77. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «77. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Земельное законодательство выделяет в самостоятельную категорию, земли особо охраняемых территорий и объектов, на которых располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, рекреационное, эстетическое и оздоровительное значение. Это — не затронутые хозяйственной деятельностью участки природы, сохранившие первозданную красоту, уникальные ландшафты, лесные массивы, выходы горных пород, экосистемы, имеющие ценность в качестве среды обитания редких и исчезающих видов животных и растений, природные объекты — свидетели исторических событий, места отдыха граждан.

Земли особо охраняемых природных территорий

Государственные природные заповедники — традиционная для России и наиболее ранняя форма охраны ценных экосистем. В 1997 г. было официально отмечено 80-летие первого государственного природного заповедника — Баргузинского. С тех пор система заповедников существенно расширилась и на 2001 г. составляла 100 заповедников. Подавляющее большинство заповедников находится в ведении МПР России. Система российских заповедников пользуется широким признанием в мире — 21 российский заповедник имеет международный статус биосферных резерватов. Пять заповедников находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, девять подпадают под действие Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, два имеют дипломы Совета Европы. Заповедники — наиболее строгая форма охраны природных экосистем. Государственными природными заповедниками объявляются изъятые навсегда из хозяйственного использования природные комплексы и объекты. Запрещается изъятие или иное! прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы в их границах. Запрещается отчуждать природные ресурсы и недвижимое имущество или передавать их от одного лица к другому иными способами. Это означает, что не допускается не только приватизация этих земель, но и передача в пользование или аренду.

Государственные природные заповедники наделяются статусом юридического лица, входят в систему государственных учреждений и финансируются за счет федерального бюджета. Функции управления в пределах каждого заповедника возлагаются на администрацию, возглавляемую директором. Директор имеет право регулировать землепользование и природопользование, отвечает за организацию охраны природных комплексов, осуществляет государственный контроль.

Земли и другие природные ресурсы заповедников находятся в федеральной собственности. Земельные участки закрепляются за государственными природными заповедниками на праве постоянного (бессрочного) пользования. На территории государственных природных заповедников запрещаются землепользование, связанное с нарушением почвенного покрова, сенокошение, пастьба скота, строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений, нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования.

Разрешенными видами землепользования являются мероприя- « тия по охране природных комплексов и объектов от антропогенных воздействий, а также пожаров, стихийных бедствий, научные исследования. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений, этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

В пределах заповедников могут быть выделены земельные участки, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. Выделяются также земельные участки частичного хозяйственного использования. На них разрешаются организация подсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников заповедника и членов их семей продуктами питания; выпас скота, принадлежащего заповеднику и его работникам.

Национальные парки — целые природные комплексы на обширной территории, взятые под особую охрану государства в целях сохранения их экологической ценности и использования для рекреации. Национальные парки появились в России относительно недавно. Первый в Советском Союзе национальный парк «Лахемаа» открылся в 1971 г. в Эстонии, а самыми старыми на территории России являются Сочинский национальный парк и национальный парк «Лосиный остров», которые были учреждены в 1983 г. К настоящему времени число таких парков достигло 35. Они занимают площадь 6,8 млн га, что составляет 0,4% территории РФ.

Земли национальных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися на них природными ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями и сооружениями и другими объектами являются федеральной собственностью. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации. Земли и другие природные объекты закрепляются за национальными парками в пользование. Одновременно допускается существование в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников. Национальные парки учреждаются решением Правительства РФ на основании представления органов государственной власти субъектов РФ и МПР России.

Правовой режим земель национальных парков неоднороден и определяется на основе зонирования. Предусматривается выделение нескольких функциональных зон с различным режимом природопользования, включая зоны заповедного режима, заказного режима, познавательного туризма, рекреационного использования, охраны историко-культурных объектов, территории агроландшафтов, зоны обслуживания посетителей, зоны хозяйственного назначения.

Наиболее строгий режим, связанный с запретом на любую хозяйственную деятельность и рекреационное использование, действует в зоне заповедного режима. В других зонах допускаются ограниченное природопользование и хозяйственная деятельность, включая ведение сельского хозяйства, размещение гостиниц, палаточных лагерей, других объектов туристического сервиса, ведение хозяйственно-производственных работ, необходимых для обеспечения функционирования национального парка, а также удовлетворения основных нужд проживающего на его территории населения. Для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха заинтересованным лицам земельные участки предоставляются в аренду на основе договора, заключаемого с дирекцией национального парка.

