Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размеры пособий в Казахстане в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно закону РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей», все семьи, имеющие рождённых, усыновлённых (удочерённых), а также взятых под опеку (попечительство) детей, имеют право на получение пособия на рождение.
Пособие по уходу за ребёнком
Неработающим родителям назначается пособие по уходу за ребёнком до одного года из республиканского бюджета.
Согласно действующему законодательству, размер пособия для неработающего родителя составит:
- на первого ребёнка 5,76 МРП или в 2022 году 18 317 тенге, с 1 января 2023 года – 19 872 тенге;
- на второго ребёнка 6,81 МРП или в 2022 году 21 656 тенге, с 1 января 2023 года – 23 495 тенге;
- на третьего ребёнка 7,85 МРП или в 2022 году 24 963 тенге, с 1 января 2023 года – 27 083 тенге;
- на четвёртого и более ребёнка 8,90 МРП или в 2022 году 28 302 тенге, с 1 января 2023 года – 30 705 тенге.
Если мама ребёнка работала и за неё поступали социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (далее – ГФСС), то после его рождения она ежемесячно будет получать социальную выплату на случай потери дохода в связи с уходом за ребёнком из ГФСС. Размер выплаты составляет 40% от среднемесячного дохода за последние два года до рождения ребёнка.
При этом минимальный размер не может быть менее размера аналогичного ежемесячного государственного пособия по уходу за ребёнком, а максимальный размер не может быть более 40% от семикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Иными словами, в 2023 году ежемесячное пособие будет не выше 196 000 тенге.
Единоразовое пособие при рождении ребёнка
При рождении ребенка семьи получают фиксированную помощь от государства. Право на пособие имеют как работающие, так и неработающие женщины, а также усыновители новорожденного, опекуны или попечители. Размер пособия не зависит от доходов семьи.
Законом РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» определены размеры такой финансовой помощи в зависимости от того, какой по счету ребенок родился в семье.
Какая сумма пособия на рождение ребенка в Казахстане в 2023 году? С учетом увеличенного МРП суммы будут такими:
- При рождении первого, второго и третьего ребенка семья получит пособие в 38 МРП, или по 131 100 тенге.
- При рождении четвертого и каждого последующего ребенка — по 63 МРП, или по 217 350 тенге.
- При рождении двух и более детей-близнецов соответствующее пособие на рождение назначается на каждого.
Как узнать свой статус в системе соцстрахования
Участниками системы социального страхования являются лица, за которых уплачиваются социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (ГФСС).
В большинстве случаев работодатель платит взносы на социальное страхование за своего работника.
При этом отметим, что, согласно восьмому пункту постановления правительства РК «Об утверждении Правил уплаты, распределения и перечисления единого совокупного платежа в виде индивидуального подоходного налога и социальных платежей, а также их возврата», социальное отчисление входит в единый совокупный платеж (ЕСП).
Вместе с ним в ЕСП входят отчисление на обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС), обязательный пенсионный взнос и индивидуальный подоходный налог.
Поэтому, если официально неработающая женщина на постоянной основе оплачивает ЕСП, она может иметь социальную страховку, быть застрахованной в системе ОСМС и быть участником пенсионной системы.
Проверить, является ли будущая мать участницей системы обязательного социального страхования, можно на сайте Электронного правительства, заказав услугу «Информация о социальных отчислениях обязательного социального страхования».
Как получить все эти пособия
Для оформления социальных выплат и пособий на детей обращайтесь в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» по месту жительства или через веб-портал электронного правительства. Подать заявку на пособие по новорожденным можно через банковские приложения Halyk Homebank и Kaspi.kz.
На сайте Egov.kz предлагают композитную услугу «Рождение ребенка», где с одной страницы родители могут:
- подать заявление на получение свидетельства о рождении;
- получить единовременное пособие на рождение ребенка;
- определить ребенка в детский сад.
Особенности назначения единого пособия семьям мобилизованных граждан
— Если один из членов семьи был мобилизован, то при подаче заявления на единое пособие нужно будет самостоятельно получить соответствующую справку в военкомате и принести ее в Социальный фонд.
