Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовой договор с водителем-экспедитором». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водителю должен предоставляться ежегодный основной отпуск продолжительностью не менее 24 календарных дней (далее – к. д.) за отработанный рабочий год (ст. 75 КЗоТ; ст. 6 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР, далее – Закон № 504).
Профотбор водителей: три изменения 2021 года
Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:
- подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
- испытание.
- «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
- Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
- номер листа испытаний;
- ФИО водителя;
- дата и время прохождения, испытательный период;
- сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
- ФИО водителя-наставника;
- заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
Особенно актуальным становится вопрос заключения договора для ИП, которые занимаются грузоперевозками или открыли службу такси, а также имеют парк автобусов. Законодательным актом, на основании которого составляется трудовой договор, является ТК РФ. В статье 67 Кодекса предусматривается обязанность заключать соглашение с физическим лицом в письменной форме, в 2-х экземплярах.
Специального бланка не существует. Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу. Каждая из сторон вправе обратиться в суд при неисполнении договорных обязательств, нарушении прав.
После подписания документа работодатель обязан передать один экземпляр водителю, а тот поставить подпись на экземпляре, остающемся у ИП, о том, что получил договор на руки.
Трудовой договор хранится в личном деле водителя. Общий срок хранения составляет 75 лет.
Наличие необходимых документов
Министерство транспорта РФ разработало для водителей, принимаемых в штат, особые требования, размещенные в Приказе ведомства № 282 от 31 июля 2020 г. «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абз. 1 пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Соответствие требованиям необходимо доказать документально:
-
водительским удостоверением нужной категории;
-
свидетельством о профподготовке;
-
документом, подтверждающим опыт трудовой деятельности;
-
медицинской справкой, дающей допуск к управлению ТС.
Как заключить трудовой договор с водителем в 2019 году по образцу
- Что указать в договоре
- Образец заполнения
С любым работником на стадии приема на работу заключается трудовой договор, устанавливающий отношения между этим работником и организацией, в которую он устраивается. В данной статье остановимся подробнее на оформлении трудового договора с водителем, образец такого соглашения с водителем предлагаем скачать бесплатно ниже.
Для того чтобы кадровая служба могла подготовить трудовой договор с водителем, работник должен предоставить следующие документы:
- паспорт;
- трудовая книжка;
- документ об образовании;
- водительские права нужной категории;
- медицинская справка о состоянии здоровья, достаточным для того, чтобы управлять транспортным средством.
На основании данных документов работник кадровой службы подготавливает трудовой договор в двух идентичных экземплярах, оба экземпляра подписываются представителем организации и работником.
Типовой договор с водителем-дальнобойщиком
Оформление трудовых отношений с дальнобойщиком зависит от наличия соответствующей квалификации, требующейся для управления транспортным средством, что является первостепенным требованием при найме на работу.
Особенности приема на работу
Прием на работу, связанную с движением транспортных средств, осуществляется в соответствии с требованиями ст. 328 ТК РФ. В частности, принимаемые работники должны пройти профессиональный отбор, профессиональное обучение и обязательный предварительный медицинский осмотр в установленном законом порядке.
К работе по профессии «водитель» не допускаются лица моложе 18 лет (ч. 1 и 3 ст. 265 ТК РФ; п. 2111 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»).
При приеме на работу на должность водителя помимо документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ (паспорта, трудовой книжки, военного билета и других), соискатель должен представить водительское удостоверение. Оно подтверждает необходимый уровень его квалификации и дает право на управление транспортным средством определенной категории (п. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; далее — Закон N 196-ФЗ). Существует два вида водительских удостоверений — российское национальное (с ним мы сталкиваемся чаще всего) и международное (оно необходимо для управления транспортным средством за рубежом). Образцы водительских удостоверений и порядок их выдачи утверждены следующими нормативными актами:
Приказ МВД РФ от 13.05.2009 N 365 «О введении в действие водительского удостоверения»;
Приказ МВД РФ от 18.04.2011 N 206 «О введении в действие международного водительского удостоверения»;
Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений»;
Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 20.07.2000 N 782.
Кадровому работнику необходимо обратить внимание на актуальность водительского удостоверения — национальные права выдаются, как правило, сроком на десять лет, международные — до трех лет, но не более чем на срок действия национального удостоверения (п. 6 и п. 8 ст. 25 Закона N 196-ФЗ).
С 9 мая 2014 г. водителями не смогут работать лица с правами, выданными на территории иностранного государства (это относится и к национальным, и к международным правам). Соответствующая норма введена п. 13 ст. 25 Закона N 196-ФЗ. Исключение составляют случаи участия транспортного средства в международном движении (п. 17 той же статьи). Это ограничение принято в связи с высоким числом дорожно-транспортных происшествий с участием иностранных водителей. Работодатели, выпустившие на линию водителей, не имеющих российских удостоверений, будут привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей (ст. 12.32.1 КоАП РФ).
