Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какого цвета фары разрешены и запрещены по ПДД? Можно ли их тонировать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» ничего не говорит о самостоятельной установке ДХО, но определяет, каким образом световые приборы можно установить, если это предусмотрено заводом-изготовителем. К примеру, некоторые модели машин в дешевых комплектациях не получали продвинутых блоков фар, хотя возможность их установки и была включена инженерами в техническую документацию. На некоторых машинах роль ДХО выполняют фары дальнего света, лампы которых горят вполсилы. Между тем, автовладелец имеет право заменить светотехнику в сборе и поставить на машину новые блоки фар с предустановленными светодиодными ДХО. Однако такая процедура также потребует регистрации в ГИБДД.
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дневных ходовых огней механических транспортных средств
Обозначение: | ГОСТ Р 41.87-99 |
---|---|
Статус: | отменён |
Тип: | ГОСТ Р |
Название русское: | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дневных ходовых огней механических транспортных средств |
Название английское: | Uniform provisions concerning the approval of daytime running lamps for power-driven vehicles |
Дата актуализации текста: | 06.04.2015 |
Дата актуализации описания: | 01.01.2023 |
Дата регистрации: | 00.00.0000 |
Дата издания: | 19.12.2000 |
Дата введения в действие: | 01.07.2000 |
Дата завершения срока действия: | 31.08.2018 |
Область и условия применения: | Настоящий стандарт устанавливает единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дневных ходовых огней механических транспортных средств |
Список изменений: | №0 от (рег. ) «Текстовое изменение; Изменено заглавие» |
Расположен в: | Общероссийский классификатор стандартов → Дорожно-транспортная техника → Системы дорожно-транспортных средств → Осветительные, сигнальные устройства и устройства оповещенияКлассификатор государственных стандартов → Транспортные средства и тара → Автомобили, тракторы и тягачи → Автотракторные детали, узлы и арматураОбщероссийский классификатор продукции → Изделия автомобильной промышленности → Аппаратура топливная, электрооборудование и приборы автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин и мотоциклов, оборудование гаражное для автотранспортных средств. Узлы и детали гаражного оборудования. Электронное оснащение автотранспортных… → Электрооборудование и приборы автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин и мотоциклов. Электронное оснащение автотранспортных средств → Узлы и детали электрооборудования автомобилей, тракторов, мотоциклов и сельскохозяйственных машин → — аппаратуры системы сигнализации |
Приложение №0: | Изменение к ГОСТ Р 41.87-99. Отменен |
Законы и правила регулирующие требования к дневным ходовым огням
Сегодня требования к дневным ходовым огням регламентируются рядом законных и подзаконных актов, представление о которых, без сомнения, не помешает автовладельцам. Первым и основополагающим документом, в котором изложены требования к ходовым огням, является Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. № 316 г. Москва о внесении изменений в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.
Соответственно были внесены и изменения в ПДД РФ: 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами п.19.5. «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.»
Перед этими, воистину судьбоносными решениями, разъяснял, что такое ходовые огни автомобиля ГОСТ Р 41.87-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дневных ходовых огней механических транспортных средств».
Какой размер штрафа?
За все нарушения Основных положений Правил дорожного движения, за исключением исключений, когда применяется специальная норма более строгой ответственности, в Административном кодексе предусмотрено одно общее наказание – штраф 500 рублей или вынесение предупреждения по части 1 статьи 12.5.
То есть за цвет передних фар, отличный от белого, красного или оранжевого, вам с большой долей вероятности назначат денежный штраф (предупреждение выносится очень редко). Но только если речь не идёт о красном цвете. За него как раз и применяется специальная норма.
Часть 3 этой же статьи предусматривает уже лишение прав на срок от полугода до года за красные огни в передней части автомобиля. Также при этом будет применена конфискация световых приборов (ламп).
Выше мы писали об ответственности за управление автомобилем с нарушениями цвета ламп или фар в целом. Но кроме этого, наказание предусмотрено и за установку таких световых приборов – часть 1 статьи 12.4 КоАП предусматривает ещё один штраф в размере 3 000 рублей за это. И применяется она вне зависимости от состава нарушения по вождению машины. То есть может быть вынесено 2 наказания: первое – за управление, второе – за сам факт установки.
