Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повредили машину на штрафстоянке: как взыскать компенсацию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Акт приема-передачи транспортного средства, хранимого на спецстоянке, необходимо будет подписать в случае, если вы будете изымать оттуда свой автомобиль. В акте присутствует раздел «Особенности ТС». Здесь нужно в нейтральном тоне (то есть, просто, констатируя) описать все появившиеся за время отсутствия у вас машины дефекты. Отсутствие эмоционального окраса очень важно для вас, потому что страховая компания может отказать вам в ремонте, сославшись на то, что данные дефекты появились в результате эвакуации.
Как правильно зафиксировать факт повреждения
Сразу следует отметить одну важную деталь. Если ваш автомобиль повредили при эвакуации, то страховая компания по закону имеет возможность не оплачивать данный ремонт. Таковы несправедливые реалии отечественного законодательства.
Исходя из этого, первое, что должен сделать владелец после обнаружения повреждений своей автомашины во время его осмотра на спецстоянке (но перед подписанием акта сдачи-приемки) – это затребовать полагающийся ему экземпляр акта ГИБДД. Если в нем присутствует указание, что дефекты получены в процессе эвакуации, то на страховую компанию можно не рассчитывать. Претензии здесь уже нужно будет предъявлять эвакуирующей фирме, сотрудники которой и осуществляли доставку ТС на спецстоянку. Поэтому:
- Обязательно следует оформить заключение независимого эксперта относительно нанесенного ущерба.
- Нужно сделать как можно больше фотографий нанесенных повреждений для того, чтобы иметь возможность провести дополнительную экспертизу.
- Следует, по-возможности, избегать упоминания о таком ущербе в протоколе. Это должен быть ущерб, нанесенный неизвестными при невыясненных обстоятельствах.
Правила эвакуирования
По закону процедура эвакуации автомашины на спецстоянку является финансово затратной, подлежащей возмещению операцией, которая должна выполняться ответственными работниками. Изъятие транспортного средства владельцем со стоянки осуществляется только при условии:
- оплаты штрафных санкций за административное правонарушение при эксплуатации ТС на дороге;
- выплаты стоимости транспортировки машины и ее хранения на штрафстоянке.
То есть, по закону получается, что процедура увоза автомобиля на спецхранение ничем не отличается от простой платной услуги (осуществляемой принудительно, в соответствии с законом). Отсюда следует вывод, что данное действие должно совершаться с максимальной предосторожностью для имущества автовладельца.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (имущественное право) недопустимо нанесение исполняющими процедуру сотрудниками каких-либо повреждений увозимому при эвакуации автомобилю вне зависимости от времени, когда это может быть сделано: при погрузке ТС на трейлер или же при его выгрузке.
Все нормы, которые регламентируют условия, когда автомобиль может быть эвакуирован, отражены в Кодексе административных правонарушений России (ст.27.13). Вот основные причины изъятия ТС:
- отсутствие у водителя регистрационного свидетельства на данное транспортное средство;
- отсутствие у водителя прав на вождение автотранспорта;
- наличие неисправностей в рулевой или тормозной системе ТС, а также в других органах его управления;
- нахождение водителя ТС в неадекватном для управления состоянии (имеется в виду состояние алкогольного или наркотического опьянения, высокая степень усталости и пр.). Кроме того, автомобиль принудительно отбирается и транспортируется на штрафстоянку в случае отказа его владельца проходить медицинское освидетельствование на предмет подтверждения его трезвости. В эту же категорию правонарушений попадают ситуации, когда водитель после ДТП принял алкоголь после происшествия, но до приезда сотрудников ГИБДД;
- нарушение правил парковки;
- нарушение правил транспортировки негабаритных объектов, а также грузов, представляющих повышенную опасность.
На какие законы ссылаться?
Подать претензию службе эвакуации можно в двух случаях.
1. Авто повредили, и вы уверены, что виноват эвакуаторщик. Ссылайтесь на ст. 906 Гражданского кодекса. Согласно статье, правоотношения по хранению имущества вступают в силу не только на основании гражданско-правовых договоров, но и в силу закона. Обязательство за сохранение вещи может вытекать из административных, уголовных, налоговых правоотношений, говорится в комментарии к статье.
Конфискация авто на основании ст. 27.13 КоАП – это административное правоотношение, наш случай. Хранение в силу закона распространяется на арестованное и конфискованное имущество. А лицо, отвечающее за хранение, – собственник штрафстоянки – в силу закона обязуется обеспечить сохранность вещи и понести санкции за ненадлежащее хранение.