Дополнительные требования предъявляются к водителям, осуществляющим перевозку опасных грузов. Они должны пройти обучение в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов или образовательном подразделении организации, имеющем лицензию на образовательную деятельность и допущенном к подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы. Информация о реестре подобных учебных заведений размещена на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. По окончании учебной программы водитель сдает экзамен и получает в территориальном Управлении Госавтодорнадзора по месту жительства или обучения свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов. Порядок проведения обучения и выдачи свидетельств утвержден Приказом Минтранса России от 09.07.2012 N 202 и Инструкцией по порядку оформления и выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, утв. приказом Ространснадзора от 03.09.2013 N АК-966-ФС.
Перед тем как принять работника на должность водителя, нужно убедиться в отсутствии у него медицинских противопоказаний к выполнению подобной работы.
Медицинские осмотры водителей
С 31 марта 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 437-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения». Документ определил понятия разных видов осмотров, конкретизировал порядок их организации и финансирования, возложил ответственность за нарушение установленных требований.
Распространенная на практике ситуация — когда в трудовом договоре водителя указывается, что его рабочим местом является автомобиль определенной марки и с определенными номерными знаками. При этом работодатели часто объясняют включение этой информации в трудовой договор требованием ст. 57 ТК РФ об обязательном указании в трудовом договоре места работы. На самом деле в договоре с работником достаточно написать наименование организации, а в необходимых случаях указать наименование и местонахождение филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения. Включение в трудовой договор информации о конкретном автотранспортном средстве приведет к тому, что в случае его поломки, продажи или при возникновении иной необходимости пересадить водителя на другую машину работодатель будет вынужден заключить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ). Если ссылки на конкретный автомобиль в трудовом договоре нет, то для того чтобы пересадить водителя на другую машину, его согласие не требуется (п. 3 ст. 72.1 ТК РФ).
Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года
С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.
Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых. В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.
Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2020 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).
С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:
- возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
- допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос № 1. Имеются ли установленные формы бланков опроса, заполняемые при собеседовании соискателей на должность водителя?
Специально разработанных бланков для проведения опроса водителя при найме не имеется. Работодатели самостоятельно разрабатывают программу опроса и определяют состав информации, отражаемой в листе собеседования.
Вопрос № 2. Можно ли с водителем заключить договор о полной материальной ответственности?
Должность водителя не предусматривает материальной ответственности. Перечень работ и должностей МОЛ установлен Министерством труда. Договор об ответственности, заключенный с водителем, является незаконным и несоответствующим нормам. Лицо, нанесшее ущерб предприятию, может быть привлечен к материальной ответственности путем регресса через суд.
Согласно параграфу 1а раздела «Автомобильный и городской электрический транспорт» выпуска 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.11.2003 N 147 (далее — выпуск 52 ЕТКС), по профессии «Водитель автомобиля» установлено следующее соотношение квалификационных разрядов и сложности труда по управлению автомобилями.
Тарифный разряд | Категория управляемого механического транспортного средства |
4-й разряд | «B» либо «BE» |
5-й разряд | «C» либо «CE», кроме грузовых автомобилей (автопоездов) всех типов грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа) |
6-й разряд | «D» либо «DE» |
7-й разряд | «CE»: грузовые автомобили (автопоезда) всех типов грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа) |
В данном случае также обращаем внимание на следующие дополнительные требования к водителю автомобиля.
Трудовой договор с водителем
Что касается оплаты труда, то в связи с разъездным характером трудовой договор с водителем автобуса (образец мы приведем в этой статье) обязательно описывает условия о надбавках и выплатах за работу сверхурочно, в выходные и/или праздники. Одновременно прописывают размер и порядок возмещения расходов, связанных с разъездами, например, на питание или проживание.
Особое внимание к разделу о должностных обязанностях шофера. Указать необходимо самые важные из них, а остальные можно пропустить, ограничившись формулировкой о том, что работник ознакомлен и обязуется соблюдать должностную инструкцию. При этом саму инструкцию нежелательно делать приложением к контракту, иначе из-за любых поправок в ней надо будет подписывать дополнительные соглашения.
Должностная инструкция водителя грузового автомобиля
Однако, как показывает практика, чем точнее и грамотнее составлена инструкция, тем меньше возникает неоднозначных вопросов, которые в свою очередь отнимают драгоценное время и мешают исполнять возложенные трудовые обязательства. В основном все профессии имеют должностную инструкцию. Поэтому водитель грузового автомобиля не является исключением.
- предъявлять руководителю компании аргументированные требования по улучшению качества работы;
- требовать лично для себя, и других сотрудников безопасных условий труда, прописанные в законах, если таковые не выполняются;
- самостоятельно оценивать обстановку, и принимать соответствующие решения, которые способствуют сохранению здоровья и жизни самого водителя, и других требовать от руководства обеспечения безопасности труда;
- приобретать необходимые навыки и знания от других автомобильных специалистов;
- получать полную информацию о перевозимом грузе;
- предоставлять имеющиеся предложения по снижению затрат, в том числе усовершенствование маршрутов;
- принимать участие в коллективных собраниях;
- прекратить выполнение возложенных обязательств, если жизни или здоровью угрожает опасность.