Но установку нужно ещё доказать, ведь презумпция невиновности и конституционная возможность не свидетельствовать против себя не обязывает водителя сознаваться, что это он сам установил красные фары, даже если он собственник автомобиля. Поэтому наказания по этой норме на практике 2023 года выносятся редко.
Обратите внимание, что и вместо штрафа 500 рублей вас могут лишить прав. Такое практиковалось долгое время – суды утверждали, что если режим работы нарушен, то применяется часть 3 статьи 12.5. Но точку в этом споре поставил Верховный суд, указав на незаконность этого. Тем не менее, и в 2023 году бывают случаи лишения прав за несоответствующий цвет огней.
Что лучше ДХО или ближний свет
Если сравнивать ходовые огни с уже имеющимися фарами, то ДХО обладают рядом весомых преимуществ:
- При использовании ходовых огней не требуется постоянного подключения к источнику электропитания, как в случае с обычными фарами. В связи с этим, включая ДХО, вам не придется опасаться, что за весь день АКБ разрядится, особенно если вы часто стоите в пробках, и генератор элементарно не успевает подпитывать аккумуляторную батарею.
- Дневные огни отличаются высокой эффективностью, так как они светят лучом точной направленности, в то время когда от фар ближнего света свет подается рассеянный.
- Чаще всего в качестве ДХО используются экономичные светодиоды, благодаря чему расход бензина уменьшается почти на 5%. Лампочкам ближнего света требуется порядка 35-55 Вт, а ходовым огням 5-6 Вт.
- Если в фарах ближнего света установлены не диодные элементы, а ксенон или галогенки, то они будут быстро садиться, так как срок службы таких элементов составляет от 500 до 4000 часов. Светодиоды служат в несколько раз дольше – до 50 000 часов.
- Если установить блок управления ходовыми огнями, то они будут включаться и отключаться вместе с двигателем машины.
Полезно! Если использовать днем габаритные огни, то их попросту будет не видно.
Законы и правила регулирующие требования к дневным ходовым огням
Сегодня требования к дневным ходовым огням регламентируются рядом законных и подзаконных актов, представление о которых, без сомнения, не помешает автовладельцам. Первым и основополагающим документом, в котором изложены требования к ходовым огням, является Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. № 316 г. Москва о внесении изменений в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.
Соответственно были внесены и изменения в ПДД РФ: 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами п.19.5. «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.»
Перед этими, воистину судьбоносными решениями, разъяснял, что такое ходовые огни автомобиля ГОСТ Р 41.87-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дневных ходовых огней механических транспортных средств».
Законы ДХО в России: ГОСТ и ПДД
Ближний (2 лампочки) и дальний (2 лампочки) свет фар — это основные световые приборы, которые предназначены для освещения дороги перед автомобилем.
При этом ближний свет освещает участок непосредственно перед автомобилем, а дальний — более отдаленный участок. Ближний свет имеет смысл использовать на небольших скоростях, дальний — на более высоких.
ПТФ — 2 фары в переднем бампере автомобиля, предназначенные для освещения дороги в условиях плохой видимости.
В 2022 году противотуманные фары не являются обязательными, поэтому они устанавливаются не во всех комплектациях автомобилей. То есть в автомобиле может и не быть ПТФ.
Противотуманный фонарь — фонарь красного цвета в задней части автомобиля, предназначенный для улучшения видимости автомобиля в условиях недостаточной видимости. Этот световой прибор очень яркий и при хорошей погоде он может слепить водителей едущих сзади автомобилей.
Этот фонарь обязательно устанавливается на всех автомобилях.
При движении в светлое время суток на автомобиле должен быть включен один из следующих световых приборов:
- ближний свет;
- дневные ходовые огни;
- противотуманные фары;
Если на автомобиле есть все перечисленные приборы, то имеет смысл воспользоваться ДХО. Эти огни ярче и потребляют меньше электричества.
При движении также могут быть включены:
- габаритные огни.
Запрещается использовать:
- противотуманный фонарь.
В Правилах дорожного движения появится новое определение «зона успокоенного движения», и, соответственно, новый дорожный знак. Планируется, что этот знак будет отображать зону, в которой автолюбители должны передвигаться со скоростью не выше 10-20 километров. Обгоны в пределах этой области также будут запрещены.
Изменения в ПДД с 1 января 2022 года
Преимущества использования ДХО можно рассмотреть на двух примерах:
- Большинство эксплуатируемых авто имеют довольно высокую мощность и крутящий момент. Все это позволяет им быстро разгоняться до высокой скорости и совершать различные маневры. Если во время совершения опасного маневра одним автомобилем другой водитель не замет ТС, идущее навстречу, может произойти авария.
- Кажется, что днем при свете солнца автомобиль отлично видно. Но блики стекол и зеркал автомобилей, идущих навстречу, притупляют видимость. В данном случае ДХО может уберечь от возникновения ДТП.
Согласно правилам дорожного движения от 2016 года, все водители должны включать ДХО во время движения или же противотуманки, огни ближнего света. Такие требования позволяют гарантировать безопасность всех других участников дорожного движения.
Если же водитель не будет соблюдать данное правило, ему может быть выписан штраф в размере 500 рублей.
Согласно ПДД, ДХО должны обязательно использоваться в следующих случаях:
- Если производится перевозка несовершеннолетних пассажиров;
- Если транспорт трудноразличим вдалеке;
- Если производится транспортировка негабаритных предметов или вредных веществ;
- ДХО должны использоваться на общественном транспорте и маршрутных такси.
С 1 января 2022 года вступают в силу новые правила перевозок пассажиров и багажа: они касаются общественного транспорта и автомобилей такси. Речь идёт о Постановлении Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586.
Больше всего изменений в новых правилах касаются такси. Так, по новым правилам, до подачи такси пассажиру должны сообщить следующие обязательные сведения:
- номер заказа;
- наименование перевозчика;
- размер платы;
- планируемое время прибытия.
От постоянного включения фар днем тратится больше бензина и плавятся фары, считают узбекистанцы.
Как избежать нарушений при установке ходовых огней на машину
Стоит помнить о том, что при несоответствии требованиям любой инспектор может оштрафовать автовладельца на нарушение правил пользования ДХО. Это касается в первую очередь норм расположения. Если не получается поставить источники света по ГОСТу в силу конструктивных особенностей передней части автомобиля, нужно согласовать место установки и получить официальное разрешение. При его предоставлении можно исключить любые проблемы.
Важно крепить элементы правильно, если подходящих ниш нет, делаются пропилы в бампере точно по размеру корпуса. Изнутри ставится крепеж, в итоге получается аккуратный вариант, почти не отличающийся от заводского.
Не стоит менять схему, проще всего, когда огни включаются автоматически при запуске двигателя. Светодиодные элементы потребляют мало энергии, поэтому лишней нагрузки на систему не будет.
Установить ДХО несложно, если разобраться в вопросе и соблюдать нормы расположения, установленные законом. Главное – подключить систему правильно, закрыть соединения термоусадкой. А если не хочется ставить ходовые огни, надо взять за правило всегда включать ближний свет в начале движения.
Преимущества и недостатки ДХО
В Интернете не прекращаются споры – стоит ли устанавливать «дневной свет», или это баловство и дань моде?
Сторонники приводят следующие аргументы:
- Потребление электричества по сравнению с «галогенками» ничтожно мало;
- Увеличивается срок службы ламп ближнего света, экономится топливо;
- Машина лучше видна при ярком солнце;
- Автомобиль кажется «круче», особенно если светодиоды встроены в фары.
Противники установки нештатных световых приборов руководствуются другими принципами:
- Генераторы современных авто рассчитаны на штатную нагрузку, в том числе включенный свет. К тому же, на многих моделях заводской DRL (day running lights) включает лампы на 70% накала, поэтому о сокращении срока службы говорить не приходится.
- Сами светильники стоят денег, однако не вечны. И за эту сумму можно приобрести ламп ближнего света на 10 лет вперёд. А экономия бензина – в пределах погрешности измерений.
- С точки зрения дизайна тот, кто разбирается в модификациях, сразу увидит инородную конструкцию. А те, для кого все машины одинаковы, на огни не обратят внимания.
Многие автолюбители, установившие ДХО самостоятельно, не прочитали Правила. Поэтому не редкость увидеть на дороге «НЛО», у которого одновременно светит ближний свет, и работают ДХО. А это – нарушение ПДД. В котором, по традиции, будет виноват «злой инспектор», но никак автолюбитель-умелец.
Готовых решений вопроса тюнинга авто не существует, каждый улучшает авто по своему вкусу. Или оставляет заводскую комплектацию.
Главное, чтобы украшения не влияли на безопасность движения, не слепили встречных водителей и пешеходов, соответствовали ПДД, и не провоцировали аварийных ситуаций.
Изменения в ПДД с 2022 года: какие поправки ожидаются
Штрафы ПДД 2022год нужно будет платить пешеходам, которые получили новый статус, и должны усвоить не одно новоеправило. Придется изучать новые правила, а за их невыполнение платить штраф. Из нового – пешеходы должны будут уступать дорогу новым участникам движения, но только при условии, что они двигаются по велодорожке или когда её пересекают. Переходить дорогу можно, только если имеются знаки наземного и подземного пешеходного перехода. Если знаков нет, действуют классические правила ПДД, а не те, что вводят в 2022 году.
После появления СИМ, правила ПДД за 2022 год изменились, а, чтобы обозначить каждое изменение, используют новые знаки. Каждый вводит новый запрет или ограничение, но позволяет участникам движения разобраться, как правильно вести себя на дороге, и не получить штраф, нарушив правило. Выглядят знаки для электросамокатов и другого транспорта, входящего в категорию СИМ, следующим образом. Их нужно запомнить, чтобы избежать штрафов.
В техрегламенте ТС прописана четкая информация об определении и требованиях установки ДХО на ТС.
ДХО — фары определенно белого света с возможными оттенками желтого или синего цвета, которые устанавливают в передней части автомобиля.
Для правильной установки необходимо соблюдать ГОСТ дневных ходовых огней:
- устанавливаются спереди ТС;
- расстояние от земли не должно быть меньше 25 см и не превышать высоту в полтора метра;
- они должны быть расположены не менее 60 см друг от друга;
- от края кузова авто до места установки огней не должно быть больше 400 мм.
На основании ПДД от 2016 года, а именно пункта 19.5, все автомобили во время движения, как по городу, так и по трассе, должны иметь включенные ДХО либо огни ближнего света или противотуманки. Соблюдая данные требования можно обеспечить на дороге безопасность для пешеходов и автомобилистов.
Если не будут соблюдены правила использования дневных ходовых огней, то штраф за такое нарушение для водителя составит 500 рублей (ст. 12.20 кодекса КоАП РФ 2016 года).
На основании ПДД использовать ДХО нужно обязательно:
- если происходит перевозка несовершеннолетних детей;
- на мототранспорте, так как его сложно увидеть издалека;
- при провозе негабарита или опасных и взрывчатых веществ;
- на маршрутках и общественном транспорте для привлечения особого всестороннего внимания.
Смонтировать LED приборы ходовых огней можно самостоятельно и не прибегая к услугам автоэлектриков и специалистов. Для этого нужно придерживаться нескольких простых правил. Безусловно LED приборы устанавливаются комплектом — две штуки. Главной задачей при установке является правильное их подключение к питанию автомобиля. Необходимо, чтобы они загорались при включении зажигания и наоборот выключались — если зажигание выключить.
Дневные ходовые огни. Отзывы и самостоятельная установка
Сегодня можно встретить немало информации об автолюбителях, которые решились на установку ДХО. Всех их объединяет одно мнение: эти устройства усиливают положительные качества транспортного средства.
Но не многие могут ехать к автоэлектрикам и платить за установку огней. Поэтому если человек имеет небольшие познания, необходимый инструмент и свободное время, то вполне сможет зафиксировать и подключить лампы самостоятельно.
Сначала нужно определиться с производителем. Автолюбители рекомендуют не жалеть денег и приобретать качественные ДХО именитых брендов. В магазинах сейчас выбор огромный, и найти их будет несложно.
Далее следует учесть требования ГОСТа и ПДД. Это позволит в будущем избежать проблем при прохождении техосмотра.
Что пишут в ПДД о ходовых огнях?
Согласно правилам дорожного движения от 2020 года, все водители должны включать ДХО во время движения или же противотуманки, огни ближнего света. Такие требования позволяют гарантировать безопасность всех других участников дорожного движения.
Если же водитель не будет соблюдать данное правило, ему может быть выписан штраф в размере 500 рублей.
Согласно ПДД, ДХО должны обязательно использоваться в следующих случаях:
- Если производится перевозка несовершеннолетних пассажиров;
- Если транспорт трудноразличим вдалеке;
- Если производится транспортировка негабаритных предметов или вредных веществ;
- ДХО должны использоваться на общественном транспорте и маршрутных такси.
Преимущества и недостатки ДХО
В Интернете не прекращаются споры – стоит ли устанавливать «дневной свет», или это баловство и дань моде?
Сторонники приводят следующие аргументы:
- Потребление электричества по сравнению с «галогенками» ничтожно мало;
- Увеличивается срок службы ламп ближнего света, экономится топливо;
- Машина лучше видна при ярком солнце;
- Автомобиль кажется «круче», особенно если светодиоды встроены в фары.
Противники установки нештатных световых приборов руководствуются другими принципами:
- Генераторы современных авто рассчитаны на штатную нагрузку, в том числе включенный свет. К тому же, на многих моделях заводской DRL (day running lights) включает лампы на 70% накала, поэтому о сокращении срока службы говорить не приходится.
- Сами светильники стоят денег, однако не вечны. И за эту сумму можно приобрести ламп ближнего света на 10 лет вперёд. А экономия бензина – в пределах погрешности измерений.
- С точки зрения дизайна тот, кто разбирается в модификациях, сразу увидит инородную конструкцию. А те, для кого все машины одинаковы, на огни не обратят внимания.
Многие автолюбители, установившие ДХО самостоятельно, не прочитали Правила. Поэтому не редкость увидеть на дороге «НЛО», у которого одновременно светит ближний свет, и работают ДХО. А это – нарушение ПДД. В котором, по традиции, будет виноват «злой инспектор», но никак автолюбитель-умелец.
Какие ходовые огни разрешены?
Именно благодаря соблюдению всех основных параметров делает возможным установку и использование нештатных ДХО, без нарушений правил ПДД. Подобная «головная боль» была внедрена, для того чтобы предотвратить нарушения, связанные с неправильной установкой, а также превышения допустимого уровня яркости. Таким образом, водители с неправильно смонтированными ходовыми огнями могут просто: а) недостаточно освещать дорогу, и быть не видимыми для проезжающих напротив водителей; б) вредить проезжающим мимо водителям, при освещении слишком ярком или при повороте светодиодов намного выше положенного или не на надлежащей им высоте; в) светить в темное время суток).
Все покупаемые установки ДХО должны соответствовать правилам ЕЭК ООН. На территории России, трудностей с использованием ходовых огней нет, так как закон нормирующий законность такого оборудования гласит о том, что всё нормируется стандартами вышеупомянутой организации.
Сегодня, помимо ПДД и ГОСТ, правила установки дневных ходовых огней также расписываются в огромном количестве законных и подзаконных актах. Поэтому, если вы собираетесь установить этот компонент осветительной системы автомобиля, обязательно ознакомьтесь со всеми источниками, в которых расписываются нормы проведения этой процедуры.
Установка ДХО по ГОСТу и правилам ПДД
Первый нормативный акт, на который стоит обратить внимания, чтобы не быть уличенным сотрудниками ГИБДД в нарушении, это решение кабинета министров Российской Федерации номер 316 от 10/05/2010 года.
В нем четко расписываются все корректировки, которые были внесены в решение Совета Министров номер 1090. Если коротко, то основные изменения выглядели следующим образом:
- правила пользования световыми приборами были изменены, расширены и расписаны более подробно;
- в светлое время дня на каждом автомобиле в обязательном порядке предписывается использование ламп ближнего света или ходовых огней.
ГОСТ, в котором предписываются правила установки дневных ходовых огней Р 418799 говорит об официальном учреждении огней дневного света на легковых и грузовых автомобилях. После этого вышел новый ГОСТ 41482004, в котором, по сути, описывалось тоже самое положение, однако вносились изменения в понятие дневных ходовых огней. Новое определение было основано на международном стандарте европейской комиссии при ООН номер 47.