственно следует из части 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, исчислению со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, гражданка Мельникова просит признать указанное положение не соответствующим Конституции, поскольку оно содержит неопределенность в вопросе об исчислении срока давности привлечения к административной ответственности, не позволяющую однозначно установить, с какого дня должно начинаться исчисление данного срока.

Куда обжаловать постановление об административном правонарушении

Органы власти, которые уполномочены рассматривать жалобы:

Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

Если было вынесено решение по наложению штрафа, оно может быть обжаловано в течение 10 дней с момента получения решения (по почте или на руки). Физическое лицо, на которого было составлено постановление, может направить обжалование в районные суды, а юридическое — в арбитражные. Арбитражный суд может принять обжалование от физического лица, но затем остановить процесс, но таким образом будет пропущен 10-дневный срок.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление.

В КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление, вынесенное должностным лицом, подается вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора.

Срок рассмотрения жалоб — 10 дней со дня их поступления. Жалобы рассматриваются судьями и должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. Порядок обжалования установлен ст. 30 КоАП РФ.

Каков может быть результат:

Положение лица ухудшено быть не может.

ФАС разъяснила особенности возбуждения административных дел по факту нарушения должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при госзакупках. Это в том числе касается неисполнения обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом. Рассмотрены ситуации, когда:

— отсутствуют доведенные лимиты бюджетных обязательств;

— к ответственности привлекаются бюджетные учреждения, ГУП, МУП за нарушение сроков и порядка оплаты при осуществлении закупок за счет собственных средств;

— отсутствуют доведенные бюджетные ассигнования в период возникновения обязательств по оплате или авансированию;

— нарушены сроки и порядок оплаты или авансирования при своевременном доведении лимитов бюджетных обязательств и ассигнований.

Разбираемся в сроках действия госконтракта

Изменение срока действия контракта по 44 ФЗ не предусмотрено. Пролонгировать сделку с госзаказчиком, равно как и увеличить сроки выполнения работ нельзя. На практике встречаются случаи, когда в документе было прописано условие о продлении сделки в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств (Решение Свердловского УФАС России от 02.06.2021 по жалобе № 724-З). Однако такой подход может быть признан и нарушением ч. 2 ст. 34, ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Решение Омского УФАС России от 29.02.2021 по делу № 03-10.1/38-2021).

Закон № 44 ФЗ не дает здесь определения тому, что считается сроком действия контракта по 44 ФЗ, толкование можно найти в ст. 425 ГК РФ, где сказано, что договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения указанных в нем обязательств либо до даты, установленной в тексте документа. Стоит учесть, что госконтракт, согласно ч. 5 ст. 161 БК РФ, не может действовать дольше, чем утвержденные лимиты бюджетных обязательств.

Как получить неустойку, если уже пропущен срок исковой давности

Случаи, когда требование неустойки предъявляется после истечения срока давности, встречаются нередко, но судебная практика по ним неоднозначна. Сегодня в судах существует два подхода к решению этого вопроса. В первом случае суды руководствуются нормами 207 ст. ГК. Из положений данной статьи вытекает следующее: если истекает исковая давность по главному договорному обязательству, то одновременно заканчивается и срок давности по уплате неустойки, которая является дополнительным договорным обязательством.

Однако есть и другой подход, согласно которому обязательство по уплате пени является длящимся, и срок давности должен применяться к каждой части отдельно. Неустойка в долевом строительстве рассчитывается за каждый день просроченных обязательств, т.е. у застройщика ежедневно возникает обязанность по уплате процентов. Исходя из этого, следует, что срок давности, применяемый к взысканиям периодических платежей, должен считаться не за весь период, а отдельно за каждый просроченный день.

Уголовная ответственность по 44-ФЗ

С 2018 года УК РФ пополнился двумя статьями, касающимися сферы госзаказа. Уголовная ответственность по 44-ФЗ предусмотрена за злоупотребления (ст. 200.4 УК РФ) и подкуп контрактного управляющего или члена комиссии (ст. 200.5 УК РФ).

По ст. 200.4 УК РФ наказывают за нарушения закона о контрактной системе из корыстной или иной личной заинтересованности. Если деяние причинило крупный ущерб, преступнику грозит:

  • штраф до 200 тыс. руб.;
  • принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до 3 лет или без нее;
  • лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией или без.

