Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Статья 10 данного нормативно-правового акта определяет условия назначения указанной пенсии.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца
Данная статья повторяет нормы статьи 9 Закона «О трудовых пенсиях» 2001 года, которая в то время регулировала пенсии по случаю потери кормильца. В эти положения были внесены изменения, которые рассматриваются ниже.
Пункт 1 данной статьи повторяет положения, указанные в пункте 1 статьи 9 Закона о трудовых пенсиях 2001 года, и гласит, что законное право на эту пенсию предоставляется нетрудоспособным членам семьи умершего и тем, кто находится на его иждивении.
Мы видим, что для назначения этой пенсии необходимы следующие условия:
Во-первых, это лицо является членом семьи умершего, который был его кормильцем,
во-вторых, человек находился на иждивении умершего кормильца, и, в-третьих, человек является инвалидом. Существует исключение в отношении статуса иждивенца: одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 статьи, пенсия назначается независимо от статуса иждивенца.
Независимо от различных условий, законное право на пенсию по случаю потери кормильца не возникает у лиц, которые совершили умышленное преступление, повлекшее смерть иждивенца, и по делу был вынесен обвинительный приговор. Вопрос в том, будет ли «убийца» получать пенсию. Ответ — статья 10, раздел 11 Закона о государственной пенсии 2011 года — он будет получать только государственную пенсию.
Кроме того, часть 1 статьи 10 предусматривает, что семья отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если его отсутствие удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что институт безвестного отсутствия регулируется Гражданским кодексом РФ, согласно которому по заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года не получены сведения о месте его жительства, а также если невозможно установить день, когда были получены последние сведения о нем, отсутствие начинается с первого числа месяца, а при невозможности исчисления месяца — с 1 января следующего года.
Здесь также следует учитывать институт объявления человека умершим. Так, гражданин может быть объявлен умершим, если в течение пяти лет нет сведений о его местонахождении, а если он пропал без вести вследствие опасных обстоятельств, например, кораблекрушения, несчастного случая, то этот срок сокращается до шести месяцев.
Однако для военнослужащих этот срок продлевается до двух лет в связи с возможностью попасть в плен. Дата смерти является датой вступления в силу решения суда. Если умерший пропал без вести при определенных обстоятельствах, суд может признать дату смерти гражданина датой предполагаемой гибели, например, день, когда поднялся шторм и судно потерпело крушение.
Данные дела рассматриваются в порядке особого производства по правилам, установленным главой 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Для каждой из категорий получателей соцпенсии определены свои фиксированные размеры выплат. Именно эти суммы и индексируют ежегодно с 1 апреля. Каким будет размер социальной пенсии в 2023 году, и на сколько увеличится выплата в результате запланированной индексации на 3,3% — представлено в следующей таблице:
Размер социальной пенсии в 2023 годув период с 1 января по 31 марта 2023с 1 апреля 2023 (с индексацией на 3,3%)
пенсионерам по старости | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
инвалидам 1 группы с детства, детям-инвалидам | |
16619,39 | 17167,83 (прибавка 548,44 руб.) |
инвалидам 1 группы, 2 группы с детства | |
13849,69 | 14306,73 (прибавка 457,04 руб.) |
инвалидам 2 группы | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
инвалидам 3 группы | |
5886,14 | 6080,38 (прибавка 194,24 руб.) |
детям по случаю потери кормильца | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
детям по случаю потери обоих кормильцев либо одинокой мамы | |
13849,69 | 14306,73 (прибавка 457,04 руб.) |
График повышения пенсий в 2023 году
Изменения для пенсионеров и получателей социальных выплат от ПФР будут происходить по следующей схеме:
- С 1 января 2023 года состоится повышение страховых пенсий неработающим пенсионерам. Выплаты увеличат за счет индексации стоимости пенсионного коэффициента и размера фиксированной части пенсии.Помимо этого, будет произведена корректировка размеров социальной доплаты к пенсиям за счет установления в регионах новых значений прожиточного минимума для пенсионеров.
- С 1 февраля 2023 г. произведут индексацию социальных выплат ПФР. Увеличатся ЕДВ для федеральных льготников, пособие на погребение пенсионера, а также денежный эквивалент набора соцуслуг.
- С 1 апреля пройдет плановое повышение социального и государственного обеспечения. Кроме того, будут пересчитаны размеры социальных надбавок военным пенсионерам — за иждивенцев, как достигшим возраста 80 лет, как ветеранам боевых действий и по другим основаниям.
