Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Легален или нелегален ваш фаркоп: как избежать проблем с ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2021 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.
Можно ли избежать штрафа за фаркоп без регистрации
Есть несколько вариантов, когда можно уйти от наложения административного штрафа:
- Убедить инспектора, что указанное им упущение будет незамедлительно исправлено.
Иногда инспектор может ограничиться предупреждением, тем более статья 12.5 КоАП предусматривает подобную возможность. Больше шансов прийти к соглашению у вежливых водителей, долгое время не замеченных в нарушении ПДД.
- Фаркоп съемной конструкции. Когда он не так часто используется, это выход. Нет выступающих элементов — весомый аргумент.
- Заводское ТСУ или наличие креплений.
- Отсылка к пункту 77 Техрегламента. При выполнении требований этого документа — сертификации ТСУ и проведении оценки устройства — бояться проверок не нужно. Штраф исключен.
Пошаговая инструкция подключения
Подключение розетки фаркопа к автомобилю своими руками рекомендуется делать без резки штатных проводов, а используя промежуточные соединительные колодки, как при установке заводских переходников.
Нужно приобрести необходимые материалы:
- сам разъем с защитной крышкой;
- электрические колодки подходящей конструкции;
- кабель с цветными жилами сечением не меньше 1,5 мм 2 ;
- хомуты;
- защитная гофра.
- Отрежьте кусок кабеля нужной длины с запасом для обработки концов.
- Очистите от изоляции и залудите хвостовики проводов.
- Пропустите кабель внутри гофрированного рукава.
- Распаяйте контакты в корпусе розетки, сверяясь со схемой розетки фаркопа легкового авто.
- Закрепите провода в соединительных колодках для задних фонарей, также контролируя их порядок.
- Изолируйте все места соединения и подключите колодки к разъемам светотехники машины.
- Проложите жгут к месту установки на фаркопе, закрепите и закройте отверстия в кузове заглушками.
Более 99% автомобилей выпускаются с правом от завода-изготовителя на установку фаркопа. На остальные машины крепить ТСУ в 2023 году можно только, получив разрешение от ГИБДД.
Узнать о возможности прикрепления фаркопа можно 5-ю способами:
- Заглянуть в руководство по эксплуатации автомобиля – здесь должен быть раздел об использовании прицепа. Если он есть, значит, установка фаркопа разрешена.
- Изучить ОТТС (Одобрение типа транспортного средства) – здесь отмечено оборудование, которое можно дополнительно установить на автомобиль.
- Изучить табличку с VIN-кодом, расположенную чаще всего на одной из дверных стоек. В табличке указаны 4 группы цифр, где первая означает полный вес автомобиля, а вторая – допустимую массу с прицепом. Если вторая цифровая комбинация отсутствует, машина конструктивно не предназначена для использования с прицепным устройством.
- Обратиться к официальному дилеру в автосалон.
- Запросить сведения у завода-производителя.
Какие документы нужно подготовить для регистрации тягово-сцепного устройства?
В 2023 году автовладельцу предстоит не один раз обратиться в автоинспекцию для того, чтобы зарегистрировать фаркоп. В первое посещение необходимо предоставить:
- свидетельство о регистрации автомобиля в ГИБДД;
- двустороннюю копию и оригинал ПТС;
- сертификат качества и безопасности купленного фаркопа;
- заявление на установку фаркопа, заполненное согласно установленному образцу.
Далее гражданину необходимо направиться в специализированный сервис. После установки фаркопа в СТО (Станция технического обслуживания) и получения документов в сервисе, автомобилисту следует еще раз прийти в автоинспекцию. Инспектор проверит, правильно ли закреплено устройство и не представляет ли оно опасность для участников дорожного движения. Если все в порядке, фаркоп можно регистрировать. В ГИБДД необходимо предоставить документы:
- сертификат качества на тягово-сцепное устройство;
- диагностическая карта, выданная СТО;
- акт установки приспособления, полученный в СТО;
- заключение экспертизы, проведенной в СТО;
- заявление на регистрацию, заполненное по образцу.
Порядок регистрации ТСУ на автомобиль в ГИБДД
Регистрация фаркопа на автомобиль в 2023 году осуществляется в несколько шагов:
- Сначала необходимо прийти в отделение ГИБДД и подать пакет документов, включающий свидетельство о регистрации машины, копию ПТС, сертификат соответствия на фаркоп и заполненное по образцу заявление.
- Затем, следуя указаниям инспектора, отогнать автомобиль на СТО для проведения первичной техэкспертизы. Мастера определят, насколько безопасно устанавливать фаркоп на авто. При положительном результате автовладелец получит на руки документ, разрешающий монтаж ТСУ.
- Крепление можно осуществить самостоятельно, но лучше сделать это в автосервисе, с получением документов о проведенной операции.
- После установки буксирующего устройства сотрудники автосервиса подвергают автомобиль вторичной экспертизе. На этот раз проверяется его безопасность для участников дорожного движения.
- Если все в порядке, автовладелец получит на руки диагностическую карту.
- После этого необходимо собрать полученные в СТО документы, приложить к ним сертификат качества на ТСУ, заполнить заявление на регистрацию и передать пакет в техотдел ГИБДД.
- Инспектор проверит корректность монтажа и выдаст свидетельство, подтверждающее соответствие прикрепленного фаркопа нормам Техрегламента Таможенного союза.
Документы на фаркоп легкового автомобиля
В 2021 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.
Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:
77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:
Таким образом, список необходимых документов для использования фаркопа:
Обратите внимание, возить указанные документы с собой и предъявлять их сотрудникам ГИБДД Вы не обязаны. Их можно хранить и дома. Просто если у сотрудника ГИБДД возникнут вопросы по поводу фаркопа, сразу же скажите ему, что все необходимые документы у Вас есть и тягово-спцепное устройство установлено законно. Обычно этого бывает достаточно. Если полицейский все же решит оформить протокол, то Вы сможете оспорить его на основании имеющихся документов.
Фаркоп установлен без разрешения, как поступить
Ситуаций, в которых новые приспособления используются для переоснащения авто без соблюдения стандартной процедуры, не редкость. При использовании тяговой конструкции для прицепа возникает необходимость получения разрешения на нее.
Зачастую производитель предусматривает возможность оснащения конкретной модели авто фаркопом. Тогда можно обратиться к нему за документами. Но чаще имеют место случаи, когда в конструкции машины, такого приспособления не предусмотрено в принципе. Как быть в этой ситуации?
Вариантов поведения в такой ситуации несколько:
Для справки! На 99 % моделей транспортных средств, эксплуатация фаркопа разрешена производителем, что избавляет собственников таких автомобилей от необходимости оформления специального разрешения.
Вопрос: Машина на гарантии, значит фаркоп можно устанавливать только у официального представителя?
Ответ: Не обязательно. Установку может производить любая другая компания, которая имеет соответствующие разрешения. Нужно проверить, чтоб у исполнителя был сертификат, который подтверждает выполнение регламента, ГОСТА при работе. В таком случае гарантия официального дилера сохраняется.
Вопрос: Сколько по времени длится экспертиза в ГИБДД при переоснащении авто?
Ответ: В ГИБДД экспертизу не проводят, услугу можно заказать в специализированной компании. Контролирующий орган лишь проверяет предоставленные документы, на их основании вносятся изменения в свидетельство.
Рекомендации по выбору
При покупке тягово-сцепного для второго Фокуса практичнее выбрать устройство, адаптированное конкретно под модель и поколение авто. Конкретные экземпляры чаще ищутся в интернете по артикулу, хотя водителю проще осуществить поиск через официальный сайт изготовителя фаркопов, в том числе через представленные на этом сайте каталоги. Причем на это уйдет не более получаса.
Если думаете, как сделать фаркоп своими руками, то лучше об этом забыть, потому что самоделки ненадежны, не отвечают стандартам качества и менее безопасны даже дешевых вариантов или б/у экземпляров. Притом по правилам дорожного движения фаркоп обязан иметь сертификат соответствия и паспорт.
Если же все-таки решили купить сцепное, то для начала определите производителя. Благо на рынке действует много компаний, поставляющих фаркопы на Форд Фокус любого поколения. К востребованным изготовителям качественных сцепных относятся:
Подробный обзор, о лучших производителях тягово-сцепных устройств читайте, в нашей статье «Какие компании производят лучше фаркопы».
Хотя при покупке тягово-сцепного устройства для Форда бренд играет второстепенную роль, потому что важнее, чтобы конструкция подходила по практичности и функциональности. Для Фокуса же в приоритете сцепное со съемным шаром, которое удобно и практично при эксплуатации. К тому же такое приспособление полностью отвечает современным требованиям к использованию легкового автомобиля с фаркопом.
Подключение через блок согласования
Управление бортовыми электроцепями часто выполняется по микропроцессорной схеме с использованием цифровой мультишины (система can-bus). Такая система позволяет уменьшить количество отдельных проводов в жгутах до двух кабелей и проводить оперативный контроль с диагностикой неисправностей.
Недостатком цифрового управления окажется невозможность привычного гаражным мастерам подключения розетки фаркопа легкового автомобиля напрямую в сеть путем врезки дополнительных нагрузок в заводскую проводку. Ведь добавочные потребители в виде лампочек прицепа увеличат потребляемые токи практически в два раза, что будет определено управляющим контроллером как повреждение. Система посчитает эти цепи неисправными и заблокирует их питание.
Чтобы без проблем подключить розетку фаркопа к автомобилю с цифровой шиной, используют специальное устройство: блок согласования или Smart Connect (смарт-коннектор). Его опции – корректное управление лампами без нарушения работы базовых цепей машины, таких как ABS, ESP и другие электронные помощники.
Схема подключения фаркопа на машину с использованием смарт-коннектора может различаться в зависимости от типа устройства и вида разъема (7 или 13 pin). Обобщенно она выглядит так:
Сегодня обсудим вопрос выбора и установки тягово-прицепного устройства еще на одну иномарку. А именно героем разбора станет фаркоп на Форд Фокус 2 поколения. В частности, мы расскажем о сцепных для этого автомобиля вне зависимости от типа кузова, будь то седан, хэтчбек или универсал.
Легален или нелегален ваш фаркоп: как избежать проблем с ГИБДД
Если у Вас отсутствуют перечисленные выше документы на фаркоп, то обратитесь к производителю этого оборудования с целью получения копий. Уважающие себя организации предоставляют копии документов без особых проблем.
Обратиться можно:
- в электронной форме — через сайт организации;
- лично — через официального представителя в Вашем городе;
- по почте — заказным письмом.
Если восстановить документы не удается, то остается либо вариант с покупкой нового сцепного устройства, либо официальное внесение изменений в конструкцию через ГИБДД.
Примечание. Некоторые организации предлагают купить пакет документов на фаркоп. Рекомендую подобные предложения игнорировать, т.к. документы производителя есть только у самого производителя. Если такие документы будут выданы другой организацией, то они будут поддельными.
Если Вы только планируете установить на машину тягово-сцепное устройство, то Вы обратились к данной статье вовремя.
Рекомендую еще до покупки фаркопа обратиться к производителю и запросить у него необходимые документы. Если документация не будет предоставлена, то имеет смысл выбрать устройство другого производителя.
В первую очередь, рекомендую проверить, что у Вас есть сертификат соответствия и документ, подтверждающий возможность установки на автомобиль Вашей модели.
Если хотя бы одного из документов нет, следует обратиться к производителю фаркопа и запросить их. Как показывает практика, производители без проблем высылают недостающие документы.
Обратите внимание, если Вы покупаете автомобиль бывший в употреблении и имеющий фаркоп, то документы нужно забрать у предшествующего собственника. В противном случае ГИБДД может потребовать демонтировать оборудование перед регистрацией автомобиля.
Подведем итоги данной статьи:
- Большая часть фаркопов сопровождается необходимыми документами, т.е. их установка может быть произведена без регистрации в ГИБДД.
- Если документы на сцепное устройство отсутствуют, то их следует запросить у производителя.
- Если получить документы невозможно, то остается либо демонтировать фаркоп, либо оформить его как изменение конструкции ТС.
Удачи на дорогах!
Чтобы установка тягово-сцепного устройства прошла успешно, для начала нужно купить подходящую конструкцию. А уже о том, как ставится ТСУ, мы разберемся отдельно.
Оптимальным вариантом для владельцев Фокуса станет покупка адаптированного фаркопа, который предназначен под конкретную модель и поколение автомобиля. Для поиска конкретной модели часто используется артикул. Но по факту проще зайти на официальный сайт производителя, и с помощью каталогов отыскать варианты для вашего автомобиля. Учитывая нынешнее состояние сайтов ведущих изготовителей, поиск занимает несколько минут максимум.
Чего делать категорически не рекомендую, так это пытаться собрать ТСУ своими руками. В сети есть различные чертежи и схемы, по которым сваривают металлоконструкции и получают якобы дешевый и полноценный фаркоп. Но в действительности риски использования таких решений намного выше, чем даже установка БУ ТСУ, купленных через Авито, или дешевых моделей фаркопов.
- Сначала снимите задние колеса. Так вы получите доступ к креплениям брызговиков и подкрылок, которые придется демонтировать;
- Когда колеса сняты с задней части машины, открутите крепежи брызговиков. Следите за пластиковыми втулками, которые обычно выпадают. Не потеряйте их, иначе с обратной сборкой будут проблемы;
- Некоторые болты остаются мертвыми при демонтаже, из-за чего полностью снять подкрылки и брызговики удается только путем использования болгарки для срезки болтов;
- С помощью ключа 7 размера нужно под крышкой багажного отсека отыскать крепления и открутить их;
- Сбоку есть маленькая накладка в области заднего бампера, откуда выкручивается еще несколько саморезов. Накладка поддевается отверткой и снимается;
- Аналогичные действия нужно повторить с другой стороны машины;
- При наличии парктроника его придется отключить;
- Теперь снимается бампер и усилитель бампера. Здесь обычно идет три гайки под 13 ключ;
- Все, можно в лонжероны вставлять фаркопную балку. Смотрите внимательно, чтобы не образовались перекосы. Балка должна стоять ровно и совпадать по отверстия;
- Ключом 17 размера осуществляется затяжка крепежных болтов;
- В комплекте к ТСУ идет инструкция со схемой установки электропроводки. Действуйте строго по ней, поскольку у каждого фаркопа свои особенности;
- Установите крюк;
- Около лонжерона возле арок присутствуют отверстия, через которые протягиваются провода внутрь багажника;
- Проводка соединяется с задней оптикой машины. Придется снять боковую обшивку и добраться до электроразъема;
- Тестером определите, какой провод за что отвечает;
- Опять же по схеме соединяются провода. Тут я не могу точно сказать, какой провод куда подключается, поскольку разные ТСУ имеют свои нюансы и особенности. Плюс не исключено, что ранее было вмешательство в проводку самого Фокуса.
ГОСТ 9200-76 был основным стандартом в СССР, которым устанавливались единые для всех отраслей нормативы электрического подключения прицепной техники к автомобилям и тракторам того времени. В нем определено, что все транспортные средства, выпускаемые советской промышленностью, оборудуются одинаковыми семиконтактными разъемами.
После появления на отечественном рынке большого количества автомобилей и прицепов заграничного производства, полная взаимозаменяемость авторозеток оказалась утрачена. Иностранные машины оборудуются ТСУ (тягово-сцепными устройствами, или фаркопами) с электрическими соединениями часто не совпадающих типов.
Сегодня в эксплуатации можно встретить соединения таких разновидностей:
- семиконтактный разъем «советского» образца (по ГОСТ 9200-76);
- 7-контактный евроразъем (имеет отличие по сечению проводки и распайке 5-го и 7-го контактов);
- семиконтактный (7-пиновый) американского образца – с плоскими штырями;
- 13-контактный с разделением плюсовой и минусовой шин;
- 15-контактный для тяжелых грузовых прицепов (имеет линии для подключения обратной индикации от прицепа к водителю тягача).
Рост количества буксируемых устройств вызван популярностью таких видов отдыха, как автомобильные путешествия с кемперами, квадроциклами или гидроциклами, большими лодками. Прицепы разных изготовителей оборудуются отличающимися типами розеток, поэтому подключить фаркоп к проводке автомобиля можно по-разному.
Самый простой метод, при котором не требуется вмешательства в электросхему. Нужно купить набор переходников, которые ставятся на заводские разъемы задних фонарей. Они снабжены выводами на ТСУ.
Управление бортовыми электроцепями часто выполняется по микропроцессорной схеме с использованием цифровой мультишины (система can-bus). Такая система позволяет уменьшить количество отдельных проводов в жгутах до двух кабелей и проводить оперативный контроль с диагностикой неисправностей.
Документы на фаркоп легкового автомобиля
Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:
77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
- предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
- предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
Можно и обойтись без ГИБДД. Есть перечень технических изменений, внесенных в конструкцию, которые не требуют согласования с госавтоинспекцией. Для того, чтобы не выписали штраф или, не дай Бог, не прекратили регистрацию транспортного средства у вас к обычному набору документов должно прибавиться:
- Сертификат соответствия (копия) и паспорт на фаркоп, который идет в комплекте с фаркопом. В паспорте должна стоять печать автоцентра, выполняющего установку ТСУ
- Документы, предоставленные автоцентром, имеющим сертификацию по выполнению данного вида деятельности. Вам выдается копия сертификата авто печатью, и акт выполненных работ.
Для чего ставят фаркоп
В большинстве случаев, фаркоп устанавливают для буксировки трейлеров, прицепов и транспортных средств, масса которых не превышает 3.5 тонн. Благодаря такой установке – можно равномерно распределить нагрузку, образующуюся под влиянием инерции и веса.
Типичные варианты данного механизма – довольно просты и представляют собой шаровую каркасную конструкцию, которая надёжно зафиксирована на металлическом изогнутом выступе.
При этом, сегодня, в зависимости от установленной для устройств нагрузки – фаркопы делятся на 3 типа:
- От 2 500 до 3 500 килограмм;
- от 1 500 до 2 500 килограмм;
- и до 1 500 килограмм.
Устройство фаркопов специального назначения, как правило, представляет собой прочную скобу с кольцевидной петлёй, помещённой в неё. Располагается данное устройство на дышле прицепа. Фактическое крепление всей конструкции фаркопа – обеспечивает, продеваемый через кольцо в скобе, металлический палец.
p, blockquote 71,0,0,0,0 —>
Общие рекомендации при эксплуатации электрооборудования прицепа:
- избегайте перегрузок в сети, особенно при пользовании бытовыми приборами легковых прицепов, это может вызвать возгорание;
- проверяйте электрооборудование прицепа перед каждым выездом, хотя бы внешне;
- перед каждым сезоном проверяйте качество электрических соединений вне салона автомобиля и прицепа, производите защиту контактных зон и разъемов солидолом и другими средствами;
- не допускайте болтающихся проводов, обязательно крепите их к элементам конструкции пластмассовыми хомутами,
- по возможности, переоборудуйте ваш прицеп на влагонепроницаемые светодиодные приборы.
Способы подключения электрики для фаркопа к автомобилям
После приобретения фаркопа обязательно нужно его оборудовать осветительными приборами с целью выполнения законодательства при выполнении правил дорожного движения. Также, незаменимые элементы освещения, такие как габаритные огни на фаркопы, сигнализаторы торможения и поворотники обеспечивают безопасность водителю, управляющему транспортным средством. Интернет магазин фаркопов и аксессуаров Форд предоставляют возможность выбора владельцам транспортных средств Форд пробрести оригинальную электрику для своего любимца. Также стоит учесть, что для качественного осуществления крепления, долгосрочного и безопасного его функционирования в интернет магазине фаркопов и аксессуаров Форд дополнительно стоит приобрести:
- вилки прицепа
- переходники
- розетки для подключения
- колпаки защитные на крюк крепления фаркопа
- тросы страховочные
- противоугонные приспособления, предназначенные для прицепов
Строго придерживайтесь графика текущего обслуживания автомобиля (см. Главу Настройки и текущее обслуживание). Не забывайте, что при использовании транспортного средства для буксировки прицепа многие процедуры следует производить чаще.
Ни в коем случае не превышайте нормы загрузки автомобиля. Кроме максимальных допустимых нагрузок на мосты (GAWR), должны учитываться также такие характеристики, как весовая нагрузка на прицепное устройство, а также масса всего помещенного в автомобиль багажа и дополнительного оборудования. Помните, что любая масса, помещенное в/на прицеп в результате ведет к повышению нагрузки на автомобиль.
Не забывайте, что нарушение правил буксировки прицепа может привести к самым серьезным последствиям. Старайтесь придерживаться изложенных ниже рекомендаций:
- Следите за тем, чтобы центр тяжести помещенного в прицеп груза был смещен немного вперед (таким образом, чтобы на прицепное устройство автомобиля приходилось около (10 ÷ 15)% полной массы брутто прицепа. Нарушение данного требования обычно приводит к нарушению курсовой устойчивости сцепки за счет колебательных боковых перемещений прицепа во время движения.
- Не подсоединяйте гидравлический привод тормозных механизмов прицепа к тормозному контуру автомобиля.
- Оборудование прицепов массой свыше 907 кг тормозами является обязательным условием буксировки.
- Не подсоединяйте электропроводку сигнальных ходовых огней прицепа к основному жгуту электропроводки автомобиля. Подключение должно производиться с применением стандартного жгута для оборудования прицепных устройств. Нарушение данного требования может привести к выходу из строя электрооборудования, а также получению серьезных травм.
- Не перегружайте автомобиль и/или прицеп свыше допустимых норм — это может привести к потере контроля за управлением, снижению эффективности функционирования тормозов, перегрузке мостов, компонентов трансмиссионной линии, рулевого управления, подвески и несущих кузовных элементов.
- Следите за тем, чтобы помещенный в прицеп груз был надежно закреплен.
- Используйте для оборудования автомобиля только фирменные прицепные устройства, установка которых должна поручаться специалистам дилерского отделения компании Chrysler.
Допустимые весовые характеристики прицепа
В полную массу брутто прицепа (GTW) входят вес собственно прицепа, плюс вес помещенного в него груза и навесного оборудования. Наиболее точным способом определения GTW является помещение полностью загруженного прицепа на автомобильные весы.
Старайтесь, чтобы 60% массы груза приходилось на переднюю часть прицепа, что обеспечивает выполнение требования о том, чтобы на прицепное устройство приходилось около (10 ÷15)% GTW.
Распределение GTW. |