Если за преступлением стоит группа лиц или причинен особо крупный ущерб, максимальный штраф составляет 1 млн руб, а предельный срок — 7 лет.

Под подкупом работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии понимают:

  • передачу денег, имущества;
  • оказание услуг имущественного свойства;
  • предоставление имущественных прав.

Это считается нарушением при условии, что ценности передаются за действия или бездействие в пользу участника закупки или другого заинтересованного лица.

В общем случае нарушитель может получить одно из следующих наказаний:

  • штраф до 500 тыс. руб.;
  • условный срок до 2 лет;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • принудительные работы до 3 лет со штрафом или без;
  • лишение свободы до 3 лет со штрафом или без.

Самому контрактному управляющему за незаконное получение денег и имущества грозит штраф до 1 млн руб., дисквалификация до 3 лет, принудительные работы или срок до 3 лет.

Заказчикам и должностным лицам, которые нарушат требования Закона № 44-ФЗ, грозит штраф или дисквалификация. Кроме того, контролеры штрафуют сотрудников уполномоченных органов, операторов электронных площадок и специализированные организации.

Заказчики должны передавать сведения о заключенных контрактах в Реестр контрактов. Кроме того, в отношении поставщиков, чьи действия были недобросовестными, заказчики обязаны передавать данные в контролирующий орган для включения в РНП. Если заказчик передаст в реестр ложную информацию о поставщике, на него будет наложен штраф в сумме 50 000 рублей . Если же он не направит данные для включения в РНП или реестр контрактов, то сумма штрафа составит 20 000 рублей.

Кроме того, существуют штрафы и за нарушение порядка возврата обеспечения:

  • если возврат задержан более чем на 3 рабочих дня:
    • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 30 000 рублей;
  • если задержать возврат обеспечения на срок более трех рабочих дней:
    • штраф для специалиста заказчика составит 15 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 90 000 рублей .

В закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб», с момента его вступления в силу, продолжают вноситься изменения и поправки. Ознакомиться с редакцией ФЗ 44 от 7 июня 2017 года, можно .

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Напоминаем, что согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.29 — 7.32, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП РФ) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, если правонарушение, например, по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ совершено 21 декабря 2014 году, то срок привлечения к административной ответственности по указанному составу административного правонарушения истекает 21 декабря 2015 года, в связи с чем, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено.

Читайте также:  Помощь в оформлении ВНЖ для граждан Украины

В случае, если должностное лицо заказчика будет привлечено к административной ответственности по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, то постановление о назначении такого административного наказания может быть обжаловано должностным лицом которому назначено административное наказание (либо защитником данного должностного лица) вышестоящему должностному лицу, в районный суд (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

В случае, если юридическое лицо, либо лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица будет привлечено к административной ответственности по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, то постановление по делу об административном правонарушении, связанное с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ).

В 2016 году заказчики размещают планы-графики в соответствии с особенностями размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 — 2016 годы (далее — Особенности), утвержденными приказом Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31 марта 2015 г..

В соответствии с п. 2 Особенностей план-график размещается в ЕИС не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете, т.е. не позднее 20 января 2016 г., но заказчик разместил 9 февраля 2016 г., т.е. с нарушением сроков, установленных Особенностями, а, соответственно, и ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ.

Согласно КоАП РФ административные правонарушения могут быть как недлящегося характера (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), так и длящегося (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Формулировку для определения длящегося административного правонарушения дает Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 Постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»:

«При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока».

Какая предусмотрена ответственность за нарушения в сфере закупок?

  • дисциплинарная
  • гражданско-правовая
  • административная
  • уголовная

Как получить бесплатные материалы по штрафам?

Чтобы получить полезную информацию, а также получать полезные материалы по штрафам и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Нарушения при определении способа проведения закупки

В случае, если заказчик допустит нарушение при выборе способа определения поставщика, ему это будет грозить ответственностью по ст. 7.29 КоАП РФ «Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика».

Как следует из названия указанной статьи, объектом административного правонарушения выступает способ и условия определения поставщика.

Следовательно, административная ответственность наступает за то, что заказчиком был выбран не тот способ определения поставщика, либо неверно определены условия определения поставщика.