- С 1 августа 2023 года пересчитают страховые пенсии работающим пенсионерам. Надбавка будет назначена за счет учета пенсионных коэффициентов, заработанных за предшествующий год.
- С 1 октября 2023 года повысят пенсии военным пенсионерам, в том числе приравненным к ним категориям — пенсионерам ФСИН, МВД, Росгвардии, МЧС и другим ведомств. Выплаты увеличатся за счет индексации денежного довольствия в соответствии с прогнозной инфляцией.
Правовые особенности пенсии по случаю потери кормильца
Правовые особенности пенсии по случаю потери кормильца заключаются в большом количестве нормативных правовых актов, регулирующих данный правовой институт.
Верхний уровень — это нормы международно-правовых норм: Нормы международно-правовых норм при ратификации имеют приоритет над национальным законодательством, однако в настоящее время наблюдается тенденция к сокращению количества нормативно-правовых актов, регулирующих данный правовой институт. Международные правовые нормы при ратификации имеют приоритет над национальным законодательством, однако в настоящее время наблюдается тенденция к снижению их роли, чего быть не должно.
Среди важных международно-правовых документов можно назвать следующие.
Во-первых, Декларация 1948 года, которая провозглашает, что «Каждый человек, как член общества, имеет законное право на социальное обеспечение и имеет право на осуществление, путем национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии с организацией и ресурсами каждого государства, экономических, социальных и культурных прав, необходимых для поддержания его достоинства и свободного развития его личности» (Статья 22). Статья 25 Декларации устанавливает законное право людей на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или иного отсутствия средств к существованию по независящим от них обстоятельствам.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, являющийся продолжением Декларации 1948 года, был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года (далее: Пакт). Государства-участники Пакта признают «законное право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, и на достаточный жизненный уровень и на непрерывное улучшение условий жизни».
Статья 39 Конституции Российской Федерации «гарантирует каждому социальное обеспечение по старости, болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
Конвенции Международной организации труда — это многосторонние международные договоры, которые становятся юридически обязательными для государств-членов Международной организации труда, если они соблюдают процедуры, установленные национальным законодательством. Рекомендации Международной организации труда, как следует из их названия, не создают юридических обязательств для этих государств. Как правило, они дополняют и уточняют принятые конвенции Международной организации труда. В то же время нельзя отрицать, что даже те документы Международной организации труда, которые не являются юридически обязательными, оказывают значительное влияние на правовые акты государств-членов Международной организации труда.
В качестве примера можно привести Конвенцию № 128 от 29 июня 1967 года «О пособиях по инвалидности, старости и потере кормильца», который регулирует назначение и выплату пенсий.
Государственное пенсионное страхование в РФ зародилось сначала двадцатого века, значительно позже, чем в большинстве европейских государств. В своем развитии оно обхватило лишь часть населения РФ. Хотя после революции 1917 года оно было отменено, так как отражало западный вид формирования общественных гарантий.
Начиная с 1927 года, по истечении переходного периода финансовой нестабильности, система пенсионного обеспечения работала в масштабах совместной системы общественного обеспечения: граждане были правомочны на материальное обеспечение в старости, в случае заболевания, абсолютной или же частичной утраты нетрудоспособности, также потери кормильца. Данная пенсионная система входила в так именуемую систему социального страхования, она не содержала финансовых показателей системы государственного пенсионного страхования, которые более наглядно выражаются в базисных принципах государственного пенсионного страхования. Впрочем, несмотря на множественные финансовые недостатки, эта система имела одно главное превосходство — она гарантировала абсолютно всем категориям граждан минимально важный прожиточный уровень. Потому пенсионная система до 1990 г. носила определение — государственное пенсионное обеспечение. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и иные средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который так же, входил в государственный бюджет страны.[1] Данная пенсионная система была базирована на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного обеспечения считался составной частью государственного бюджета СССР и был интегрирован в него как по заработкам, так и по расходам [2]
Так же еще в 1932 году для отдельных категорий рабочих решением Совнаркома СССР выявлено пенсионное обеспечение по старости с снижением общеустановленного пенсионного возраста и уменьшением для других категорий требуемого трудового стажа, для чего был подтвержден «Временный перечень вредных профессий, дающих право на снижение стажа и увеличение пенсии» Постановление ЦИК и CHK СССР от 17 января 1932 г. «О порядке исчисления стажа работы. Временный перечень вредных профессий, дающих право на снижение стажа и увеличение пенсии» (С 3 СССР, 1932, N 2, ст. 12).. Согласно данному нормативному акту пенсия по старости на льготных критериях назначалась на 10 лет ранее как представителям сильного пола, так и женщинам при наличии 20-летнего трудового стажа, из которых трудовая деятельность, дающая право на пенсионные льготы, обязалась быть не менее 10 лет. На протяжении 10 послевоенных лет (в последствии окончания Великой Отечественной войны) в 1945 году льготы по пенсионному обеспечению предоставлялись лишь по отраслевому показателю. В данный период была создана особенная система пенсий, которые обычно называли «повышенными». Но точнее их следует именовать пенсиями на льготных критериях, поскольку для конкретных категорий работников устанавливались не только увеличенные размеры пенсий, таких как по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, хотя в одно и тоже время были понижены требования к возрасту и стажу.
Причинами стремительного становления пенсионного обеспечения на льготных условиях состояли в следующем.
Юридические проблемы, возникающие в связи с реализацией законного права.
Проблемы, связанные с аннуитетами по потере кормильца, нельзя оценивать отдельно от результатов пенсионной реформы. Мы оценили новый балльный метод пенсионного обеспечения, и следует отметить, что в целом он имеет некоторые недостатки.
Во-первых, в России по-прежнему очень много людей, получающих черную зарплату в условиях кризиса и безработицы. Согласно статистике, в России они составляют более половины трудоспособного населения. К сожалению, для этой категории пенсия рассчитывается только из белой зарплаты.
Во-вторых, для участия в новой процедуре реституции люди, получающие низкую зарплату, должны проработать не менее двадцати лет.
В-третьих, пенсионеры, которые работают до пенсии, будут вынуждены либо оставить работу, либо не получать пенсию. Разумеется, их доходы и уровень жизни соответственно снизятся.
В-четвертых, даже если неработающие пенсионеры захотят дополнить свой доход работой, они вряд ли найдут работодателя, готового их трудоустроить
В-пятых, требования к пенсионерам стали более жесткими.
В-шестых, стаж работы был увеличен в три раза. Теперь для выхода на пенсию нужно работать не пять лет, а все пятнадцать.
Седьмое: в 2016 году не были разработаны проценты, на которые можно было бы увеличить фиксированную сумму и индивидуальный премиальный коэффициент, которые по своей природе предназначены для граждан, получающих льготы и пособия, а также для тех, кто рассчитывает на полную государственную помощь.
В-восьмых, методика расчета индивидуального пенсионного коэффициента очень сложна для понимания рядового гражданина. Поэтому его/ее визит в пенсионный фонд неизбежен.
В-девятых, военных пенсионеров лишают части страховых взносов.
В-десятых, пенсии рассчитываются по сложнейшей формуле.
Соответственно, в настоящее время пенсия по потере кормильца может быть увеличена на пять процентов, но в будущем она может уменьшиться.
На практике возникает множество спорных ситуаций, связанных с пенсиями по случаю потери кормильца.
На практике многие граждане Российской Федерации, потерявшие кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в сфере текущих военных действий, или пенсионеров, погибших (умерших) в сфере текущих военных действий, которые при жизни считались ветеранами боевых действий, вынуждены обращаться в суд за защитой своих прав и просить защиты33. На практике они вынуждены обращаться за защитой своих прав и просить защиты у военнослужащих, погибших (умерших) в районе проводимых военных действий.
Они подали в суд на комиссариаты и потребовали перерасчета пенсий по потере кормильца, ссылаясь на статью 45 (d) п.
Действовать. Здесь имеется в виду период с 1 января 2008 года, когда эта пенсия увеличилась на 32%. Однако следует отметить.
Они ссылаются на пункт 1 статьи 46 Закона. Однако эти граждане не помнят, что данное повышение пенсии по Закону № 319-ФЗ вводится в действие только с 1 января 2008 года.
Если в то же время пенсии истцам были назначены до этого периода, то оснований для назначения пенсий истцам нет, поэтому нельзя считать, что ответчик в лице Пенсионного фонда не выполнил свои обязательства по начислению пенсий и тем самым нарушил их законные права.
В данном пункте рассматриваются условия назначения и выплаты трудовой пенсии по случаю потери кормильца, категории граждан, имеющих право на получение данной пенсии.
К. С. Харин выделяет следующие условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца:
- наличие у умершего кормильца хотя бы одного дня страхового стажа;
- наступление смерти кормильца не связано с совершением им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью.
В рамках действующей пенсионной системы право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца имеют следующие нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на иждивении умершего кормильца:
- дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
- один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца;
- родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;
- дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.2
Документы, необходимые при оформлении пенсии по потери кормильца:
- Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству.
- Свидетельство о смерти кормильца.
- Справка о страховом стаже.
- Справка о среднемесячном заработке умершего кормильца в течение трудовой деятельности (Приложение 1)
- Документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.
Начисления трудовой пенсии по случаю потери кормильца производятся со дня смерти, а заявление подается в течении 12 месяцев. Установление трудовой пенсии по случаю потери кормильца осуществляется в зависимости от наличия или отсутствия у кормильца страхового стажа. Страховым стажем является учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. При полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия в связи со смертью кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».3 В прочих случаях, независимо от продолжительности страхового стажа кормильца устанавливается трудовая пенсия.
Тема: Пенсия страховая по потере кормильца
I. Нормативно-правовые акты1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Российская газета.
№ 237. 1993. 2. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1992. №3.3. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2021 и 2021 годов»
// Собрание законодательства Российской Федерации.
2016. №52 (Часть I). Ст. 7464.4. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2021 и 2021 годов»
// Собрание законодательства Российской Федерации.
2016. № 52 (Часть I). Ст. 7464.5. Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных
Есть категория лиц, которые могут претендовать на такую разновидность поддержки. Она положена:
Нетрудоспособным гражданам. К ним можно отнести:
- Детей, а так же пасынков, не достигших совершеннолетия, и студенты;
- Братьев, сестер, а так же внуков, ставших инвалидами до своего совершеннолетия;
- Категория неработающих родителей. Это мачехи, отчимы, дедушки и бабушки, супруг, дети, братья и сестры. Однако в этом случае должно выполняться условие – необходим уход за родственниками погибшего (вплоть до наступления возраста в 14 лет).
К такой категории относят: мужа, жену, отца и мать кормильца, утративших такой вид дохода.
Уточнение:
- нетрудоспособной супруге, которая повторно вышла замуж – продолжает начисляться данное пособие;
- наличие не кровного родства, не служит основанием для отказа в помощи;
- отчим будет получать подобные выплаты, если умерший в прошлом, не менее пяти лет пребывал на его попечении.
- получать выплаты студент сможет, только лишь проходя обучение, и до наступления 23 лет. Но в случае, если он стал инвалидом с детства, ему будут гарантированы выплаты до момента выздоровления, либо до конца жизни.
Нужно заметить, что этот критерий обусловлен:
- группой, к которой отнесен получатель;
- собственно самой причиной смерти;
- разновидностью назначаемого пособия.
Социальный вид пенсии:
Разновидность пенсии | До апреля 2021 года | С апреля 2021 года |
Получатели, утратившие 1 кормильца | 5606,17 руб. | 5751,93 руб. |
Утратившим обоих кормильцев
Дети, утратившие одинокую мать Дети, родители которых неизвестны |
11212,36 руб. | 11503,88 руб. |
Дополнительные выплаты и льготы по потере кормильца кроме пенсии
Система социального обеспечения предполагает сопутствующие преимущества для потерявших кормильцев граждан. Льготы зависят от того, к какой категории относится конкретный получатель пенсии.
Полным сиротам доступны следующие привилегии:
- Квоты на бюджетные места для обучения.
- Средства на приобретение одежды и обуви.
- Оплата питания во время учебы.
- Льготы на лечение.
- Заработная плата на прохождение практики.
- Бесплатный отдых в оздоровительных лагерях.
Вместе с детским пособием на время учебы бесплатно предоставляются:
- Проездные по городу.
- Экскурсии.
- Школьные обеды.
- Учебники.
- Лекарства (до 3 лет).
- Молочные продукты (до 2 лет).
Опекун или получатель пенсии должен самостоятельно ознакомиться со списком доступных льгот. Сотрудники ПФР в лучшем случае предоставят информационный буклет и не будут разъяснять условия получения дополнительных привилегий.
Обратите внимание! Некоторые льготы применяются исключительно на региональном уровне. В частности, муниципальные органы выпускают специальные карты для начисления бонусов и скидок.
- Конституция Российской Федерации». (принят на референдуме 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. -2014. -N.31.-Статья 4398.
- Всеобщая декларация прав человека 1948 года// Российская газета.-1998.-10 декабря.
- Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах»// Бюллетень Верховного Суда РФ.-N.12.- 1994.
- Конвенция N 102 Международной организации труда «О минимальных стандартах социального обеспечения»//Консультант Плюс
- Конвенция N 128 Международной организации труда «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (заключена в Женеве 29.06.1967) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 — 1990. т. II. Женева: Международное бюро труда, 1991. -С. 1531 — 1552.
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственной пенсионной системе в Российской Федерации»//Российская газета.- N 247.- 2001.-20 декабря.
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях»// Российская газета.- N 296.- 2013.- 13 декабря
- Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»// Российская газета.- N 247.- 2001.-20 декабря
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2002. -№ 46 — ст. 4532; Собрание законодательства Российской Федерации. -2016. -N 1 (часть I).-.Ст. 13
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ. — 1994.- № 32.- Ст. 3301; Собрание законодательства РФ.- 2016.-N.5.- Ст. 559.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-№1.-Статья 16.; Собрание законодательства Российской Федерации.- 2016.-N 1 (часть I).-Статья 77.
- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1(ред. от 04.11.2014, с изм.от 14.12.2015) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной власти, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. -1993. n. 9. статья 328.
- Приказ Генпрокуратуры РФ от 04.12.2009 N 374 (ред. от 16.12.2014) «Об утверждении Инструкции об организации пенсионного обеспечения работников органов и организаций прокуратуры и членов их семей»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- N 9.-2006.- 27 февраля.
- Приказ ТТС России от 07.04.2010 N 708 (ред. от 20.11.2014) «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и представления документов для выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат пенсионерам таможенных органов Российской Федерации и членам их семей»// Таможенный вестник. -N 6. -2010
- Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 29.11.2011 № 152 «Об утверждении Временной инструкции об организации пенсионного обеспечения сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и членов их семей»// Консультант Плюс.
- Приказ МВД от 27.05.2005 N 418 (ред. от 04.04.2011). «О принятии Указа об организации пенсионного обеспечения в Министерстве внутренних дел Российской Федерации» (Представлен Минюстом РФ 11.07.2005 N 6782)// Консультант Плюс.
- Приказ ФСКН России от 09.01.2008 N 2 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2008 N 11137)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -N 24.-2008.-Июнь 16.
ЧТО ТАКОЕ НЕТРУДОСПОСОБНОСТЬ
Часто возникает вопрос, кто именно относится к нетрудоспособной категории граждан.
— Под нетрудоспособностью, — говорит Надежда Петракова, замначальника ГУ ПФР №10, — мы подразумеваем невозможность осуществлять трудовую деятельность по причине возраста, очного обучения по основным образовательным программам до окончания такого обучения (но не старше 23 лет), если нет лиц, которые в соответствии с российским законодательством обязаны содержать, в частности, бабушек и дедушек пенсионного возраста.
Гражданин также считается нетрудоспособным, если он ухаживает за братьями, сестрами, детьми или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца. Но в эту категорию входят только родственники — один из родителей, супруг, сестра, брат, дедушка или бабушка умершего кормильца. И тут уже возраст и трудоспособность значения не имеют.
Актуальность темы исследования заключается в следующем.
Конституция провозглашает Россию социальным государством, которое может протянуть руку помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Например, бывает, что умирает сын-кормилец, оставляя без средств к существованию своих престарелых родителей, маленьких детей, жену, которая осталась с ребенком и не может работать. В таком случае государство поддерживает семьи, поддерживает их пенсией по потере кормильца, что не дает им опуститься за черту бедности, стать обездоленными, малообеспеченными. Существуют государственные и страховые пенсии по случаю потери кормильца. Государственная пенсия по потере кормильца относится к поддержке, оказываемой государством иждивенцам особых категорий граждан, которые служили с особым отличием, например, военнослужащим, космонавтам и т.п. Страховая пенсия по случаю потери кормильца — это передача нетрудоспособным членам собственной семьи их части страховой пенсии по случаю потери кормильца после смерти застрахованного лица в определенной ее части.
Кроме того, государство ставит образование как главную цель, поэтому студентам до 23 лет разрешено учиться на дневном отделении в университете и получать пенсию, то есть государство дает им возможность не работать, что показывает его гуманизм.
Актуальность проявляется не только в том, что пенсия по потере кормильца поддерживает уязвимые группы населения (детей, пожилых людей и т.д.), но и в плане реформы пенсионного законодательства.
Правовые особенности пенсии по случаю потери кормильца
Правовые особенности пенсии по случаю потери кормильца заключаются в большом количестве нормативных правовых актов, регулирующих данный правовой институт.
Верхний уровень — это нормы международно-правовых норм: Нормы международно-правовых норм при ратификации имеют приоритет над национальным законодательством, однако в настоящее время наблюдается тенденция к сокращению количества нормативно-правовых актов, регулирующих данный правовой институт. Международные правовые нормы при ратификации имеют приоритет над национальным законодательством, однако в настоящее время наблюдается тенденция к снижению их роли, чего быть не должно.
Среди важных международно-правовых документов можно назвать следующие.
Во-первых, Декларация 1948 года, которая провозглашает, что «Каждый человек, как член общества, имеет законное право на социальное обеспечение и имеет право на осуществление, путем национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии с организацией и ресурсами каждого государства, экономических, социальных и культурных прав, необходимых для поддержания его достоинства и свободного развития его личности» (Статья 22). Статья 25 Декларации устанавливает законное право людей на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или иного отсутствия средств к существованию по независящим от них обстоятельствам.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, являющийся продолжением Декларации 1948 года, был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года (далее: Пакт). Государства-участники Пакта признают «законное право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, и на достаточный жизненный уровень и на непрерывное улучшение условий жизни».
Статья 39 Конституции Российской Федерации «гарантирует каждому социальное обеспечение по старости, болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
Конвенции Международной организации труда — это многосторонние международные договоры, которые становятся юридически обязательными для государств-членов Международной организации труда, если они соблюдают процедуры, установленные национальным законодательством. Рекомендации Международной организации труда, как следует из их названия, не создают юридических обязательств для этих государств. Как правило, они дополняют и уточняют принятые конвенции Международной организации труда. В то же время нельзя отрицать, что даже те документы Международной организации труда, которые не являются юридически обязательными, оказывают значительное влияние на правовые акты государств-членов Международной организации труда.
В качестве примера можно привести Конвенцию № 128 от 29 июня 1967 года «О пособиях по инвалидности, старости и потере кормильца», который регулирует назначение и выплату пенсий.
Статья 36 Конвенции Международной организации труда № о минимальных нормах социального обеспечения определяет виды пособий в случае полной или частичной потери трудоспособности пострадавшего и в случае потери кормильца. Единовременное пособие и ежемесячная страховая выплата также выплачиваются лицам, имеющим установленное законом право на компенсацию в связи со смертью кормильца. Размер единовременного пособия равен максимальной сумме, установленной законом, а размер ежемесячного страхового пособия рассчитывается исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за вычетом части, приходящейся на него и его иждивенцев, которые являются трудоспособными, но не подлежат обязательной страховке. Ежемесячные пособия индексируются в соответствии с инфляцией. Коэффициенты и частота индексации определяются правительством страны.»
«В случае причинения вреда здоровью в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания обеспечение предоставляется без ограничений всем гражданам, включая иностранцев и лиц без гражданства.
Пенсии по случаю потери кормильца
Главные документы, устанавливающие правила и процедуру получения:
- ФЗ N400 и N166;
- ГК РФ – ст. N1088;
- Приказ Минтруда РФ N14н и N958н.
Примечание! Иждивенцами признаются граждане, которые по возрасту, здоровью или иным причинам не имеют возможности себя содержать самостоятельно.
Начисление выплат, как и их виды определяются статусом усопшего кормильца и претендентов на выплаты. Разновидности пенсий по потере кормильца:
- Страховая – начисляется лицам, чьи умершие родственники работали официально хотя бы один день.
- Государственная – касается семей военнослужащих (то же касается сотрудников МВД, ВС РФ, ФСБ, МЧС), участников ликвидации техногенных катастроф.
- Социальная – для всех остальных категорий граждан.
Все три группы претендентов получат выплаты, если будут удовлетворять определённым законами условиям.
О причинах прекращения выплаты пенсии по потере кормильца
- Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
- Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.
- ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.
- Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.
- Настольная книга судебного пристава-исполнителя. — М.: БЕК, 2014. — 752 c.
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Предмет — трудовые пенсии по случаю потери кормильца
Цель исследования — изучить и систематизировать вопросы пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- раскрыть определение термина трудовые пенсии по случаю потери кормильца;
- выделить основные условия предоставления пенсии и категории граждан, имеющих право на данный вид пенсии;
- исследовать основные документы, необходимы для назначения пенсии данного вида;
- проанализировать структуру, размер и порядок начисления пенсии по случаю потери кормильца.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе изучаются пенсии по случаю потери кормильца, во второй главе — порядок их начисления и выплаты. В заключении делаются выводы по теме работы.
Пенсия по потере кормильца: кому положена, как получить и сколько платят
Как указано в апелляционном определении (имеется в распоряжении редакции), обязанность возвратить неосновательно приобретенное или сбереженное имущество возлагается на лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (п. 1 ст. 1102 ГК).
Опекун или получатель пенсии должен самостоятельно ознакомиться со списком доступных льгот. Сотрудники ПФР в лучшем случае предоставят информационный буклет и не будут разъяснять условия получения дополнительных привилегий.
Изменения в законодательстве затронули и такой важный инструмент государства как пенсии по потере кормильца, позволяющим людям, оказавшимся одним, в трудной жизненной ситуации, при утрате родных, не оставаться без средств к существованию. Законодатель обещает, что данная пенсия будет увеличена на 5 процентов, но не уменьшиться ли она в будущем- может показать только время.
Система социального обеспечения предполагает сопутствующие преимущества для потерявших кормильцев граждан. Льготы зависят от того, к какой категории относится конкретный получатель пенсии.
Полным сиротам доступны следующие привилегии:
- Квоты на бюджетные места для обучения.
- Средства на приобретение одежды и обуви.
- Оплата питания во время учебы.
- Льготы на лечение.
- Заработная плата на прохождение практики.
- Бесплатный отдых в оздоровительных лагерях.
Пенсия по потере кормильца в 2021 году
В зависимости от вида пенсии выплаты могут поступать из разных фондов, но средства всегда выделяются из государственного бюджета. Пенсионный фонд отвечает за страховые выплаты, в том числе семьям погибших военнослужащих по призыву. Министерство обороны привлекается к выплатам, если военный умер во время службы по контракту.
Сумма страхового пособия рассчитывается на основании информации о стаже работы умершего. Если выплата ниже прожиточного минимума, разрешается оформить доплату.
В 2020 году действуют следующие размеры социальных пенсий по потере кормильца:
- Пособие для несовершеннолетних, потерявших одного кормильца, составляет 5 606 рублей.
- В связи с гибелью обоих родителей дети получают двойную компенсацию — 11 212 рублей.
- Несовершеннолетние граждане, которые находились на иждивении погибших кормильцев, получают социальные выплаты до 18 лет.
- Срок действия пособия продлевается до 23 лет при условии обучения на очном отделении любого ВУЗа.
- Пожизненно пособия выплачиваются родственникам пенсионного возраста и инвалидам, которые потеряли трудоспособность до наступления совершеннолетия.
Назначение и выплата пенсии по случаю потери кормильца
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом
от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
В законодательстве Российской Федерации в статье 10 Закона №400-ФЗ, прописаны условия на основании, которых человек имеет право на получении пенсии по утере кормильца. Главными критериями получения пособия является несовершеннолетие ребенка (до 18 лет) и нетрудоспособность.
Однако кроме этого нормами закона предусмотрены и другие условия, получения пенсии:
- получать ежемесячные выплаты имеют право и дети после 18 лет. Основание для начисления пенсии служит дневное обучение в общеобразовательных учреждениях страны или за ее пределами. Независимо от длительности обучения, финансовые средства перестают платить, как только человеку исполняется 23 года;
- пенсия выплачивается детям-инвалидам, только в том случае если они получили инвалидность до совершеннолетия, то есть до 18 лет;
- в том случае если взрослый ребенок, у которого погиб родитель или оба родителя, воспитывает несовершеннолетнего брата или сестру, ухаживает за нетрудоспособным родителем или бабушкой/дедушкой. В данных обстоятельствах человек имеет полное право претендовать на пенсию;
- при потере кормильца, претендовать на получение пенсии могут родственники, которые были на иждивении у умершего человека.
Отказ в пенсии по утере кормильца может получить человек, если по его вине случился несчастный случай. Однако для этого, вина должна быть доказана в суде.