Согласно главе 47 ГК РФ, договор хранения заключается между хранителем – владельцем штрафстоянки и поклажедателем – водителем/хозяином автомобиля. Заметьте, поклажедатель – не сотрудник ГИБДД и не эвакуаторщик, который пригнал авто. В соответствии со статьями 896-898 ГК, поклажедатель обязуется оплатить хранителю затраты на хранение и транспортировку вещи. А хранитель обязуется обеспечить сохранность вещи по ст. 891 ГК РФ.
2. Вы не согласны с законностью эвакуации. Например, на месте парковки не было запрещающего знака, а машину всё равно конфисковали. Или транспортное средство забрали при вас, хотя вы могли отогнать машину и устранить нарушение правил остановки и стоянки.
В таком случае сотрудник ГИБДД нарушил требования ст. 27.13 КоАП, п. 1.1: задержание ТС прекращается в присутствии водителя до того, как машину начнут эвакуировать. Вы вправе подать претензию на незаконное решение сотрудника ГИБДД и требование к штрафстоянке оплатить расходы на эвакуацию, хранение автомобиля и проезд в общественном транспорте до места задержания.
Бывает и так, что руководство стоянки добровольно соглашается компенсировать убытки. Но будьте готовы отстаивать правоту в суде. Главное – запастись доказательствами, терпением и не подписывать акт приёма-передачи до осмотра автомобиля.
На какие законы ссылаться?
Подать претензию службе эвакуации можно в двух случаях.
1. Авто повредили, и вы уверены, что виноват эвакуаторщик. Ссылайтесь на ст. 906 Гражданского кодекса. Согласно статье, правоотношения по хранению имущества вступают в силу не только на основании гражданско-правовых договоров, но и в силу закона. Обязательство за сохранение вещи может вытекать из административных, уголовных, налоговых правоотношений, говорится в комментарии к статье.
Конфискация авто на основании ст. 27.13 КоАП – это административное правоотношение, наш случай. Хранение в силу закона распространяется на арестованное и конфискованное имущество. А лицо, отвечающее за хранение, – собственник штрафстоянки – в силу закона обязуется обеспечить сохранность вещи и понести санкции за ненадлежащее хранение.
Что делать дальше? Кто должен возмещать ущерб?
Если виновник найдется и его вина будет доказана, он возместит ущерб, причиненный автомобилю. Отыскать скрывшегося виновника можно по записям с камеры наблюдения (если таковая есть), на основании свидетельских показаний или по записям парковки (например, можно определить, кто выезжал с парковки в то время, пока там находился ваш автомобиль, и обзвонить этих людей).
Если найти виновника не получилось, можно попытаться взыскать сумму на ремонт с администрации парковки, которая оказывает услуги ненадлежащего качества. По законодательству платная парковка должна возместить ущерб, который был причинен автомобилю (Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 № 795 «Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок»). Для этого при оставлении автомобиля необходимо оформить приемо-сдаточный акт, тогда можно будет доказать, что повреждения возникли, пока автомобиль находился на стоянке. Не забудьте оформить акт о повреждении – сразу после того, как обнаружите, что машина пострадала. Вам не имеют права отказать в его оформлении, хотя на практике сотрудники стоянки могут отказываться это делать, ссылаясь на то, что повреждения были ранее.
Имея список повреждений, вы можете обратиться к эксперту для оценки стоимости восстановления автомобиля до исходного состояния (которое было до происшествия; если есть старые повреждения, их, естественно, считать не нужно). Заключение эксперта необходимо вручить администрации стоянки вместе с претензией либо лично, либо заказным письмом с уведомлением, чтобы было доказательство информирования.
Если ДТП нет, вызывайте участкового и также составляйте протокол и список повреждений. До его приезда не трогайте ничего, не пытайтесь что-то исправить или переложить.
Если вы застали процесс эвакуации
Буксировку машины на штрафстоянку можно остановить. Если вы заметили, что инспектор оформляет протокол или автомобиль начинают грузить, сразу подходите к месту событий. Пока эвакуатор не начал движение, процесс можно остановить.
Представьтесь сотруднику ГИБДД и предъявите документы на автомобиль. Если они остались в салоне, вам должны предоставить доступ к транспортному средству. Инспектор выпишет штраф за административное правонарушение, но оплачивать услуги эвакуации и хранения не придётся.
