Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого не трудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов: ответственность работодателя
В случае невыполнения работодателем квоты по трудоустройству инвалидов, установленной в регионе, на организацию (ИП) налагается штраф в размере от 5.000 руб. до 10.000 руб. Данная мера взыскания предусмотрена ст. 5.42 КоАП.
Штраф начисляется в случае, если контролирующими органами выявлен факт невыполнения квоты по итогам отчетного месяца.
Расчет квоты осуществляется на основании среднемесячной численности сотрудников. В расчете учитываются не только сотрудники, трудоустроенные по трудовым договорам, но и лица, привлеченные к работе по договорам ГПХ.
Средняя численность сотрудников рассчитывается по формуле:
СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,
где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде;
КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце;
КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца);
КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).
Итоговая численность, округленная до 2-х знаков после запятой (125,75 человек = 126 человек), является базой для определения квоты по трудоустройству инвалидов.
К примеру, если квота в регионе установлена в размере 3%, а средняя численность сотрудников предприятия в феврале 2023 года составила 125 человек, то в феврале работодатель обязан был обеспечить трудоустройство 4-х инвалидов (125 * 3% = 3,75)
Наши читатели часто задают вопрос: как учесть плату за невыполнение условий квотирования для целей налогообложения прибыли?
Налоговое законодательство этот вопрос прямо не регламентирует.
По мнению Управления Министерства по налогам и сборам по г. Москве, изложенному в ответе на частный запрос налогоплательщика (Письмо от 27.04.2002 N 26-12/20483), обязательная плата за каждого не трудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида является санкцией, наложенной на предприятие за невыполнение условий квотирования для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Поэтому указанные расходы не учитываются для целей исчисления налоговой базы в соответствии с п.2 ст.270 НК РФ.
УМНС здесь, конечно же, погорячилось. С учетом вышеизложенного с уверенностью можно сказать, что плату за невыполнение установленной квоты не следует рассматривать в качестве штрафа.
В случае если квота не выполнена (выполнена не полностью), работодатель самостоятельно рассчитывает сумму обязательной платы и вносит ее в бюджет в установленные сроки (никто на него этот «штраф» на налагает).
Особенности обеспечения гарантий для инвалидов
Наем работников с инвалидностью осуществляется по инициативе работодателя либо по направлению из центра занятости населения (ЦЗН). Учреждение предоставляет направление на основании данных, представленных предприятием.
Работодатель обязан сообщить в ЦЗН данные, свидетельствующие о:
- Создании должностей для обеспечения трудоустройства инвалидов. В ряде случаев предусмотрено дополнительное финансирование из ЦЗН для предоставления условий дополнительной комфортности и мобильности.
- Присутствии свободных должностей или работ для найма лиц в соответствии с установленной льготой.
- Наличии занятых мест по установленным квотам.
Необходимость в определении квот не возникает для предприятий, признанных в учредительных документах объединениями инвалидов, либо имеющих уставный капитал, состоящий из вкладов инвалидов.
Квотирование рабочих мест для инвалидов
Благодаря действующей нормативной базе, ограниченные в возможностях из-за проблем со здоровьем люди могут облегчить себе поиск рабочих мест. Нельзя сказать, что шансы на обретение налогооблагаемого заработка для таких лиц приравнены к возможностям здоровых претендентов. Причина кроется в элементарном несоблюдении буквы закона предприятиями-работодателями. Действующие акты позволяют добиваться обозначенной цели путем понуждения последних.
Содействуют гражданам в этом вопросе региональные центры занятости и департаменты труда, а также прокуратура. Все чаще привлекаемые к ответственности работодатели понимают специфику своих обязательств и начинают в самостоятельном режиме обеспечивать установленное законом квотирование. То есть обеспечение местом работы граждан с инвалидностью, под которым подразумевается не просто вакантное выделение места. Немаловажной целью становится и психологическая адаптация таких работников с соблюдением выданных им реабилитационных рекомендаций, а также модернизация места под требующиеся им условия труда.
Передача данных в службу занятости
Нужно отметить, что создать рабочее место для инвалида еще не означает, что работодатель в полной мере выполнил предписание законодательства. Для этого необходимо еще и проинформировать службу занятости об этой вакансии, а дальше ежемесячно предоставлять туда отчеты о наличии вакантных мест.
Такое обязательство определено законодательно. За нарушение этих норм компанию и персонально ее руководителя ждет административный штраф. При этом, частота привлечения нерадивой компании к административной ответственности законом не установлена – это можно делать хоть каждый месяц.