Государственные природные заказники учреждаются в интересах сохранения или восстановления отдельных объектов природы с правом на использование других природных объектов.

Отличительной чертой заказников является возможность их упразднения по истечении надобности в охране того или иного объекта или в связи с выполнением задач по восстановлению состояния охраняемых объектов. Так, восстановление популяции вида животного или растения, состояния водного объекта или ландшафта может служить основанием для упразднения заказника.

Изменение границ, реорганизация и упразднение государственных природных заказников осуществляются в том же порядке, что и их образование, т.е. решением Правительства РФ либо органа исполнительной власти субъекта РФ.

Заказники могут быть как федерального, так и регионального значения. В настоящее время насчитывается в общей сложности около 1700 заказников. Из них 66 относятся к заказникам федерального значения и находятся в ведении частично Минсельхоза России и частично МПР России. Часть заказников входит в состав государственных природных заповедников и находится в их административном подчинении. Государственные природные заказники учреждаются решением Правительства РФ либо решением исполнительной власти субъектов РФ (соответственно для заказников федерального и регионального значения) и находятся либо в федеральной, либо в собственности субъектов РФ. Допускается сохранение земельных участков в частной собственности, владении, пользовании граждан и организаций, а также изъятие земельных участков в порядке выкупа.

Читайте также:  Расчет транспортного налога в Ханты-Мансийском АО - Югре, таблица ставок

Иные виды земель особо охраняемых территорий и объектов

Земли природоохранного назначения. Основным критерием, по которому земельные участки могут быть отнесены к категории, земель природоохранного назначения, является особая роль в охране ценных природных объектов. К примеру, в число таких земель включаются земельные участки, на которых расположены защитные леса и другие насаждения; земли, необходимые для охраны нерестилищ ценных видов промысловых рыб, земли в составе водоохранных зон.

Следует обратить внимание на то, что в пределах береговой полосы земли водоохранных зон входят в состав земель водного фонда, как это предусмотрено ст. 102 ЗК. Земельные участки водоохранных зон за пределами береговой полосы могут быть отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения или входить в состав земель лесного фонда в соответствии со ст. 8 ЗК. Таким образом, лишь частично и в необходимых случаях земельные участки за пределами береговой полосы и в границах водоохранных зон приобретают статус земель природоохранного назначения. Такой статус не возникает автоматически, а требует вынесения государственного решения об объявлении отдельных земельных участков землями природоохранного назначения.

Земли лесов, выполняющие защитные функции, относятся к землям природоохранного назначения, если они не включены в состав земель лесного фонда.

Правовой режим запретных и нересто’охранных полос устанавливается соответствующими решениями государственных органов и местных органов самоуправления на основании ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире».

Земельные участки природоохранного назначения могут предоставляться физическим и юридическим лицам на праве собственности либо пользования по общим правилам ЗК. Одновременно отнесение земельных участков к землям природоохранного назначения не является основанием для их изъятия (выкупа) у собственников, пользователей, владельцев, арендаторов, которые тем не менее обязаны соблюдать правила, ограничивающие их хозяйственное использование. Ограничения прав на земельные участки подлежат государственной регистрации. Ограничения хозяйственной деятельности в связи с отнесением земель собственников, пользователей, владельцев и арендаторов к землям природоохранного назначения могут служить основанием для установления льгот — полного или частичного освобождения от уплаты земельного налога по ст. 12—14 Закона «О плате за землю» 1991 г. Такие освобождения вводятся решением органов законодательной (представительной) власти соответствующих субъектов РФ либо органов местного самоуправления по собственному усмотрению в порядке, установленном Законом «О плате за землю».

В пределах земельных участков природоохранного назначения вводятся ограничения или запреты на отдельные виды деятельности. Критерием, по которому вводятся ограничения или запреты, является несовместимость этих видов деятельности с основным назначением земель. Несовместимы те виды деятельности, которые вызывают ухудшение состояния ценных природных объектов. К примеру, видами деятельности, несовместимыми с назначением нерестоохранных полос, будут строительные работы, размещение производственных объектов вблизи нерестилищ ценных промысловых видов рыб, поскольку с этими видами деятельности связаны такие виды воздействия, как загрязнение вод, нарушение гидрологического режима бассейна, шумовое воздействие.