Когда машина полностью погружена и эвакуатор начал движение, вы не имеете права препятствовать буксировке. Остаётся только забрать машину с штрафстоянки по инструкции, приведённой выше.
Поэтому если вы видите, как эвакуируют чужую машину, попытайтесь помочь владельцу. Если его номер указан на карточке под лобовым стеклом, предупредите водителя — сотрудники полиции этим заниматься не станут.
Итак, два этапа вы восстановили. На первом этапе сотрудник ГИБДД или судебный пристав передали по акту машину водителю эвакуатора. На втором этапе водитель эвакуатора сдал машину на стоянку.
Для вас главное, чтобы в первом акте имелись нотификации относительно того, что автомобиль был отправлен на эвакуацию без видимых повреждений. В этом случае у вас будут иметься доказательства того, что автомобиль был поврежден на этапах либо в процессе эвакуации, либо во время нахождения на спецстоянке.
Далее на основе анализа имеющихся у вас актов вы можете сделать вывод о виновнике в причинении повреждений вашему автомобилю.
- Вариант 1. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, не содержит сведений о повреждениях автомобиля. Акт передачи автомобиля от эвакуаторщика на штрафстоянку не содержит сведений о повреждениях автомобиля. Вывод – повреждения были причинены во время нахождения автомобиля на стоянке.
- Вариант 2. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, не содержит сведений о повреждениях автомобиля. В акте передачи автомобиля от эвакуаторщика на штрафстоянку уже имеются сведения о повреждениях автомобиля. Вывод – виновато лицо, осуществлявшее эвакуацию.
- Вариант 3. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, содержит сведения о наличии повреждений автомобиля. Этот вариант исключает ответственность и спецстоянки, и эвакуатора и перекладывает ответственность на третьих лиц. В данном случае вы можете попытаться найти виновника путем проверки камер наблюдения у того места, откуда была начата эвакуация. Если автомобиль был припаркован на платной стоянке, то есть вариант предъявления претензий к владельцу парковки.
Стоимость эвакуации и хранения автомобиля в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге задержанный автомобиль возвращается сразу после обращения за ним. Работа по выдачи производится круглосуточно. При возврате фиксируется дата и время, срок хранения исчисляется в часах.
Тарифы за перемещение и хранение автомобилей на территории Санкт-Петербурга устанавливаются Комитетом по тарифам Правительства С-Пб.
Актуальные тарифы на сегодня такие:
Категория А, В – 2 815 руб.;
Категория C, D – 16 893 руб.;
Категория ВE, CE, DE – 19 709 руб.;
Негабаритные ТС – 22 524 руб.
Тарифы за один полный час хранения задержанного транспортного средства на специализированных стоянках на территории Санкт-Петербурга на 2018 год следующие.
Категория А, М, В, D до 3,5 т. – 50,23 руб./час;
Категория С, D свыше 3,5 т. – 100,46 руб./час;
Категория BE, СЕ, DE – 200,93 руб./час;
Негабаритные ТС – 301,39 руб./час.
Как составить акт приема-передачи авто
В отношении правового обращения с автотранспортным средством существует довольно много различных актов. Например, акты о приеме-передачи автомобиля при купле-продаже или, допустим, при передаче его в аренду и т.д.
Каждый из разновидностей актов отличается друг от друга в зависимости от того, какую суть он должен раскрывать. Точно также обстоит дело и с актом приема-передачи автотранспорта при его задержании.
Когда происходит эвакуация автомобиля на штрафстоянку, то создается первичный акт о том, что произведено задержание авто со всеми вытекающими последствиями – хранением и возвратом обратно владельцу.
Эти документы создаются, как правило, в процессе принудительной эвакуации. Типовая форма такого акта утверждается в каждом областном городе своя.
Можно рассмотреть один из образцов на примере акта приеме-передачи при задержании, утвержденного Постановлением правительства Красноярского края № 562-п от 26.10.12 г.
Эвакуация при наличии знака «Работает эвакуатор»
Если автомобиль припаркован в зоне действия одного из перечисленных ниже знаков (с табличкой «Работает эвакуатор»), то водитель получит штраф 1 500 рублей (3 000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге), а автомобиль будет отправлен на штрафстоянку.
Примечание. Если знаки установлены без таблички, то эвакуировать автомобиль в зоне их действия не должны. В этом случае водитель получит только штраф.
Выше перечислены все возможные случаи, в которых возможна эвакуация автомобиля за неправильную парковку (статья 27.13 КоАП). В иных случаях задержание транспортного средства не применяется.
Внимание! Табличка «Работает эвакуатор» должна применяться только со знаками, запрещающими остановку и стоянку. В прочих случаях, рассмотренных выше, табличка не применяется. Например, рядом с местами для инвалидов такая табличка не устанавливается.
Являются ли такие повреждения страховым случаем
Конечно же, не каждому собственнику своего движимого имущества на четырех колесах понравится, что машине был нанесен урон. Любой водитель захочет получить компенсацию, которая смогла бы покрыть все расходы по возмещению ущерба.
По страховому полису ОСАГО такие случаи точно не считаются страховыми, ведь они не относятся напрямую к типичному риску обязательного автострахования – ответственности водителя, владельца автомобиля.
А вот некоторые условия страхового договора по КАСКО могут включать в свой перечень также и такие риски, как повреждения машины на штрафстоянке или в процессе эвакуации.
Правда, многое здесь зависит от этапа эвакуации, на момент которого повреждался автомобиль, а также от самих страховщиков потому, что не все соглашаются страховать такие риски.
На практике такие случаи выглядят зачастую следующим образом. Любой факт повреждения машины работниками эвакуационной службы должен фиксироваться рядом стоящим сотрудником ГИБДД.
Последний, между прочим, по правилам задержания обязан находиться в присутствии погрузки до самого конца, пока эвакуатор не уедет.
Если же дополнительные повреждения были обнаружены при погрузке, тогда полицейский сразу их должен зафиксировать в акте в протоколе задержания.
В этом случае страховые компании могут отказать в выплате страховки, особенно, если в договоре в пункте по страховым случаям ничего не говориться об эвакуации.
А вот если повреждения были нанесены без фиксации в документах, тогда этот случай может быть рассмотрен как страховой – по риску ущерб третьими лицами.
Причем, даже если водитель эвакуировал свою машину на спецстоянку не по факту задержания за нарушения, а по собственному усмотрению, то любые незафиксированные повреждения могут быть расценены как урон по страховому случаю.
Такое может произойти, если машина сломалась и до ее ремонта ее нужно где-то хранить, если нет собственного гаража.
Специализированная стоянка или любая другая, которая не относится к штрафным стоянкам, может быть использована в качестве места, где авто будет надежно храниться.
Дело в том, что в некоторых страховых договорах по КАСКО есть одной условие – хранения машины на платной стоянке. А вместе с этим условием в том же договоре, как правило, прописывается и страховой случай – повреждения на штрафстоянке.
Вот именно при таких обстоятельствах, где очевиден факт нанесения ущерба имуществу во время хранения, а не погрузки-разгрузки, может страховыми компаниями засчитываться как страховой случай. А это обозначает, что владелец вправе рассчитывать на выплату страховки.
Также, если повреждения машине были нанесены до погрузки на эвакуатор, тогда этот момент также может фиксироваться как страховой случай.
В целом же страхователю – собственнику автомобиля, всегда следует ориентироваться исключительно на условия страхового соглашения, есть ли там хоть слово об эвакуации или хранении на штрафстоянке, или нет.
Когда погрузка автомобиля осуществлялась службой эвакуации, ему были причинены повреждения и собственник не может привлечь организацию к установленной ответственности, то следует действовать в соответствии со следующими советами:
- Всегда заключайте соглашение о том, что вам были оказаны услуги по эвакуации транспортного средства. Для того чтобы оформить подобный документ, не нужно подготавливать специальные документы. Составить его можно самостоятельно, используя обычный лист А 4. В нем должна быть указан следующая информация: дата транспортировки, место, в котором осуществляется эвакуация, данные собственника, государственный номер авто, которое будет эвакуировано, государственные номер эвакуатора, стоимость услуги. Такой документ подписывается двумя сторонами.
- Следует заранее зафиксировать состояние авто, посредством фото съемки с различных сторон автомобиля. Помните, что на таком фото должна быть указана дата.
- Дополнительно необходимо составить опись, в которой следует указать все дефекты, которые имеются у авто. Такой документ также должны быть подписан, как собственником авто, так и лицом, которое его эвакуирует.
Бывает и такое, что сотрудник эвакуационной службы отказывается подписывать любые документы. Пугаться не стоит. Достаточно в этой ситуации найти свидетелей, которые видели погрузку авто.
Эти свидетели должны подписать документы, указав в них свои персональные и контактные данные. В таком случае, если автомобиль будет поврежден, собственник получит право ссылаться на него для того, чтобы защитить свои права и требовать возмещения ущерба.
Таким образом, если вы решили использовать услуги эвакуатора или в результате нарушения ПДД авто было отправлено на штрафстоянку, то необходимо пользоваться вышеперечисленными рекомендациями и получить возмещение вреда, который был причинен.
Повод отправки на штрафстояку
Причины, являющиеся основанием для принудительной эвакуации транспорта, указаны в ст. 27.13 КоАП РФ.
Таким основаниями являются:
- водитель управлял транспортом в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического);
- грузовым транспортом не выполняются требования безопасности при транспортировке груза;
- автомобиль поставлен в местах, не предназначенных для стоянки, создаются помехи для другого транспорта или пешеходов;
- у лица, управлявшего транспортом, с собой не оказалось водительского удостоверения;
- автомобиль после ДТП оказался неисправным;
- обнаружены нарушения в работе рулевого управления или тормозной системы.
При двух последних пунктах собственник авто может самостоятельно решить, направить автомобиль на штрафную стоянку, либо нанять эвакуатор для доставки транспорта к личному гаражу или в автосервис для ремонта.
Действия, если обнаружили повреждения авто на штрафстоянке
Нередки также случаи, когда автомобиль эвакуируется при отсутствии на месте его собственника. В таковом случае нередки повреждения, так как большая часть рабочих осуществляет все действия максимально быстро.
В таком случае нередко случается, что наличие повреждений на транспортном средстве обнаруживается только уже когда автомобиль найден на штрафной стоянке.
В таком случае порядок действий, осуществить которые нужно будет для возмещения, отличаться будет несущественно.
В случае если авто находится на штрафной стоянке следует предварительно проверить все составные части кузова.
Обратить в первую очередь внимание следует на отдельные моменты:
- все ли компоненты кузова на месте;
- нет ли каких-либо дефектов лако-красочного покрытия, всевозможных вмятин, другого;
- не оторваны, деформированы ли какие-либо части кузова;
- на месте ли зеркала, диски, бампера.
Важно заметить, что подписывать специальный акт приема-передачи о том, что автомобиль получен, следует лишь только после тщательной проверки.
Так как в противном случае предъявить претензии будет практически невозможно. Нередки случаи, когда обнаруживались повреждения уже после того, как акт приема-передачи был подписан и авто покинул штрафную стоянку.
Не стоит допускать подобного рода казусов. В противном случае ремонтировать авто нужно будет за свой собственный счет.
В случае когда авто эвакуирован при отсутствии владельца и в последствии осуществляется изъятие техники со штрафной стоянки необходимо будет обязательно обратить внимание на следующие моменты:
- требуется наличие специального протокола, который составляется именно сотрудником ГИБДД — в данной документе обязательно обозначаются следующие важные моменты: дата и время, место формирования документа;
- персональные данные самого работника ГИБДД который осуществил составление документа;
- основания для задержания автомобиля — таковые должны быть составлены с указанием статей законодательства;
- точные данные о владельце самого транспортного средства;
- полный перечень всех ценных вещей которые находились в салоне авто в момент эвакуации такового;
- полный, подробный перечень всех неисправностей, повреждений — уже присутствующих на кузове транспортного средства.
Как составить акт приема-передачи авто
Именно специальному акту приема-передачи ТС необходимо уделить максимум внимания. Так как данный документ определяет все особенности, тонкости процесса.
Сделать это возможно будет предварительно. Важно отметить, что типовая форма акта рассматриваемого типа в каждом городе своя.
Тем не менее нередко используется установленная специальным нормативно-правовым документом. Таковым является Постановление Правительства №562-п от 26.10.12 г.
Но вне зависимости от места заполнения соответствующего документа акт обязательно должен в себя включать следующие базовые данные:
- полное наименование документа, дата и место составления акта;
- первый раздел включает в себя все данные по поводу перемещения транспортного средства: обозначается номер и дата — составления акта;
- указываются точные данные всех присутствующих сторон при эвакуации (самого эвакуаторщика, работника ГИБДД и свидетеля — таковой привлекается обязательно);
- прописываются подробные сведения об автомобиле (марка, модель, государственный регистрационный номер, цвет и другое);
- указывается второстепенная информация — о дополнительном установленном оборудовании и другое;
- подробные сведения о всех расположенных в салоне ценностях, другое;
- место задержания транспортного средства и последующего хранения;
- данная часть обязательно удостоверяется подписями всех лиц, которые каким-либо образом участвовали в эвакуации.