Следует отметить, что если присланный на вакантную должность по открытой квоте соискатель по каким-либо признакам не подходит для выполнения этой работы, администрация не обязана его принимать. Правда, в этом случае соискатель имеет полное право требовать письменное объяснение причин отказа в трудоустройстве.
Помните, с помощью служб занятости можно быстро подыскать весьма неплохие кадры. Поэтому игнорировать их даже только с этой причины не стоит.
Как работодатель должен трудоустраивать инвалидов?
Государство устанавливает долю рабочих мест, на которые работодатель обязан принять граждан с инвалидностью. Компании и учреждения могут взять больше инвалидов, чем установлено по квоте, но не меньше регионального и федерального значения.
Процедура трудоустройства осуществляется несколькими способами:
- инвалид лично и напрямую обращается к работодателю;
- сотрудник приходит и принимается по объявлению;
- специалист с инвалидностью направляется из ЦЗН после подачи запроса от имени организации;
- работодатель находит специалиста на ярмарке вакансий для людей с инвалидностью.
Для получения работы гражданин (чаще всего это инвалид 3 группы) подает запрос в службу занятости. Если человек подходит по квалификации, то направляется в организацию на собеседование. При необходимости инвалид может пройти обучение новой специальности или курсы переквалификации при содействии ЦЗН.
Работодатель должен принять подходящего по квалификации инвалида сразу, то есть без испытательного срока. По завершении собеседования соискатель предоставляет в отдел кадров пакет документов и снимается с учета в ЦЗН. Организация направляет отчет о принятии гражданина на работу.
Инвалид оформляется в стандартном порядке. В трудовом соглашении работодатель обязан прописать нормы по осуществлению трудовой деятельности. Заключенный трудовой договор подтверждает факт трудоустройства инвалида. Кроме того, предварительно на предприятии издается приказ о выделении мест по квоте и положение о создании рабочего места, соответствующего требуемым условиям.
Квотирование для работодателя
Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.
Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.
Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:
- свидетельство о государственной регистрации (копия);
- устав (копия);
- бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
- письмо из Единого госрегистра;
- сведения о количестве сотрудников в составе штата.
После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.
Работодателей ждет новый крупный штраф
Организация обязана принимать на работу инвалидов в пределах квоты. Для этого штатным расписанием должны быть предусмотрены вакантные должности. Суды не приходят к единому мнению о том, в какой момент работодатель считается исполнившим условие о квоте:
- с одной точки зрения, организация не обязана проявлять инициативу и приглашать соискателя с ограниченными возможностями на работу, поэтому исполнение квоты сводится к созданию вакансии и организации рабочего места (Определение Верховного суда от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5);
- с другой стороны, квота не может быть выполненной, если человек не трудоустроен.
В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:
- детям, воспитанным в специализированных заведениях;
- подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
- детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
- родителям-одиночкам, особенно матерям;
- заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
- отслужившим или комиссованным военнослужащим;
- лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
- трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
- участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.
ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.
Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.
Для администрирования выделяемых средств планируется создание фондов содействия занятости инвалидов, работа которых будет регулироваться актами Правительства субъектов.
В качестве предложения выдвинуты следующие цели расходования средств фондами:
- обучение соискателей с ограниченными возможностями, получение ими образования для дальнейшего устройства на работу, стажировка выпускников образовательных учреждений;
- обучение непосредственно на рабочем месте, в том числе с привлечением наставника;
- надлежащее оснащение рабочих мест для указанных сотрудников;
- повышение заинтересованности организаций в приеме на работу инвалидов сверх квоты;
- сопровождение людей с ограниченными возможностями при содействии их занятости, помощь в организации труда при удаленной работе.
Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.
- Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
- Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
- Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
- Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.
Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.
К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.
Что такое квота для приема на работу?
Прежде, чем углубляться в нормы квотирования рабочих мест, целесообразно разобраться, что же такое квота с точки зрения трудового законодательства.
Квота – это обусловленное законом минимально допустимое количество рабочих мест, которое работодатель обязан выделить для трудоустройства отдельных категорий сотрудников. Она может быть обязательной (для инвалидов), либо ограниченной (для иностранцев)
Обычно число квот зависит от специфики производства, условий и характера работы. Выражается в процентах к среднесписочному количеству тружеников конкретного предприятия.
Квота для инвалидов вводится в обязательном порядке в компаниях, численность которых превышает 35 человек. Если же предприятие образовано инвалидами, оно освобождается от квотирования. Конкретные размеры квот (в пределах, определенных законодателем), предоставлено право устанавливать на региональном уровне.
Здесь важно учитывать такие нюансы:
- количество рабочих мест для инвалидов исчисляется исходя из среднесписочного состава компании;
- квота реализуется в виде введения в штатное расписание компании штатных единиц для инвалидов;
- здесь важно количество, а не качество;
- со среднесписочного количества вычитаются сотрудники, работающие на вредных, или опасных участках производства;
- если общая численность работников не превышает 35 человек, квоты не применяются.
Установление квоты для приема на работу инвалидов
Квотирование при приеме на открытые вакансии регулируется и на уровне регионов. В столице такое трудоустройство регламентировано Законом № 90 г. Москвы от 22.12.2004 г.
Квоты устанавливаются для организаций, штат которых больше 35 человек. В них процент квотных мест должен составлять три процента от общего количества сотрудников.
Для компаний со штатом больше ста человек установлена квота в размере четырех процентов. Данные квоты распространяются на соискателей с ограниченными возможностями, чья квалификация соответствует условиям открытой вакансии.
Пример 1
В IT-компанию, в которой есть свободные квотные места, устраивается программист-инвалид. Он полностью соответствует желаемой должности – у него есть документ о высшем образовании и опыт аналогичной работы.
Такого специалиста обязаны принять на работу, так как законных причин для отказа нет. Если работодатель все же откажет такому программисту, его ожидают штрафные санкции.
Пример 2
В туже самую организацию хочет устроиться соискатель с ограниченными возможностями. Он имеет опыт работы в этой сфере, но диплом о высшем образовании отсутствует. Такому соискателю вправе отказать, так как у него нет документов, подтверждающих специализацию в IT-сфере.
Есть организации, на которые не распространяется закон о квотных местах. К ним относятся:
- Общественные организации, созданные инвалидами;
- Предприятия, специально созданные для труда лиц с ограниченными возможностями.
Как рассчитывается квота
Согласно действующему законодательству, расчет квоты на рабочие места для инвалидов производится в процентном отношении от среднесписочной численности работников. При этом при расчете последнего показателя не учитываются рабочие места, на которых работают инвалиды.
Также при расчете среднесписочной численности, нужно исключить работников, рабочие места, которые в соответствии с СОУТ подвержены воздействию вредных и опасных факторов.
На уровне России определены определенные размеры квотирования:
- Для предприятий и ИП с численностью работников свыше 100 человек – 2%-4%
- Для предприятий и ИП численность работников, которых выше 35, но не превышает 100 человек – не более 3%.
Внимание!
Регионы должны принимать нормативные акты, определяющие точный процент квотирования рабочих мест для инвалидов. Он и будет действовать на их территории. Работодатель должны закрепить в своих нормативных актах порядок расчета квоты для предоставления мест работы для инвалидов. Расчет квоты производится работодателем самостоятельно. После чего информация об этом доводится путем уведомления до сведения компетентных органов.
Невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов: ответственность работодателя
В случае невыполнения работодателем квоты по трудоустройству инвалидов, установленной в регионе, на организацию (ИП) налагается штраф в размере от 5.000 руб. до 10.000 руб. Данная мера взыскания предусмотрена ст. 5.42 КоАП.
Штраф начисляется в случае, если контролирующими органами выявлен факт невыполнения квоты по итогам отчетного месяца.
Расчет квоты осуществляется на основании среднемесячной численности сотрудников. В расчете учитываются не только сотрудники, трудоустроенные по трудовым договорам, но и лица, привлеченные к работе по договорам ГПХ.
Средняя численность сотрудников рассчитывается по формуле:
СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,
где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде;
КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце;
КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца);
КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).
Итоговая численность, округленная до 2-х знаков после запятой (125,75 человек = 126 человек), является базой для определения квоты по трудоустройству инвалидов.
К примеру, если квота в регионе установлена в размере 3%, а средняя численность сотрудников предприятия в феврале 2022 года составила 125 человек, то в феврале работодатель обязан был обеспечить трудоустройство 4-х инвалидов (125 * 3% = 3,75)
Какие расходы покроют средства от собранных компенсаций
Для администрирования выделяемых средств планируется создание фондов содействия занятости инвалидов, работа которых будет регулироваться актами Правительства субъектов.
В качестве предложения выдвинуты следующие цели расходования средств фондами:
- обучение соискателей с ограниченными возможностями, получение ими образования для дальнейшего устройства на работу, стажировка выпускников образовательных учреждений;
- обучение непосредственно на рабочем месте, в том числе с привлечением наставника;
- надлежащее оснащение рабочих мест для указанных сотрудников;
- повышение заинтересованности организаций в приеме на работу инвалидов сверх квоты;
- сопровождение людей с ограниченными возможностями при содействии их занятости, помощь в организации труда при удаленной работе.