В состав земель природоохранного назначения входят территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Отнесение этих земель к землям природоохранного назначения производится в порядке образования территорий традиционного природопользования. Такой порядок для территорий, населяемых народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, установлен Федеральным законом от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Одним из указанных критериев является отнесение проживающего населения к категории малочисленных народов и общностей малочисленных народов. Такие территории могут быть федерального, регионального и местного значения в зависимости от уровня их значимости и формы собственности на них и учреждаются соответственно решениями Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Земельные участки в границах территорий традиционного природопользования закрепляются за лицами, относящимися к малочисленным народам и общинам малочисленных народов в безвозмездное пользование. В связи с принятием ЗК общинам коренных малочисленных народов — основным землепользователям, предстоит до 1 января 2004 г. переоформить право пользования на право аренды либо приобрести закрепленные за ними земельные участки в собственность. Представители коренных малочисленных народов могут пользоваться землями и другими природными ресурсами для личных нужд. Предпринимательская деятельность допускается в той степени, в какой она не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования. Закрепленные за коренными малочисленными народами земельные участки могут изыматься для государственных и муниципальных нужд в соответствии со ст. 49 и 55 ЗК. Изъятие не влечет возмещения стоимости земельного участка, однако малочисленным народам, общинам и их представителям выделяются равноценные земельные участки и возмещаются убытки, причиненные таким изъятием.

Земли рекреационного назначения. К землям рекреационного назначения относятся земельные участки, предназначенные и используемые для таких целей, как организация отдыха, туризм, физкультурно- оздоровительная и спортивная деятельность. К этим землям относятся также земли пригородных зеленых зон. В дополнение к ЗК правовой режим земель рекреационного назначения, и прежде всего цели, для которых такие земли могут быть предоставлены, определяется Федеральными законами от 24 ноября 1996 г. № 1Э2-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Понятие отдыха граждан дано в трудовом законодательстве, однако следует иметь в виду, что применительно к данному виду земель речь идет об организованном отдыхе, который, например; исключает индивидуальный отдых граждан на садовых участках или дачах. Соответственно земли рекреационного назначения не могут быть предоставлены для садоводства или дачного хозяйства.

Таким образом, статус общенационального достояния земель подкреплен законодательно установленным ужесточенным правовым режимом пользования и обеспечения их охраны, который варьируется в зависимости от принадлежности конкретного земельного участка к той или иной разновидности вышеупомянутой категории.

Основополагающим критерием является:

  1. именно целевое назначения, которое определяет возможность пребывания таких земель в ограниченном гражданском обороте, их отчуждения и установление ряда условий для заключения таких сделок (как правило, отчуждение происходит лишь в пользу субъекта, который намерен осуществлять деятельность, прямо соответствующую целевому назначению и лишь с разрешения компетентных органов);
  2. наличие или отсутствие разрешения на осуществление хозяйственной или иной деятельности;
  3. прямо не соответствующей целевой направленности таких земель и спектр обязанностей, которые возлагаются на собственников, землепользователей, пользователей или арендаторов (например, по сохранению объектов культурного наследия).

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Читайте также:  Памятка о получении направления по форме 057/у-04

Историко-культурная ценность

В данную группу относятся земельные участки, на которых размещены памятники, истории, культуры, архитектуры, ландшафтного искусства, военные захоронения и другие объекты, сохранность которых имеет большое значение для истории и культурного наследия государства.

На таких землях не проводится хозяйственная деятельность, здесь нельзя заниматься работами, которые могут принести вред охраняемой земле и объектам на ней. Правовой режим относительно такой земли обязателен для соблюдения физическими и юридическими лицами.

Если у такого участка есть собственник, он обязан охранять культурное и историческое наследие, принимать меры по его защите от вандализма.

ВНИМАНИЕ! Когда собственник земли с историко-культурным значением не занимается ее охранной, такую землю могут у владельца изъять. Такое положение предусмотрено Федеральным Законом под номером 78 (статья 54).

Национальные и природные парки

Правовой статус парков как природных комплексов общефедерального значения регламентирован разделом III Закона РФ № 33-ФЗ. Хозяйственная деятельность в национальных парках ограничена, тогда как в заповедниках она запрещена.

На территорию национальных парков допускаются туристы, хотя их количество и уровень антропогенной нагрузки в целом регулируются. Ключевые задачи национальных парков определяются соответствующим индивидуальным административным актом и могут включать:

  • апробацию новых научных методов природоохраны;
  • восстановление историко-культурных объектов;
  • поддержание в неизменном виде эталонных либо уникальных природных объектов, участков;
  • регулирование туризма и рекреации;
  • осуществление экологического мониторинга.

В число национальных парков включают территории, на которых расположены комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.

Природные ресурсы и недвижимость, расположенные на территории национальных парков, по общему правилу признаются федеральной собственностью.

Администрацией природного парка может быть принято решение о выделении служебных наделов сотрудникам национальных парков.

Земли рекреационной зоны могут передаваться в аренду частным лицам для организации физкультурно-оздоровительной деятельности и спортивных мероприятий.

Для национальных парков характерно функциональное территориальное деление. Правовой режим участка зависит от принадлежности к той или иной зоне. Перечень зон согласно ст.15 Закона РФ № 33:

  • заповедная, в пределах которой всякая хозяйственная деятельность запрещена;
  • особо охраняемая, используемая для познавательного туризма;
  • рекреационная, среди прочего может вмещать объекты туристской индустрии, музеи;
  • охраны объектов культурного наследия, может дополнительно использоваться для рекреации;
  • хозяйственного назначения;
  • традиционного экстенсивного неистощительного природопользования коренных малочисленных народов.

Посещение национальных парков лицами, не являющимися сотрудникам администрации парка или представителями контролирующих госструктур, возможно с письменного разрешения компетентного органа. С туристов и других частных лиц взыскивается плата.

В отличие от национальных, природные парки признаются особо охраняемыми территориями регионального значения. Земли особо охраняемых природных территорий этого вида и расположенные на них объекты признаются региональной собственностью.

Все потенциальные и существующим собственники своих участков обязаны знать, какие земли входят в состав земель особо охраняемых природных территорий.

К районам, обладающим статусом «особо охраняемые», относятся шесть основных типов. А именно:

  1. Области, определенные под санаторные, курортные и лечебные зоны.
  2. Регионы проживания и природопользования малых коренных народов РФ.
  3. Природоохранные земли, основное предназначение которых – забота и охрана природы.
  4. Историко-культурные. Районы, имеющие особую важность для культурного наследия нашей страны.
  5. Рекреационные. Сюда относятся территории, выделенные для туризма, занятий спортом и оздоровительного отдыха.
  6. Заповедные природные комплексы. Сюда входят национальные парки, ботанические сады, дендрарии, государственные заказники (районы произрастания редких растений, мест обитания вымирающих животных и различные геологические мемориалы-образования). В этот список включены и биосферные резервации – заповедные области под охраной ЮНЕСКО, созданные искусственно для сохранения экологических систем и природного генофонда.

К особо охраняемым землям также могут относиться и биостанции, береговые зоны, малые заповедники, произведения садового и паркового искусства и иные природные уникальные ландшафты.

Особый правовой режим vs особо охраняемые природные территории

В одном из дел была рассмотрена ситуация, когда заявитель обратился в ВС РФ с административным исковым заявлением о признании частично недействующим приложения 1 к Положению о национальном парке «Марий Чодра» в части действия норм, регламентирующих включение в границы Национального парка земельного участка. Заявитель ссылался на то, что включение земельного участка, расположенного в деревне <...> и относящегося к категории земель населенных пунктов, в границы Национального парка противоречит ст. 83 ЗК РФ, а также нарушает его право пользования земельным участком по назначению, поскольку режим особой охраны территории национального парка устанавливает существенные ограничения для собственников земельных участков (решение Верховного суда РФ от 25.12.2020 № АКПИ20-723).

При рассмотрении этого дела ВС РФ пришел к выводу о том, что «из положений следует, что понятие „земли особо охраняемых территорий и объектов“ как один из видов категорий земель не идентично понятию „особо охраняемые природные территории“, под которым понимается особый правовой режим, распространяющийся на включенные в границы такой территории земельные участки различных категорий земель и форм собственности».

Таким образом, в решении понятие «особо охраняемые природные территории» идентифицируется как «особый правовой режим», что противоречит определению ООПТ, изложенному в преамбуле Закона об ООПТ.

Согласно закону ООПТ — это «участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны».

В свою очередь, в Апелляционном определении Апелляционной коллегии ВС РФ от 25.03.2021 № АПЛ21-82 суд отметил, что «статьей 58 Федерального закона „Об охране окружающей среды“ закреплено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, <...> рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (пункты 1, 2)».

В случае принятия соответствующего решения на земельном участке, на котором расположен природный объект, имеющий особое природоохранное значение, действительно, может быть создана ООПТ. Однако согласно определению ООПТ такие территории подразумевают установление режима особой охраны — «участки земли <...>, которые имеют особое природоохранное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны».

Таким образом, на наш взгляд, Апелляционная коллегия ВС РФ разводит данные понятия: в формулировке «устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории» усматривается возможность существования каждого из правовых инструментов в отдельности, однако законодательное определение не позволяет сделать вывод о существовании ООПТ без установленного особого режима охраны.

Общие положения о праве собственности на имущество, входящее в состав особо охраняемых природных территорий

В современных условиях земля и другие природные ресурсы несут значительную антропогенную нагрузку. Правовое положение земельных участков многих категорий (поселений, промышленности, обороны) сводится, в основном, к установлению права собственности и других вещных прав согласно Гражданскому кодексу РФ.

Однако в отношении земель особо охраняемых территорий дело обстоит иначе.

При создании особо охраняемых природных территорий первоочередное значение имеет установление правового режима охраны. Право собственности вторично.

Кроме того, владение особо охраняемыми землями зачастую обременительно, поскольку их использование для получения экономической выгоды невозможно либо осложнено.

Читайте также:  Статья 20. Проезд на транспорте. Почтовые отправления

Земли заповедников и национальных парков признаются общефедеральной, природных парков – региональной собственностью. Заказники, дендропарки и ботанические сады могут находиться как в государственной, так и в региональной собственности.

Органы местного самоуправления владеют ООПТ, созданными ими на собственных или изъятых для публичных нужд землях. Земли под памятниками природы могут находиться в публичной или частной собственности.

Правовой режим земель отдельных особо охраняемых территорий федерального, регионального и местного значения

Система указанных правил освещена в Федеральном законе № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»:

  • Природные объекты и ресурсы, а также недвижимость в пределах заповедника признаются общефедеральной собственностью и изъяты из гражданского оборота (ст. 6). Заповедные, в том числе залесенные, земли передаются федеральным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление ими в постоянное пользование. Изъятие у бюджетных учреждений заповедных земель запрещено. Последние вправе передавать участки в пределах зоны частичного хозяйственного использования своим сотрудникам в качестве служебных наделов в безвозмездное пользование (ст. 11).
  • Природные ресурсы в пределах национальных парков находятся в общефедеральной собственности и изъяты из гражданского оборота. Для недвижимости это только общее правило, подразумевающее исключения. Смена целевого назначения участков, находящихся в пределах национальных парков, а также уменьшение заповедной зоны запрещены (ст. 12, 15). Земельные участки, на которых созданы национальные парки находятся в постоянном бессрочном пользовании федеральных бюджетных госучреждений. Разрешено выделение служебных наделов (ст. 16). Отдельные участки парков по результатам экологической экспертизы могут передаваться в аренду частным лицам для физкультурно-оздоровительной, рекреационной и иной подобной деятельности в порядке ст. 22 Земельного кодекса РФ. Для этих целей соответствующее бюджетное учреждении отказывается от права постоянного пользования.
  • Природные ресурсы природных парков ограничены в гражданском обороте (ст. 18). Земли парков передаются в бессрочное пользование бюджетным учреждениям субъектов РФ. Изъятию они не подлежат. Отдельные участки в пределах парков могут находиться в муниципальной и частной собственности (ст. 20).
  • Поскольку заказники могут быть как федерального, так и регионального уровня, то и право собственности на земли и природные ресурсы может быть разным. Кроме того, в пределах заказников могут находиться частные владения, собственники которых обязаны соблюдать установленный природоохранный режим (п. 5 ст. 24).
  • Территории памятников природы могут находиться в публичной или частной собственности. Основное отличие от других ООПТ закачается в том, что в частной собственности может находиться весь участок, занятый природным памятником. Учитывая тот факт, что памятником может признаваться даже отдельно стоящее дерево (причудливой формы, долгожитель, дерево-роща) это не вызывает удивления. Процедура учреждения памятника природы может сопровождаться возмездным изъятием участка у частного владельца для публичных нужд по правилам 279 ГК РФ. Если памятник все же остался в пределах частных владений, его собственник обязан принять на себя обязательства по обеспечению его охраны. Отказ в подписании охранного договора или его невыполнение могут послужить основанием для изъятия участка.
  • Земли в границах дендропарков и ботанических садов передаются управляющим ими госучреждениям, в том числе научным организациям и ВУЗам, в бессрочное пользование. Имущество ООПТ этого вида ограничено в гражданском обороте.

Состояние данных земель не может оставаться без изменений. Со временем некоторые из них могут утратить свою первоначальную ценность, из-за которой они и выделены в охраняемую категорию. Например, изменение климата может привести к утрате полезных свойств курортной зоны.

Поэтому перевод такой земли в другую категорию возможен, это предусмотрено законодательством. Для перевода должно быть серьезное обоснование и результат государственной экспертизы, которая подтверждает утрату ценных качеств.

Также может быть переведена в категорию Оопт и земля из категории, например, населенных пунктов или лесного фонда. Благоприятный климат, здоровая атмосфера могут способствовать выведению части лесного массива в зону лечебно-оздоровительную. Как правильно осуществить такой перевод?

  1. В исполнительный орган местной или государственной власти подается ходатайство о переводе земли в другую категорию.
  2. К нему нужно приложить несколько важных документов, среди которых — копия документа, удостоверяющего личность, выписка из ЕГРН. Лицо физическое подает еще выписку из ЕГРИП, юридическое — выписку из ЕГРЮЛ.
  3. Обязательный документ — заключение государственной экологической экспертизы.
  4. Если у участка есть владелец, он должен дать свое письменное согласие на осуществление перевода земли.
  5. Ходатайство рассматривается, потом выносится по нему решение. Если ответ отрицательный, заявителю должен быть выдан акт об отказе, потом на его основании можно подать жалобу в суд.
  6. Перевод земли должен быть зарегистрирован в кадастровой службе.

Дендрологические парки и ботанические сады

Понятие особо охраняемых природных территорий этого вида содержит ст. 28 Федерального закона РФ № 33-ФЗ. Они определяются как природоохранные госучреждения, созданные для формирования коллекций живых растений и поддержания биоразнообразия.

Дендрарий представляет собой территорию, специально отведенную под культивацию в открытом грунте деревьев, кустарников и лиан. Древесная растительность размещается согласно определенной системе, например, по географическим, систематическим или декоративным признакам. Примыкающая к дендрарию зона, предназначенная для отдыха и рекреации, именуется дендропарком.

Имущество, находящееся на территории дендропарков и ботанических садов, ограничено в гражданском обороте. Управление дендропарками и ботаническими садами может обеспечиваться органами государственной власти федерального уровня, их бюджетными учреждениями, научно-исследовательскими учреждениями и профильными ВУЗами.

Ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий

Законодатель установил возможность привлечения правонарушителей к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Причиненный природным объектам и комплексам вред подлежит компенсации согласно специально утвержденным методикам и таксам, утвержденным Приказом Минприроды РФ. Если применимая к конкретной ситуации методика расчета экологического ущерба отсутствует, компенсация проводится по фактическим расходам на восстановление (п. 3 ст. 36 Закона РФ № 33-ФЗ).

Компенсация причиненных убытков не освобождает правонарушителя от административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности. В силу ст. 8.39 КоАП РФ нарушение режима охраны природных объектов и ресурсов в пределах особо охраняемых территорий влечет наложение административных штрафов.

Размеры штрафов для разных типов нарушителей:

  • частные лица – до 4 тыс. руб.;
  • должностные лица – 20 тыс. руб.;
  • организации – 500 тыс. руб.

В качестве дополнительных взысканий применяется изъятие орудий совершения правонарушения, а также продукции самовольного природопользования.

Уголовная ответственность оговорена ст. 262 УК РФ. Нарушение режима особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, карается:

  • штрафом до 200 тыс. руб. либо в размере зарплаты виновного за полтора год;
  • лишением специального права (занимать должность, заниматься деятельностью) до трех лет;
  • обязательными работами до 480 часов;
  • исправительными работами до 2 лет.

Конструкция административного деликта, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, предусматривает формальный состав правонарушения. Иными словами, для определения возможности привлечения виновного к ответственности достаточно деяния как такового.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *