Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС уточнил, когда нельзя оспорить возврат административного дела». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С чего начинается привлечение к административной ответственности? Конечно же с фиксации факта правонарушения. Затем уже составляется протокол об административном правонарушении, который в дальнейшем передаётся уполномоченному должностному лицу, которое имеет право на рассмотрение дела об административном правонарушении. В главе 23 КоАП РФ указаны все данные лица, а также конкретные административные правонарушения, которые они рассматривают. Так как привлекают к административной ответственности?
Как привлечь к административной ответственности?
Возможны несколько вариантов:
- начальник отдела МВД или его заместитель самостоятельно вынесет постановление и привлекает к ответственности;
- все материалы полиция передаст в суд, который будет принимать решение по существу.
Порядок обжалования постановления
Первое на что стоит обратить внимание при обжаловании постановления об административном правонарушении это кто имеет право на обжалование и куда обращаться для обжалования.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ:
- лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
- потерпевшим (физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред);
- законными представителями физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовывать свои права;
- законными представителями юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим;
- защитником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
- представителем потерпевшего;
- уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
Согласно ст. 30.1 КоАП РФ: «Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:
- вынесенное судьей – в вышестоящий суд;
- вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
- вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
- вынесенное руководителем соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместителями, руководителями структурных подразделений соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, их заместителями – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
- вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, – в районный суд по месту рассмотрения дела».
Формирование позиции по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ
Выслушав доверителя и исследовав материалы дела, нами была сформулирована следующая позиция.
Во первых, в протоколе об административном правонарушении, было указано только одно основание, предусмотренное правилами мед. освидетельствования, позволяющее полагать что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения – запах алкоголя изо рта. Такой признак является субъективным суждением сотрудника полиции, который направлял водителя на освидетельствование. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции был допрошен только один понятой, который пояснил суду по данному вопросу, что стоял достаточно далеко от водителя, и не мог почувствовать был ли от водителя изо рта запах алкоголя. Второй понятой допрошен не был, и возможно, мог бы пояснить данное обстоятельство, и если бы наличие запаха алкоголя не нашло своего подтверждения, то достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения не имелось бы.
Во вторых, имелись основания полагать, что при предложении пройти медицинское освидетельствование, инспектор ДПС проявил предвзятость. Как пояснила доверитель именно инспектор, который составлял протокол об административном правонарушении, неоднократно останавливал автомобиль под её управлением и предъявлял различные необоснованные претензии. Такое происходило, как до рассматриваемого в деле события административного правонарушения, так и после. В наше распоряжение доверителем была предоставлена видеозапись, на которой видно, что инспектор остановил автомобиль доверителя, и предъявляет к ней надуманные претензии, что она, якобы, испачкала ему куртку, хотя та сидела в салоне автомобиля, а инспектор находился возле автомобиля на обочине, и другие подобного рода.
В третьих, согласно Правил освидетельствования лица на состоянии алкогольного опьянения, перед тем, как направить водителя на медицинское освидетельствование, инспектор обязан был предложить пройти освидетельствование на месте, с использованием соответствующего технического средства. И прохождение освидетельствования на месте, и предложение пройти медицинское освидетельствование, делается в присутствии двух понятых. Доверитель сама просила освидетельствовать ее на состояние опьянения на месте, но инспектором ей было в этом отказано, ссылаясь на отсутствие необходимого прибора. В суде первой инстанции, допрошенный в качестве свидетеля понятой пояснил суду, что не помнит какое именно освидетельствование предложил пройти водителю инспектор на месте, или медицинское. На приобщенной к материалам дела видеозаписи, которую производили сотрудника ДПС, видно, что инспектор предложил пройти водителю медицинское освидетельствование, чему не предшествовало предложение пройти освидетельствование на состояние опьянения на месте.
Указанные выше обстоятельства указывали на нарушение порядка направления на освидетельствование, в связи с чем, требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования не было законным, а поскольку формулировка ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции, состав административного правонарушения в действиях водителя отсутствует. Это означает, что постановления суда первой инстанции подлежит отмене, водитель подлежит освобождению от административной ответственности, а дело прекращению.
Порядок составления и подписания протокола
Основная причина оспаривания постановления – неправильно составленный протокол о привлечении к ответственности. Поэтому он должен быть составлен верно. Согласно ст. 28.2 КоАП РФ, в документе должны быть прописаны следующие сведения:
- календарная дата, когда составлялся документ, и место;
- об инспекторе ДПС или иного уполномоченного лица – ФИО, должность;
- о человеке или организации, против кого он составлялся. Если оппонентом является физическое лицо, то его ФИО полностью, паспортные данные, адрес, по которому он проживает, и по которому прописан (если они совпадают, то указать нужно только один). Если протокол составляется против предприятия, то его название, ФИО и должность руководителя;
- обо всех лицах, имеющих отношение к делу (свидетелях, пострадавших);
- о совершённом нарушении – место, дата, точное время, обстоятельства, суть;
- ссылка на нарушенный нормативный акт;
- письменные пояснения человек, против которого составлялся документ;
- прочие, имеющие отношение к делу, и дающие возможность установить истину.
Особенности обжалования протокола
Протокол – это первичный документ, на основании которого строится всё дело об административном деянии. Его нельзя оспорить! Но у обвиняемого есть право дать свои замечания по делу, не согласиться с изложенным в документе. Все пометки необходимо делать письменно, заверять их своей подписью, рядом ставить дату, когда они были сделаны. Это нужно для того чтобы сократить риски фальсификации сведений.
Нередко протоколы выписываются на нарушения, совершаемые в сфере торговли. Для обжалования нужно обращаться в Роспотребнадзор. Эта организация проводит плановые и внеплановые проверки любых торговых точек, которые ведут свою деятельность на территории России, а также предприятий и предпринимателей, задействованных в торговой сфере.
Проводится проверка, результатом которой может стать акт об обнаруженных правонарушениях. Например, продажа некачественных и просроченных товаров. На основании акта составляется протокол о совершённом правонарушении. Руководство Роспотребнадзора или суд вынесет постановление о применении штрафных санкций.
Вне зависимости от того, кем является нарушитель, ему должны быть вручена копия протокола. На его основании он будет строить свою линию защиты, он будет опираться на изложенные в документе факты.
КоАП РФ как регулятор административного процесса
В Российском законодательстве ПоАП описывается ст. 28.2 КоАП РФ от тридцатого декабря две тысячи первого года номер 195-ФЗ, которая объясняет, для чего составляется и определенные нормы оформления данного ПоАП. ПоАП оформляется для выяснения и включения в него данной информации.
- Пояснения гражданина или человека, который представляет организацию по делу.
- На какую статью закона ссылаются при составлении ПоАП.
- Информация о содеянном нарушении (дата, где произошло правонарушение, что произошло).
- Сведения о пострадавших и свидетелях по делу, если они есть (полное имя, данные из паспорта, место жительства).
- Информация о гражданине или организации, которые обвиняются в АП. (Полное имя, информация о документе, удостоверяющего личность гражданина РФ, место проживания и прописки гражданина; юридический адрес, информация на директора касательно организации).
- Наименование должности, полное имя уполномоченного лица, который составил протокол.
- Населенный пункт, год, месяц и день составления
- Другая информация, которая призвана помочь всесторонне расследовать дело.
Комментарий к ст. 28.8 КоАП РФ
Комментируемая ст. 28.8 КоАП РФ урегулирует порядок направления протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение 3-х суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
Сроки направления протокола об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении, установленные ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ, не являются пресекательными и их пропуск не может являться основанием отказа в привлечении к административной ответственности, если срок давности привлечения к административной ответственности соблюден (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2016 N 09АП-8538/2016, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 N 09АП-15225/2016).
К протоколу (постановлению прокурора) об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен административный штраф, направляемому судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, прилагается информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе (ч. 1.1 ст. 28.8 КоАП РФ).
Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).
Обязанность по обеспечению явки лица, в отношении которого ведется производство по делу, возлагается на должностное лицо, передающее дело на рассмотрение судье по подведомственности. Лицо, в отношении которого предполагается применение мер административной ответственности в виде административного ареста, должно быть обязано явиться в суд, поскольку согласно ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело подлежит рассмотрению в суде в день поступления с обязательным участием правонарушителя.
В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более 3-х суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ).
Направление должностным лицом протокола в суд за пределами срока, установленного ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ, не является существенным нарушением (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 07.06.2013 по делу N 4а-349/2013).
В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после их составления (ч. 4 ст. 28.8 КоАП РФ).
В каких случаях можно обжаловать решение
Основания для отмены постановления об административном правонарушении — это нарушения процессуального порядка привлечения к ответственности. Требования к составлению протокола и вынесению решения по нему также прописаны в КоАП, ниже будут представлены некоторые основания:
- протокол об административном нарушении должен быть составлен сотрудником полиции, в должностной инструкции которого прописано подобное право;
- этот документ имеет четкие требования к составлению, здесь должны быть указаны Ф. И. О составителя, время совершения противоправного действия, место, обстоятельства, а также Ф. И. О субъекта правонарушения, его адрес и другие сведения; протокол подписывается обеими сторонами и свидетелями (если они есть), в случае отказа нарушителя оставить свою подпись, сотрудник делает соответствующую запись; физическое или юридическое лицо имеет право приложить к протоколу собственное объяснение или замечания на действия должностного лица;
- в качестве оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении могут послужить недостаточные разъяснения должностным лицом прав и обязанностей гражданина с проставлением соответствующей пометки в протоколе;
- копия протокола обязательно должна быть вручена лицу, совершившему административное правонарушение под расписку, в противном случае это может послужить поводом к опротестованию документа;
- на рассмотрение протокола дается 15 дней, в случае если это право не было соблюдено, документ является недействительным;
- рассмотрение дела должно проходить в присутствии гражданина, в случае же, если он по какой-то неуважительной причине был не оповещен о времени заседания, это также может послужить аргументом к оспариванию.
В постановление о назначение административной ответственности, помимо основных сведений о нарушителе, органе, принимающем решение, и перечисления обстоятельств дела обязательно должна быть ссылка на нормативный акт, статью административного правонарушения, в связи с которой выносится решение.
Несоблюдение хотя бы одного из вышеперечисленных требований становится поводом для подачи жалобы на аннулирование постановления об административном взыскании.
Как проходит заседание
Существуют определённые нормативные правила рассмотрения жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, прописанные в КоАП РФ. Само рассмотрение проводится судьей или должностным лицом единолично и предусматривает следующий порядок действий:
- Заседателем объявляется, кто выносит решение, кто является заявителем и в чем заключается жалоба.
- Выясняется присутствие всех заинтересованных лиц, а также свидетелей произошедшего.
- Если заявитель представлен юристом или правозащитником, суд проверяет законные основания его присутствия.
- В случае неявки кого-либо из участников процесса, выясняется причина их неявки, и в некоторых случаях заседание может быть отложено до момента, когда все лица смогут явиться в суд.
- Участникам заседания разъясняются их законные права.
- Произносятся отводы и ходатайства.
- После представления суду всех материалов дела, доказательств неправомерности вынесенного решения о назначении административной ответственности, слов свидетелей и должностных лиц, выписавших протокол, озвучивания заключения экспертов и т. д. Суд проверяет предоставленную информацию и оглашает решение о законности и обоснованности вынесенного ранее постановления.
Обычно достаточно информации, предоставляемой одной из сторон дела, но в случае участия в процессе прокурора, заслушивается также и его позиция.
Что необходимо знать о постановлении
Если же устным замечанием невозможно обойтись, сотрудник правоохранительных органов должен оформить ПоАП, а в ситуации, когда нарушение совершено несколькими гражданами – оформить ПоАП для каждого гражданина отдельно.
Очевидно, что для этого сначала необходимо установить личность нарушителя, осуществив проверку документов. Граждане не обязаны носить документы с собой, поэтому они могут самостоятельно сообщить свои установочные данные для протокола. В конце концов, правдивость слов может быть доказана друзьями, родственниками по сотовому телефону и тому подобное.
ПоАП оформляется на месте совершения нарушения. Однако в ситуации, когда нельзя оформить его на месте, законодательство допускает осуществить доставление гражданина для оформления ПоАП.
К сожалению, работники правоохранительных органов не всегда умеют должным образом оформлять ПоАП и прибегают к помощи более опытных коллег, а потому на практике составляют его не на месте, а в отделении полиции. Это могут быть следователи, иногда очередные, зачастую – участковые полицейские. Поэтому во многих ситуациях полиция «приглашает» личность для оформления ПоАП в отделение полиции, а в ситуации отказа добровольно идти за ними – доставляет для оформления протокола.
Апелляция по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ по делу об отказе от прохождения освидетельствования
В суде апелляционной инстанции нами были приобщены к материалам дела и озвучены объяснения, более четко излагающие наши доводы и формирующие нашу позицию по делу. Суду заявлены ходатайства об исследовании и приобщении к делу видеозаписи, свидетельствующие о предвзятости сотрудников полиции, на которой инспектор ДПС предъявляет к водителю надуманные требования. Также заявлены ходатайства о вызове в суд и допросе в качестве свидетеля второго понятого, инспектора. Кроме того, мы просили суд запросить в подразделении ГИБДД, где проходит службу инспектор, выдавался ли в тот день наряду ДПС прибор для освидетельствования водителей на состояние опьянения. Суд исследовал и приобщил к материалам дела видеозапись, но посчитал возможным рассмотреть дело без допроса свидетелей и истребования указанных выше сведений.
Инструкция: как действовать, если не согласен со штрафом ГИБДД
Протокол ГИБДД — это фиксация факта правонарушения. Его составляет сотрудник ГИБДД. Сам факт наличия протокола ещё не говорит о том, что водитель виновен в нарушении Правил дорожного движения. Но именно протокол является основанием для возбуждения административного дела.
Постановление по делу об административном нарушении — это документ, который предписывает водителю наказание за нарушение Правил дорожного движения. Его может вынести сотрудник ГИБДД или суд.
А при фиксации нарушения фото- и видеокамерами протокол не выписывают, сразу формируется постановление. Водитель может это постановление обжаловать — лично обратившись в подразделение Госавтоинспекции или суд.
С недавних пор обжаловать постановление о штрафе можно также онлайн через портал «Госуслуги».
По нарушению, за которое предусмотрен штраф (не лишение водительских прав), протокол могут не выносить. Например, если водитель признаёт свою вину, сотрудник ГИБДД сразу выпишет постановление.
Нарушение Правил дорожного движения (ПДД) в России могут фиксировать камеры наблюдения, сотрудники ГИБДД и — если речь идёт о Москве — сотрудники Центра организации дорожного движения (ЦОДД).
Камеры автоматически отслеживают превышение скорости, выезд за стоп-линию, пересечение сплошной или выезд на полосу для общественного транспорта, непристёгнутые ремни безопасности и разговоры по мобильному за рулём. Данные с камер поступают в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений. Сотрудники центра просматривают информацию и сразу выносят постановления.
В такой ситуации видеозаписи или фотографии момента нарушения может и не быть — сотрудник полиции имеет право ссылаться на то, что он увидел. Водителю разъясняется факт нарушения, после чего составляется протокол. Именно эта бумага фиксирует факт совершения правонарушения. Затем выносится постановление. Чаще всего — сотрудником ГИБДД на месте.
Кто имеет право на аннулирование
Аннулирование протокола об административном правонарушении возможно в случае, если вы считаете, что были нарушены ваши права и законодательство при составлении данного документа. Аннулирование проводится в судебном порядке.
Кто имеет право на аннулирование:
- Лицо, в отношении которого был составлен протокол, может обратиться в суд с заявлением об аннулировании данного документа.
- Адвокат, представляющий интересы человека, в отношении которого был составлен протокол.
- Прокуратура, если имеет информацию о нарушении прав и законных интересов своих граждан в процессе составления протокола об административном правонарушении.
В случае установления судом факта нарушения прав и законодательства при составлении протокола, он может быть аннулирован, а правонарушение, за которое составлен данный документ, считается неподтвержденным.
На что следует обратить внимание при подписании протокола?
Перед тем как подписать документ, составленный инспектором ГИБДД, водителю следует:
- внимательно ознакомиться с каждым пунктом оформленного документа. Любая деталь, вызывающая несогласие, может быть основанием для того, чтобы не подписывать протокол, хотя и без подписи водителя документ прилагается к делу;
- в разделе объяснений кратко изложить свою версию случившегося и указать неточности, допущенные инспектором при оформлении документа;
- указать свидетелей (например, лиц, присутствовавших в автомобиле в момент происшествия), если этого не сделал инспектор;
- проследить, чтобы незаполненные строки не остались неперечёркнутыми;
- сфотографировать место происшествия и протокол;
- получить на руки копию документа
Как выглядит возражение на протокол об административном правонарушении
Поводом обычно является обнаружение признаков правонарушения на месте его совершения, заявления каких-либо лиц, сообщения из правоохранительных органов, СМИ, видеофиксация.
Возбужденным дело считается с момента изготовления протокола, определения (если требуется расследование) или постановления.
Когда при нарушении ПДД причинен вред жизни или здоровью, обязательно делается осмотр места административного правонарушения. Протокол составляется немедленно.
КоАП РФ предусматривает также, что наказание может быть назначено и без составления фиксирующего документа о правонарушении. Когда применяется предупреждение или штраф, составляется сразу постановление.
В сложных ситуациях (антимонопольное, страховое, патентное и др. законодательство) может быть назначено административное расследование. Срок составляет 1 месяц, он может быть продлен. По окончании составляется протокол о выявлении нарушения или производство прекращается.
Далее рассмотрение дела об административном правонарушении ведется в общем порядке.
- Протокол об административном правонарушении. Образец ФССП. (Приложение N 134 к Приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318)
- Образец протокола об административном правонарушении в области дорожного движения в г. Москве (Приложение 5 к Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 12 мая 2011 г. N 61-02-63/1)
- Протокол об административном правонарушении. Образец ФАС (Приложение N 6 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)
- Протокол об административном правонарушении (нарушение избирательных прав) (Приложение 2 к Рекомендациям по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями)
- Протокол об административном правонарушении в области дорожного движения (Приложение N 6 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
- Протокол об административном правонарушении. Образец Ростехнадзора (Приложение N 1 к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 сентября 2014 г. N 442)
- Протокол об административном правонарушении. Образец ГУВД Москвы (Приложение N 1 к Приказу ГУВД г. Москвы от 28 апреля 2006 г. N 261)
- Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (Приложение N 16 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
- Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (Приложение N 17 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
Досудебное обжалование
Некоторые думают, что со своими требованиями лучше сразу идти в суд. Но так ли это на самом деле?
Институт Фемиды, конечно, является самой последней и важной инстанцией. Однако не стоит забывать и о возможности мирного досудебного обжалования.
Во многих случаях, когда должностными лицами выписывается протокол о правонарушении, это значит, что предстоит дальнейшее внесудебное разбирательство в соответствующем органе. В таком случае вам назначат время и место разбирательства дела, куда следует обязательно прибыть и отстоять свою точку зрения.
Для достоверности можно сделать аудиозапись процесса разбирательства, но перед этим необходимо сделать объявление, что ведется запись, и указать данные об аппаратуре. Только в таком случае файл можно будет использовать в качестве доказательства в суде.
Если вышеуказанные методы не помогли вам отстоять права, и решение соответствующего органа было принято не в вашу пользу, то имеет смысл обратиться в суд.