Ольга Баталина:
Такие справки выдают только военкоматы. Собственно, у нас совместная работа с Минобороны организована, но справка выдается либо самому гражданину (понятно, в случае мобилизации это невозможно), либо его ближайшим родственникам. Поэтому справку нужно будет взять на бумаге и принести в Социальный фонд.
— Если семья получает пособие от 3 до 7 или от 8 до 17 лет не в максимальном размере (50 или 75% ПМ), при этом один из членов семьи был мобилизован, то целесообразно подать заявление на универсальное пособие с 1 января 2023 года, чтобы увеличить размер выплаты (вплоть до максимального размера 100% ПМ), поскольку доходы мобилизованного учитываться уже не будут.
Ольга Баталина:
Принято решение, что по всем гражданам, которые были мобилизованы по призыву, при расчете среднедушевой дохода доходы, полученные такими гражданами ранее (в момент, когда они еще, собственно, на какой-то другой гражданской работе были заняты), не учитываются. Также не будут учитываться и те доходы, которые они получают сейчас уже в момент мобилизации.
Соответственно, если мама получала в размере 75%, очевидно, что сейчас уровень доходов семьи в условиях, когда мы доходы мобилизационного гражданина не берем, уменьшился. Поэтому она, конечно, может в январе подать, и с высокой вероятностью ей будет назначено единое пособие в большем размере — в размере 100% прожиточного минимума. […] Даже если это не произойдет по каким-то причинам, то она всегда сохранит право дополучать до конца 12 месяцев ранее назначенные выплаты. Поэтому есть смысл точно прийти и обратиться за единым пособием.
Что такое универсальное детское пособие
Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ вводит в действие с 1 января 2023 года универсальное детское пособие, которое смогут получать все нуждающиеся семьи с детьми, независимо от их возраста, но не старше 17 лет. В указанных целях закон вносит соответствующие изменения в Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Новое пособие будет носить официальное название – ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка. Право на его получение предоставлено нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, являющимся гражданами РФ и постоянно проживающими на территории России.
Внимание! Иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы и прочие категории лиц, не имеющих российского гражданства, получать пособие не смогут.
Таким образом, пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка будет предоставлено (новая редакция ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ):
- беременным женщинам, если срок беременности составляет шесть и более недель и они встали на учет в медорганизации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель);
- одному из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином РФ и постоянно проживающего на территории РФ.
Универсальное пособие заменит собой следующие существующие в настоящее время детские выплаты и пособия:
- ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
- пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста 3 лет;
- ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
- ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Пособие по уходу за ребенком
После завершения декретного отпуска матери или другие члены семьи могут оформить отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет. Если за ребенком ухаживают двое и более родных, то право на пособие будет иметь по выбору только один из них. При этом если родитель продолжает работать в условиях неполного рабочего дня или на дому, то он сохраняет право на получение пособия.
С 1 января 2023 года выплата начисляется в размере 40% от среднего заработка родителя или опекуна за два года до его назначения, но не выше 33 281 рубля. Если отпуск оформляется по уходу сразу за двумя детьми до 1,5 лет, то максимальный размер пособия составит уже 66 563 рубля. Однако в этом случае есть ограничение — при уходе за несколькими детьми пособие не может превышать 100% среднего заработка работника.
Справочно:
Подать заявление о предоставлении пособия по уходу за ребенком или детьми до 1,5 лет можно в бухгалтерию или отдел кадров своего работодателя.
Родители имеют право на льготы по подоходному налогу – это стандартный налоговый вычет.
Для полной семьи с одним ребенком до 18 лет или иждивенца (к ним относятся дети старше 18, которые учатся, жена в декрете) размер налогового вычета составляет 34 BYN в месяц. С этой суммы не будет взиматься подоходный налог 13%. То есть экономия – 4,42 BYN в месяц.
Для одинокого или приемного родителя ежемесячная сумма вычета составит 65 BYN, а реальная экономия – 8,45 BYN.
Чтобы получить налоговый вычет на ребенка, нужно подать копию свидетельства о рождении ребенка в место предоставления вычета (то есть в бухгалтерию на работе).
Для полной семьи с двумя и более детьми налоговый вычет равен 65 BYN в месяц (экономия 8,45 BYN).
Вычет предоставляется с месяца рождения второго ребенка и до месяца совершеннолетия первого. После этого можно получать вычет только на одного ребенка (34 BYN).
Для опекунов и попечителей налоговый вычет составляет 65 рублей в месяц за каждого ребенка (экономия 8,45 BYN). На такую льготу имеют право родители-воспитатели в детских домах семейного типа, детских деревнях, приемные родители несовершеннолетних детей.
Налоговый вычет на детей-инвалидов также составляет 34 или 65 BYN в месяц в зависимости от обстоятельств.
Налоговые вычеты на обучение могут получить родители совершеннолетних детей, которые получают среднее-специальное или высшее бесплатное образование на дневном отделении. Размер вычета – 34 рубля в месяц (экономия – 4,42 BYN в месяц).
Для платного обучения вычет тоже есть. Родитель может сэкономить 13% от суммы оплаты. Если, допустим, плата за обучение составляет 2000 рублей в год, то можно сэкономить 260 рублей на подоходном налоге. При этом, если ежемесячная сумма возможного подоходного налога будет меньше 260 рублей – остаток «переедет» на последующие месяцы. Льготу может получить сам студент, оплачивающий обучение, его близкие родственники, а также опекуны или попечители.
Чтобы получить такой вычет, нужно подать документы, подтверждающие факт платного обучения, в бухгалтерию на работе.
Льготы для многодетных семей
У многодетных семей в Беларуси особое положение – они могут получать льготы на жилье, налоги, воспитание детей. Государство делает все для повышения рождаемости в стране.
Жилищные льготы
Многодетная семья имеет внеочередное право на получение льготного кредита или субсидии на жилье. Льготный кредит предоставляется на следующих условиях:
- процентная ставка за пользование льготным кредитом – 1% годовых;
- максимальный срок льготного кредита – 40 лет;
- размер льготного кредита – до 100 % стоимости жилья.
Кроме того, многодетным семьям оказываемся финансовая помощь (субсидия) в выплате жилищных кредитов:
- при наличии 3-х несовершеннолетних детей – 75 % от суммы задолженности по кредиту;
- при наличии 4-х и более несовершеннолетних детей – 100 % от суммы задолженности по кредиту.
Если кредит на жилье не льготный, то финансовая помощь предоставляется в размере 100 БПМ (23 987 BYN).
Размер выплаты матерям по уходу за ребенком до 3-х лет в России в 2023 году
Весь период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста его мать получает пособие.
Первые полтора года оно начисляется и выплачивается, исходя из среднего заработка.
Закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ устанавливает размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в 40 % от среднего заработка. И ограничивает ежемесячную сумму выплаты следующими пределами:
- не менее 3277,45 рублей за первого и 6554,89 рублей за второго или последующего ребенка (для тех, чей уход за ребенком начался после 1 февраля 2019 года);
- не более 100 % среднего заработка, если женщина находится в отпуске по уходу за несколькими детьми;
- не более 26152,27 рублей для вышедших в отпуск в 2019 году.
Выплату пособия осуществляет работодатель, с кем женщина находится в трудовых отношениях.
Если же женщина не работает и семья признана нуждающейся, то ей предусмотрено «путинское» пособие которое выплачиваться женщине до достижения ребенком полутора лет из расчета прожиточного минимума ребенка по региону проживания семьи. При этом на первого ребенка выплаты производятся органом соцзащиты, а на второго – Пенсионным фондом из средств материнского сертификата.
Как оформить пособие?
Для получения новой выплаты нужно написать заявление и приложить к нему пакет документов. Получить деньги родители могут:
- Банковским переводом на счет или пластиковую карту. Получить деньги можно уже в день поступления.
- Переводом через Почту России.
Сроки начисления указаны в статье 17.2 закона № 81-ФЗ от 1995 г. Перевод денег производится до 26 числа каждого месяца.
Подавать заявление могут:
- работающие женщины в декретном отпуске;
- матери – военнослужащие и сотрудники МВД;
- студентки ВУЗов в академическом отпуске;
- трудоустроенные женщины, бывшие в декрете во время закрытия предприятия;
- неработающие женщины, состоящие в браке с мужчинами, сотрудниками МВД, ГО и ЧС, проживающие в отдаленной местности, где для них нет подходящих вакансий.
При оформлении пособия на первенца, обращаться нужно в отделение социальной защиты по месту жительства матери и ребёнка. При рождении второго ребёнка обращаться следует в ПФР – именно этот государственный орган занимается администрированием средств материнского капитала. При рождении двойни обращаться также нужно в ПФР.
Получив заявление и пакет нужных документов, орган социальной защиты или ПФР проводит их проверку. На рассмотрение и принятие дается 10 дней. Задерживать больше решение вопроса сотрудники соцзащиты не имеют права. Если заявитель состоит на учете в центре занятости, может быть сделан межведомственный запрос. На это законом отводится два дня.
По окончании этого времени соцзащита или отделение пенсионного фонда обязаны известить родителей о том, что им начислено пособие. В случае отказа должностные лица обязаны обосновать свое решение с точки зрения закона.
Многие семьи, в которых родился 3-й ребенок, интересует: будет ли государство на него выплачивать 1 500 000 рублей? Ответ: нет, не будет. Такой выплаты при рождении третьего ребенка законодательством России не предусмотрено.
Такой вопрос возникает в связи с тем, что ранее в Госдуму был внесен проект закона № 571638-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Он предлагал выдавать материнский капитал только на третьего ребенка, но в сумме 1,5 млн рублей.
Однако этот законопроект был отклонен еще в 2015 году, а действие программы материнского капитала сначала продлено для вторых детей, а затем расширено не на третьих детей, а на первых – рожденных с 2020 года.
Что нового в условиях получения универсального пособия с 1 января 2023 г.
— Единое пособие с 1 января 2023 года будет выплачиваться и работающим (официально трудоустроенным), и неработающим, потому что основные критерии для назначения этого пособия предусматривают возможность не работать (не иметь официальных доходов), если на это есть уважительные причины.
Ольга Баталина:
Будет ли оно [единое пособие] выплачиваться и работающим, и неработающим? Да, потому что основным критерием назначения единого пособия является следующее.
- Во-первых, это низкий уровень дохода семьи. Доход семьи не выше одного прожиточного минимума в среднем на душу населения, в том регионе, где семья живет.
- Далее, есть набор требований по имущественной обеспеченности. Они не новые для нашей социальной практики, потому что ровно такой же набор требований предъявляется сегодня при назначении выплат семьям с детьми в возрасте от 3 до 8 лет (или до 7 лет включительно) и от 8 до 17 лет. То есть точно такие же требования. Внутри этих требований есть еще и ограничения по процентам от вкладов, которые имеются в распоряжении семьи.
- И третья группа требований — это условия о занятости родителей, или так называемые правило нулевого дохода. И здесь предусмотрено, что родители могут (трудоспособные родители в семье) могут работать, или они могут не работать. Но если они не работают, то на это должны быть уважительные (или объективные) причины.
[…]
Поэтому, как видите, родители могут работать или же не работать, но иметь на это уважительные причины. И напомню, что оценка работы или не работы, периода дохода производится за 12 месяцев.
- Соответственно, если родитель в течение 12 месяцев вообще не работал ни дня, ни месяца, в этом случае […] Социальный фонд будет анализировать — если в течение 12 месяцев родитель вообще не работал, были ли на это уважительной причины? […] Таким набором разных уважительных причин должны быть закрыты не менее 10 месяцев из 12-ти.
- А если человек в течение этих 12 месяцев хотя бы месяц работал, если Федеральная налоговая служба предоставит по запросу Социального фонда хоть какие-то сведения о полученных им доходах от трудовой деятельности, предпринимательской, самозанятости, то тогда правило нулевого дохода в принципе к такому человеку не применяется. Если за 12 месяцев есть хоть какой-то доход.
— В правилах назначения единого пособия с 1 января 2023 года будет расширена уважительная причина отсутствия заработка, которая предусматривает непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев. Раньше эта причина распространялась на прохождение лечения только самим заявителем или трудоспособными членами его семьи, а теперь она будет распространяться также на ситуации, когда заявитель или один из членов его семьи осуществляли уход за ребенком, который проходил непрерывное лечение более 3 месяцев.
Ольга Баталина:
Один из вопросов, который поступал к нам при выплатах на детей от 8 до 17 лет — не была учтена в таком непрерывном лечении возможность ухода за больным ребенком. О чем идет речь?
В случае, когда сама мама, подавшая заявление на пособия, не менее 3 месяцев находится на непрерывном лечении, эти 3 месяца учитывались в качестве уважительной причины. Но вот если мама не болела, но у нее болел ребенок, и мама была вынуждена все эти не менее трех месяцев за ним ухаживать в больнице, естественно, не имея возможности работать, то в этом случае такого рода 3 месяца непрерывного лечения в праве нулевого дохода не учитывались.
Вот сейчас при назначении единого пособия это также планируется учесть. То есть и 3 месяца непрерывного лечения самого заявителя, мамы или отца, или же 3 месяца непрерывного лечения ребенка, в течение которых родитель был вынужден, естественно, за ним ухаживать.
— В правилах получения единого пособия изменяется порядок определения расчетного периода для оценки нуждаемости.
Ольга Баталина:
Период оценки доходов […] выглядит следующим образом.
От месяца подачи заявления откладывается назад — сейчас 4 месяца, а с 1 января будет откладываться всего 1 месяц, т.е. мы еще ближе стали к оценке текущего финансового состояния семьи — […] это так называемый «слепой период» (период, за который налоговая служба просто еще не видит отчетности работодателя), а потом после этого 1 месяца будет взято 12 календарных месяцев, в течение которых будут анализироваться все доходы.
Но что важно — все доходы за эти 12 месяцев просуммируются, разделятся на 12, чтобы понять, каким доходом в среднем в месяц располагает семья, и разделятся на количество членов семьи.
— Если при оформлении единого пособия подается одно заявление сразу всех детей в семье в возрасте от 0 до 17 лет, то им выплаты будут назначены в одинаковом размере (на каждого ребенка), при этом ранее назначенные выплаты не будут учитываться при оценке доходов.
Ольга Баталина:
И еще раз многократно обращаю внимание, если в семье несколько детей, и все они по возрасту подходят под условия выплаты от 0 до 17 лет, то в заявлении нужно указывать всех детей. В этом случае это выгодное для семьи решение. Потому что в этом случае размеры выплат на всех детей будут назначены одинаковые, и при подаче заявления на детей, на них не будут учитываться ранее назначенные выплаты.
— Подавать заявление на получение универсального пособия с 1 января 2023 года нужно будет в объединенный Социальный фонд России (СФР). Сделать это можно будет через Госуслуги.
Ольга Баталина:
Новая выплата — единое пособие, как я уже говорила, — будет назначаться Социальным фондом России. Именно так у нас с Нового года называется объединенный фонд.
Вот мы сейчас с вами в конце года живем еще в ситуации с двумя внебюджетные фонды — один фонд называется Пенсионный фонд [ПФР], а второй — Фонд социального страхования [ФСС]. Вот эти два фонда с 1 января следующего года объединяются в один фонд, который будет называться Социальный фонд России [СФР].
То есть чисто территориально, если вы раньше приходили, предположим, в клиентскую службу Пенсионного фонда, и вы планируете подать заявление в следующем году в бумажном виде, по каким-то причинам у вас нет личного кабинета на портале Госуслуг, то вы придете в ту же самую клиентскую службу. Но называться это будет уже клиентская служба Социального фонда России.
— При подаче заявления на единое пособие Социальный фонд будет действовать в интересах семьи и не будет назначать новое пособие, если совокупный размер выплат на всех детей будет получаться меньше, чем то, что семья уже получает в виде старых выплат.
Ольга Баталина:
- Если Социальный фонд (мы предусматриваем это специально в правилах предоставления единого пособия) при назначении выплаты увидит, что совокупный размер выплат, который получается к расчету, больше, чем тот, который вы получаете сейчас, то вам будет назначено единое пособие. В этом смысле мы будем действовать в интересах семьи.
- Если же уже при расчете будет видно, что размер выплат в силу разных причин (мы же говорим о ситуации, когда ситуация финансовая в семье ухудшилась, а она может и улучшиться, ситуация может быть очень разная). Так вот, если в момент расчета Социальный фонд увидит, что новый размер выплат в совокупности на детей будет меньше, чем тот, который семья получает сейчас, то Социальный фонд не будет выносить такого решения, чтобы не ухудшить положение семьи. У семьи будет в этом случае возможность продолжать получать ранее назначенные выплаты.
То есть если в этом случае Социальный фонд выносит решение об отказе в назначении, потому что это невыгодно семье, только в этом причина отказа (а не потому, что семья не соответствует требованиям — она им соответствует), то предыдущие выплаты, ранее назначенные, они не прервется, они будут продолжать выплачиваться до истечения полного, собственно говоря, периода.
Особенности назначения единого пособия семьям мобилизованных граждан
— Если один из членов семьи был мобилизован, то при подаче заявления на единое пособие нужно будет самостоятельно получить соответствующую справку в военкомате и принести ее в Социальный фонд.
Ольга Баталина:
Такие справки выдают только военкоматы. Собственно, у нас совместная работа с Минобороны организована, но справка выдается либо самому гражданину (понятно, в случае мобилизации это невозможно), либо его ближайшим родственникам. Поэтому справку нужно будет взять на бумаге и принести в Социальный фонд.
— Если семья получает пособие от 3 до 7 или от 8 до 17 лет не в максимальном размере (50 или 75% ПМ), при этом один из членов семьи был мобилизован, то целесообразно подать заявление на универсальное пособие с 1 января 2023 года, чтобы увеличить размер выплаты (вплоть до максимального размера 100% ПМ), поскольку доходы мобилизованного учитываться уже не будут.
Ольга Баталина:
Принято решение, что по всем гражданам, которые были мобилизованы по призыву, при расчете среднедушевой дохода доходы, полученные такими гражданами ранее (в момент, когда они еще, собственно, на какой-то другой гражданской работе были заняты), не учитываются. Также не будут учитываться и те доходы, которые они получают сейчас уже в момент мобилизации.
Соответственно, если мама получала в размере 75%, очевидно, что сейчас уровень доходов семьи в условиях, когда мы доходы мобилизационного гражданина не берем, уменьшился. Поэтому она, конечно, может в январе подать с высокой вероятностью ей будет назначено единое пособие в большем размере — в размере 100% прожиточного минимума. […] Даже если это не произойдет по каким-то причинам так, она всегда сохранит право дополучать до конца 12 месяцев ранее назначенные выплаты. То есть смысл точно прийти и обратиться за единым пособием.
— Почему взят такой большой расчетный период для оценки доходов — 12 месяцев? Если мое материальное состояние ухудшилось сейчас, а год назад финансовое состояние было неплохим — это значит, что я сейчас не нуждаюсь в пособии? То есть почему нуждаемость смотрят по прошлом году, если проблемы с доходами возникли сейчас?
Ольга Баталина:
Раньше все документы для назначения детских пособий нужно было самому собирать по разным ведомствам, инстанциям, и приносить в орган социальной защиты. Конечно, было огромное количество ошибок (не там поставили печать, печать не поставили вовсе, не тот документ заверили, а нужно принести еще какой-то документ). Понятно, что родители тратили огромное количество времени, отпрашиваясь с работы, собирая эти документы, справки, пытаясь уложиться там в приемные часы, бухгалтерии не всегда работают, здесь, приходя в органы соцзащиты не в то время, когда они работают. В общем, все это было достаточно хлопотно и неудобно. И много раз […] семьи говорили: слушайте, нас так отпугивает необходимость этого сбора документов, что проще вообще уже ни за какой поддержкой к государству не обращаться.
Вот сейчас действуют все новые на принципах социального казначейства, и не нужно приносить никаких документов, справок о доходах. Вообще сейчас почти 95% заявлений не требуют вообще предъявления никаких бумажных документов. Только в исключительных случаях оставшиеся 5% приносят некоторые справки, как например справка из военкомата, которой нет в электронном виде, поэтому ее нужно будет принести. А откуда же берутся тогда эти сведения о доходах? Что же их, не проверяют? Проверяют, но только они теперь получаются из Федеральной налоговой службы. Поэтому [берется такой] период оценки доходов для того, чтобы семьям не приходилось на бумаге приносить каких-либо документов.
[…] [Еще] дело в том, что у нас людей, которые ритмично, ежемесячно получают одну и ту же заработную плату, не так много. Вообще очень у многих есть еще дополнительные выплаты в течение года — у кого-то это премии, какие-то дополнительные бонусы, какие-то стимулирующие выплаты. Потом у нас много людей занято в сельском хозяйстве — у них сезонная занятость, они не получают ритмичный доход в течение всего года. Есть люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью — тем более у них нет доходов каждый месяц, но зато в течение года у них может быть несколько периодов по результатам сделок или удачно проведенной работы с получением этого дохода. И если мы у семьи будем брать более короткий период — например, 3 месяца, как, положим, говорят об этом наши семьи, то не факт, что эти 3 месяца будут ровно того периода, когда этих доходов практически не было. Это могут быть как раз периоды высокого дохода. И понятно, что семья, зарабатывая эти деньги за эти 3 месяца, не живет на них только 3 месяца — она их равномерно распределяет в течение всего года.
И поэтому период 12 месяцев как раз наиболее выгоден для семьи, потому что он позволяет посмотреть, а каким доходом в среднем обладает семья, и не отказывать семье из-за вот этих вот месяцев каких-то крупных доходов — премий, выплат, каких-то поступлений, доходов от бизнеса и много многого другого. Поэтому поверьте, хоть и кажется, что вроде бы какое-то старое финансовое состояние семьи измеряется. Нет, только равномерное распределение расчетных доходов по году позволяет большему количеству семей претендовать на меры поддержки.
— Если у семьи отличается место регистрации и место фактического проживания (например, если семья проживает с детьми и временно зарегистрирована в Южно-Сахалинске, а постоянная прописка в Краснодарском крае), то по прожиточному минимуму какого региона должно будет начисляться универсальное пособие?
Ольга Баталина:
Если у семьи одновременно есть постоянная прописка и временная прописка, то семья сама принимает решение, какую из этих прописок указать в заявлении. Когда семья подает заявление на портале Госуслуг, она указывает в данном случае один регион — Краснодар или Южно-Сахалинск.
Конечно, я всем рекомендую указывать ту прописку того региона, где семья реально фактически живет. Почему?
- Вы не можете заранее знать, точно ли вы не в тех 5%, которым нужно будет принести какой-то бумажный документ. Если вы, проживая в Южно-Сахалинске, укажете прописку Краснодара, то приглашать вас будут в клиентскую службу Социального фонда Краснодара, что будет, наверно, вам не очень удобно. Это раз.
- Во-вторых, в Краснодаре и Южно-Сахалинске совсем разные величины прожиточного минимума. Поэтому оптимально подавать заявление опять в том же регионе, где вы реально проживаете (по временной или постоянной прописке) с тем, чтобы прожиточный минимум, который вам будет назначен, отражал особенности региона, где вы живете.
А так главное, чтобы какая-то из прописок в дальнейшем была подтверждена органами МВД, что вы подали реальные, достоверные сведения.