Способы определения поставщиков перечислены в ст. 24 Закона № 44-ФЗ, и они делятся на конкурентные (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) и закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Условия определения поставщиков содержатся в конкретных нормах, регламентирующих определенную форму торгов, например в ст. 56 Закона № 44-ФЗ, регламентирующей условия проведения конкурса с ограниченным участием.

Административная ответственность наступает за принятие решения об ином способе определения поставщика, чем аукцион либо конкурс. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ.

Тем самым, можно сделать вывод, что административная ответственность может наступать за любые деяния связанные с неверным избранием способа определения поставщика. Например, был размещен запрос котировок, а должен был проводиться конкурс или аукцион. Часть 2 статьи 7.29 Закона о контрактной системе устанавливает ответственность за принятие решения о способе определения поставщика либо принятие решения о закупке у единственного поставщика, в случае, если определение поставщика в соответствии с законодательством должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона. Штраф при этом составляет 50 000 рублей.

Частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ установлена ответственность за неправильный выбор способа определения поставщика в иных случаях – котировки и запрос предложений, а также за принятие решения о способе определения поставщика с нарушением требований закона либо принятие решения о закупке у единственного поставщика с нарушением требований закона. Штраф составляет 30 000 рублей. Например, такая ответственность наступит, если заказчик проведет запрос котировок при НМЦК более 500 000 рублей. Или вместо конкурентной закупки заказчиком будет принято решение заключить договор с единственным поставщиком.

В качестве практического примера применения указанной выше правовой нормы, можно привести следующее решение суда.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что оно возбуждено по факту нарушений заказчиком требований статьями 10, 55 Закона о контрактной системе путем заключения контракта на общую сумму 393281 рубль без процедуры торгов. В постановлении прокурора указано, что предельный размер расчетов наличными деньгами и расходования наличных денег, поступивших в кассу юридического лица, в рамках одного договора составляет 100 000 рублей. Указанные контракты заключены по одноименным предметам и одной целевой статье расходов без проведения торгов путем дробления заказа, суммы приближены к 100 000 рублей, что повлекло избежание процедуры торгов и ограничение участников размещение заказов. Должностным лицом заключены муниципальные контракты в течение квартала на сумму, превышающую предельный размер расчетов наличными деньгами по сделке между юридическими лицами, установленный Центральным банком РФ в нарушение п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о контрактной системе, что образует состав вмененного административного правонарушения.

Судья районного суда оставил решение УФАС о привлечении заказчика к ответственности без изменения. Тогда как областной суд счел решение УФАС и суда незаконными по следующим основаниям. В силу ч. 14 ст. 55 Закона о контрактной системе размещение заказа у единственного поставщика производится заказчиком в случае осуществления закупки на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Предельный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 000 рублей (Указание Центробанка РФ от 20.06.2007 № 1834).

Каков срок исковой давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
За нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 7.29-7.32, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ) установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности. Данный срок исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения, а для длящихся правонарушений — за днем его обнаружения.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут в том числе и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 4.5 КоАП РФ установлен срок давности привлечения к административной ответственности, в течение которого лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности и по истечении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев, а при рассмотрении дела судьей — трех месяцев. По ряду административных правонарушений, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год, два года или шесть лет.
Так, Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу 1 января 2014 года, в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ внесены изменения, согласно которым за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 7.29-7.32, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения*(1). То есть в течение года после совершения административного правонарушения, объектом которого являются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов, и состав которых описан в указанных нормах, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности (решение Ростовского областного суда от 24.02.2020 по делу N 11-170/2020, решение Московского городского суда от 12.12.2020 N 7-15330/16, решение Оренбургского областного суда от 27.11.2020 по делу N 21-667/2020, решение Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 01.02.2020 по делу N 12-6/2020, решение Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 16.05.2020 по делу N 12-329/2020, решение Самарского областного суда от 24.05.2020 по делу N 21-963/2020).
Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (для длящихся правонарушений — за днем его обнаружения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Из положений ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в их взаимосвязи следует, что по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения обсуждаться не может, положение лица не может быть ухудшено, в том числе и при пересмотре дела в порядке ст.ст. 30.2-30.9 КоАП РФ. По смыслу закона, истечение срока давности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.

Читайте также:  Дело об уменьшении размера алиментов

Каков срок давности привлечения по административным правонарушениям

Отношения, связанные с административными проступками, виды правонарушений, особенности административной ответственности, сроки привлечения к административной ответственности нашли свое законодательное отражение в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ).

Срок давности по административным правонарушениям составляет 1 год в отношении большой группы деяний. Это связано с объективными условиями проявления вредных последствий от правонарушения. То есть когда само противозаконное действие и вред, наступивший от него, разобщены по времени. К примеру, загрязнение водоема какими-либо выбросами было совершено в один день, а последствия в виде вреда экологии наступили через 3 месяца. К этой группе относятся правонарушения в сфере:

Административная ответственность заказчика (штрафы)

При ведении закупок через «Эконом-Эксперт» вся вносимая информация при планировании, проведении, и исполнении закупок будет проверяться на соответствие ограничениям и постановлениям (2020-р, 656, 349 и т.д.). Трудоемкие расчеты (например, НМЦК и сроки конкурентных процедур) будут формироваться автоматически, а нужные отчеты можно будет сделать нажатием одной кнопки. Вся информация после проверок будет выгружаться из «Эконом-Эксперт» на ЕИС.

Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере государственных закупок. Срок давности привлечения к ответственности составляет 1 год со дня совершения правонарушения. Если в ходе проверки контрольный орган выявит нарушение законодательства, то может возбудить дело об административном правонарушении в соответствии с Коап. Основное наказание за такое правонарушение – это административный штраф. Административная ответственность по 44-ФЗ и 223-ФЗ прописана в Коап. Постановление Правительства от 25 ноября 2013 г. N 1063 разъясняет правила определения размера штрафов.

Штрафные санкции на заказчиков за нарушение законодательства о закупках

Как подстраховать сотрудников от риска привлечения к ответственности за нарушения, к которым они не имеют никакого отношения? Бывает так, что по итогам проверки контрольные органы в закупочных документах выявляют нарушения, например нарушение при составлении плана-графика. Ответственность за составление плана-графика лежит на контрактной службе, т.е. теоретически к ответственности могут быть привлечены все ее сотрудники.

Для того, чтобы избежать рисков привлечения к ответственности невиновных сотрудников, заказчикам рекомендуется:

  • в положении о контрактной службе детализировать должностные полномочия каждого сотрудника контрактной службы с указанием конкретных действий, сроков, отведенных на их осуществление, прописать наименование должностей;
  • прописать взаимодействие структурных подразделений заказчика, ответственных за те или иные стадии осуществления закупочной деятельности;
  • сделать лист ознакомления ответственных сотрудников с регламентом и должностными полномочиями, закрепленными за ними.

Штраф имеет смысл оспаривать, если его наложили незаконно или с нарушением порядка привлечения к административной ответственности. Вопрос об обжаловании можно рассматривать в следующих случаях:

  • когда лицо привлекают к ответственности по истечении срока давности;
  • когда нарушен порядок привлечения к ответственности, например, когда нарушение не доказано, отсутствуют факты, подтверждающие, что лицо, привлекаемое к ответственности нарушило закон.

Например, за направление сведений в реестр контрактов ответственна контрактная служба и за нарушения могут привлечь к ответственности всю службу, но есть конкретный сотрудник, за которым указанные функции закреплены. Таким образом, если уполномоченный орган привлек к ответственности всю контрактную службу, невиновные сотрудники могут оспорить штраф.

Обратите внимание на правильность составления протокола об административных правонарушениях. Если он составлен неправильно, суд может не привлечь к ответственности, т.к. указанный протокол является основным по делу об административном правонарушении. Обратите внимание на надлежащее уведомление о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении. Если уполномоченный орган не уведомил обвиняемое лицо, то штраф необходимо оспорить. Так же и в случае, если лицо уже подвергалось за данное нарушение административному наказанию.

Срок привлечения к административной ответственности по 44-ФЗ может исчисляться по-разному, в зависимости от категории дела.

1. Для правонарушения, имевшего длящийся характер, он начинает течь с момента обнаружения или пресечения такого деяния. То есть, не с момента совершения первого акта нарушения интересов контрагента, но с того момента, когда это было обнаружено самим контрагентом или контролирующими органами.

Длящееся правонарушение — совершение лицом серии тождественных деяний, причиняющих вред единому охраняемому законом интересу. Также может рассматриваться и продолжаемое правонарушение — серия деяний (необязательно тождественных), направленная на достижение единого результата.

2. В случае если вред охраняемым законом интересам был причинён в форме бездействия, период для обращения в суд начинает течь со следующего за моментом просрочки дня.

3. Для правонарушений в сфере обязанностей, исполнение которых приурочено к определённой дате, течение исковой давности начинается со следующего за днём выполнения такой обязанности дня.

4. Во всех остальных случаях исчисление начинается со дня, следующего за совершением или обнаружением деяния.

  1. Понятие и виды правонарушений
  2. Должностное лицо как субъект ответственности
  3. Вина юридического лица
  4. Органы и должностные лица, уполномоченные проводить контрольные мероприятия и рассматривать дела об административных правонарушениях
  5. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере закупок, порядок обжалования
  6. Анализ практики нарушений порядка осуществления закупки ТРУ отдельными видами юридических лиц (ст.7.32.3 КоАП РФ, части 1-8). Примеры
  7. Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль. Примеры
  8. Статья 19.7.2-1. Непредставление информации либо представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Примеры

В рамках вебинара будут рассмотрены следующие вопросы: практика привлечения к административной ответственности, составы преступлений, прописанные в КоАП, и практические примеры.

Давность в привлечении к административной ответственности по 44-ФЗ

Речь идет не только об административной ответственности, но и других видах ответственности, которые предусмотрены российским законодательством. Первоначально стоит обратиться к 223-ФЗ, а именно к Статье 7:

За нарушение требований Закона № 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Виды ответственности:

  • дисциплинарная (за невыполнение должностных (трудовых) обязанностей),
  • гражданско-правовая (по условиям договора)
  • административная (КоАП РФ),
  • уголовная ответственность (УК РФ).

Дисциплинарная ответственность — юридическая ответственность за нарушение трудовой дисциплины и выражающаяся в наложении на работника, совершившего дисциплинарный проступок, дисциплинарного взыскания. Работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание, только если работник совершит дисциплинарный проступок.

Дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей.

Трудовое законодательство предусматривает три вида дисциплинарных взысканий:

  • замечание (наименьшее строгое дисциплинарное взыскание);
  • выговор (более строгое дисциплинарное взыскание);
  • увольнение (самое строгое дисциплинарное взыскание).

Основание — допущенные работником проступки.

Перечень дисциплинарных проступков на законодательном уровне не определен. Они могут быть определены в трудовом договоре, в коллективном договоре и т.д.

Пример. При наложении штрафа на специалиста имеет ли право руководитель лишить его премии за эту же жалобу? ДА, имеет.

Гражданско-правовая ответственность — одна из форм государственного принуждения, связанная с применением санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормальных экономических отношений юридически равных участников гражданского оборота.

Виды гражданско-правовой ответственности:

  • Денежная — за неисполнение денежного обязательства (за неоплату товара),
  • Натуральная — за неисполнение обязательства передать индивидуально-определенную вещь (за нарушение поставки, выполнения работ).

В зависимости от оснований возникновения гражданско-правовая ответственность может быть:

  • Деликтная (внедоговорная), или ответственность за причинение вреда, эта ответственность возникает непосредственно из правонарушения, при отсутствии на момент его совершения обязательственных отношений между нарушителем и потерпевшим; (неправомерный отказ от заключения договора);
  • Договорная, которая наступает при нарушении должником своих обязательств в уже существующем между сторонами относительном правоотношении (ненадлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств по договору подряда).

В составе административного правонарушения выделяют четыре составляющих:

Объективная сторона — совокупность признаков, отражающих внешнее проявление административного правонарушения. Объективная сторона характеризует административное правонарушение как акт поведения лица, его совершившего, и включает такие характеристики, как противоправное действие (бездействие) и наступившие последствия. При этом между действием (бездействием) и последствиями должна быть установлена причинно-следственная связь.

Объект — общественные отношения, урегулированные нормами права и защищенные, охраняемые мерами административной ответственности.

Субъект – лицо по ст 2.4 КоАП РФ.

Субъективная сторона – умысел, неосторожность и т.д.

Объективная сторона:

  • действие или бездействие (деяние),
  • простое и сложное (совокупность действий, растянутых во времени, либо группой лиц),
  • характер действия – неоднократность, повторность (совершение одним и тем же лицом в течение года однородных правонарушений),
  • длящееся (проживание по недействительному паспорту или без регистрации).

В сфере закупок не существует понятия «длящееся правонарушение», все ограничивается разовым совершением или не совершением преступления.

Субъекты административной ответственности:

  • Граждане (достигшие 16 лет, вменяемые),
  • Должностные лица (а равно индивидуальные предприниматели),
  • Юридические лица,
  • Военнослужащие – особый субъект,
  • Собственники (транспортных средств, земельных участков),
  • Водители, родители –специальный субъект.

Субъективная сторона (вина)

  • Умысел — лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
  • Неосторожность — лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Срок исковой давности

Ст.4.5 КоАП РФ определено, что срок давности за административные правонарушения в сфере закупок составляет 1 год. Срок давности исчисляется с момента совершения правонарушения.

Пример. Нарушение было совершено 19.04.2017, а выявлено 23.04.18, то срок давности уже истек и привлечь не могут? Да, штрафа в денежном выражении не будет. Будет зафиксирован только факт нарушения.

Согласно ст. 2.4 КоАП, должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Читайте также:  Как начисляется оплата за воду без счетчика в 2022 году

Должностными лицами являются:

  • руководитель заказчика, его заместители,
  • специалисты по закупкам (бухгалтера, юристы, экономисты и т.д),
  • члены комиссий.

Наложение штрафа происходит в соответствии с должностными инструкциями и регламентами работы. При их отсутствии – ответственность ложится на руководителя.

В примечании к ст. 2.4 КоАП четко прописано, кто несет административную ответственность, как должностное лицо:

  • лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок,
  • лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок ТРУ.

В КоАП предусмотрены следующие статьи применительно к должностным лицам:

ст. 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1

Пример. Можно ли привлечь к ответственности работника контролирующего органа за необоснованные выводы в акте проверки в случае, если последовал штраф и заказчик в суде доказал свою невиновность? Нет, для таких случаев не предусмотрен состав административного правонарушения.

Пример. Председатель комиссии является членом комиссии? На председателя распространяется такая же ответственность, как и на членов комиссии? Да, является, если не установлено иное. Несет ответственность наравне со всеми членами.

Пример. Когда ответственное лицо находится в отпуске, кто несет административную ответственность за возникшие нарушения в этот период? Кто должен замещать его на время отпуска? При отсутствии замещения – руководитель с учетом специфики нарушения. Замещение – любое прочее должностное лицо, с учетом внутренних регламентов.

Пример. Приняли на работу. Были выявлены нарушения за ранний период, совершенные другим специалистом. Кто будет подвергнут административному наказанию? Административное наказание на лицо, их совершившее ранее нарушения.

Пример. Должностное лицо подразумевает под собой одного человека или могут быть привлечены к ответственности все сотрудники отдела закупок в контексте «должностное лицо» по 1 нарушению? Должностное лицо – это одно лицо.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению

Если не указано, что нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Отдельные вопросы по юридическим лицам:

При слиянии привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При присоединении привлекается присоединившее юридическое лицо.

При разделении привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

При преобразовании привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Статья 4.4 КоАП РФ Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений

  • При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
  • При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
  • При назначении административного наказания могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Пример. По двум аукционам на должностное лицо наложены два штрафа за одну и ту же ошибку (установление требований к подрядчикам). Возможно ли наложение одного штрафа? Это два самостоятельных нарушения (две закупки). В практике встречается наложение 1 штрафа.

Общие правила назначения наказания:

  • В пределах санкции;
  • За каждое правонарушение в отдельности;
  • С учётом личности, обстоятельств деяния, имущественного положения правонарушителя;
  • С учётом смягчающих (ст.4.2 КоАП РФ) и отягчающих обстоятельств (ст.4.3 КоАП РФ);
  • В течение срока давности (ст.4.5 КоАП РФ).

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч.5 ст.4.1 КоАП РФ).

Пример. Можно ли привлечь одно и то же лицо одновременно — как члена комиссии и как должностное лицо, исполняющее функции по закону № 223-ФЗ? Зависит от обстоятельств правонарушения. Если одно правонарушение – то нет. Если разные – можно.

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу о правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Субъекты, применяющие административную ответственность (ст.22.1 КоАП):

  • судьи (мировые судьи),
  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
  • федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы,
  • уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
  • административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Стоит отметить, что с 1 июля 2018 года в 223-ФЗ ведено понятие ведомственного контроля, в рамках которого, если будет разработан регламент его проведения, практика привлечения заказчика к административной ответственности за нарушения очень сильно повысится. Формат ведомственного контроля предполагает выборочную проверку закупок, некоторые документы. При нарушениях составляется акт и передается в ФАС, который вынесет решение о правонарушении. На данный момент регламента контроля не установлено.

По общему правилу протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа (ч.1 ст.28.3 КоАП РФ).

Кто рассматривает дела о нарушениях

Орган Нарушение
ФАС

ч.ч.1, 3–8 ст.7.32.3 КоАП

Основание — ч.1 ст.23.83 КоАП

Суд
(мировой)

ч.2 ст.7.32.3 КоАП, при соблюдении условий:

– к ответственности привлекают лицо, которое не замещает должность муниципальной службы, государственной гражданской службы – федеральной или субъекта РФ

Основание – ч.1, абз.2, 6 ч.3 ст.23.1,

– не предусмотрено проведение административного расследования или оно не проводилось

Основание – ч.1 ст.28.7 КоАП

Суд
(районный)

ч.2 статьи 7.32.3 КоАП, если выполнено какое-либо из условий:

– к ответственности привлекают лицо, которое замещает должность муниципальной

службы, государственной гражданской службы – федеральной или субъекта РФ;

Основание – ч.1, абз.2, 6 ч.3 ст.23.1,

– предусмотрено проведение административного расследования и его проводили

Основание – ч.1 ст.28.7 КоАП

Постановление Верховного Суда РФ от 10.04.2017 N 20-АД17-2

Кроме того, 1 апреля в КоАП был дополнен статьей 20.6.1 — о нарушении правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, в том числе в условиях режима повышенной готовности.

Если эти действия не повлекли тяжких последствий, на граждан будет налагаться штраф в размере от 1 тыс. до 30 тыс. рублей; на должностных лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

В случае повторного правонарушения, либо тогда, когда нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности повлечёт причинение вреда здоровью человека или имуществу, предусматриваются санкции в виде штрафа для граждан в размере от 15 тысяч до 50 тысяч рублей; на должностных лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и для юридических лиц штраф составит от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Как разъясняет Верховный суд, по этой статье в рамках ее 1-й части срок привлечения к ответственности составляет «составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения».

Если срок давности привлечения к административной ответственности истек, то производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Такие сроки указаны в ст. 4.5 КоАП РФ. Так, срок давности по большинству административных правонарушений составляет всего два месяца. Но нас интересуют трудовые отношения, а с января 2015 г. 1 срок давности при нарушении трудовых прав увеличен до одного года.

Из общего правила о начале срока давности с момента совершения правонарушения есть одно исключение – если нарушение имеет длящийся характер, то срок начинает исчисляться со дня его обнаружения проверяющими органами. В КоАП РФ нет четкого определения длящегося правонарушения, поэтому суды каждый раз сами оценивают, является ли нарушение таковым. И надо сказать, рядовые суды часто квалифицируют нарушение трудовых прав как длящееся. Но практика Верховного Суда РФ показывает, что большинство нарушений в сфере трудового права на самом деле длящимися не являются.

Наиболее острые споры о характере нарушения были по поводу несвоевременной выплаты заработной платы. В 2004 г. Верховный Суд РФ обратил внимание, что при рассмотрении иска работника о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что срок на обращение в суд не может быть пропущен, т.к. нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате…

  • Свежие
  • Посещаемые
  • рекомендации для судов по вопросам арбитражного процесса от
  • Взыскивать фискальную задолженность ИП можно только со счета для ведения предпринимательской деятельности
  • ВС запретил делать в приговоре имеющие преюдициальное значение выводы
  • особенности раздела совместно нажитого имущества, если часть его находится за рубежом
  • оценка добросовестности сторон при оспаривании сделок по продаже имущества должника


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *