Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли работать учителем без педагогического образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Достаточно ли для работы учителем хорошо знать свой предмет и уметь ладить с детьми? Давайте разберемся, для каких профессий необходимо получение педагогического образования, нужно ли оно учителю, воспитателю и педагогу допобразования?
Обязательно ли учителю педагогическое образование?
Есть ли обязательное педагогическое образование для учителей?
В соответствии с Профстандартом педагога учитель должен иметь образование, которое соответствует одному из трех требований:
- высшее или среднее педагогическое образование;
- высшее образование (ВО) или среднее профессиональное образование(СПО) в области преподаваемого предмета;
- дополнительное профессиональное образование (ДПО) в сфере педагогики на базе любого СПО или ВО.
Образование школьного учителя должно соответствовать области преподаваемого предмета.
Например, специалист, закончивший исторический факультет, может преподавать историю в школе и без педагогического образования. Но оно полезно для работы с детьми, потому что дает знания и навыки, которые помогают найти подход к ученикам.
Как проходит конкурсный отбор
Чтобы участвовать в программе, нужно сделать четыре шага.
Первый шаг: подать документы. Прием заявок происходит с 12 января до 15 апреля на сайте программы «Земский учитель», где каждый регион размещает востребованные вакансии. Чтобы узнать — какие, нужно ввести в строке поиска нужный регион.
На экране появятся окна с названием и местоположением образовательного учреждения, а также сама вакансия. Там же можно заполнить резюме, согласие на обработку персональных данных, заявление на участие в программе и ознакомиться с региональными документами конкурса.
Полный перечень документов:
- копия паспорта со страницей регистрации;
- копия диплома об образовании;
- копия ИНН или уведомления о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства;
- копия СНИЛС;
- согласие соискателя на обработку персональных данных;
- согласие на переезд;
- копия документа, подтверждающего наличие первой или высшей квалификационной категории (при наличии);
- копия трудовой книжки (при наличии);
- копия свидетельства о браке (при наличии);
- копия свидетельства о рождении детей (при наличии);
- другие документы по усмотрению соискателя.
10 января 2020 года Минпросвещения России запустило Всероссийский информационный портал «Земский учитель» — Zemteacher.edu.
ru, который позволит педагогам найти вакансии в сельских населённых пунктах, посёлках или городах с населением до 50 тысяч человек.
Официальный сайт функционирует по принципу одного окна, обеспечивая оптимальное взаимодействие участников и организаторов программы «Земский учитель» через единую точку доступа. О текущих нюансах и сроках реализации программы читайте ниже.
Коротко о программе Проект получил название «Земский учитель» по аналогии с уже существующей программой «Земский доктор». Участникам программы предусматривается денежная выплата в размере 2 млн рублей на Дальнем Востоке и 1 млн рублей — в остальных регионах. Всего на программу из федерального бюджета предусмотрено около 4 млрд рублей.
Но за это придется отработать в школе, расположенной в сельской местности, поселке городского типа или городе с населением не более 50 тыс. человек, не менее 5 лет. В 2020 году данная программа распространится на все регионы России. Как сообщила Министр просвещения О.Ю.
Васильева на Всероссийском съезде учителей сельских школ, проходившем в Белгородской области 5-8 ноября 2019 года, в Налоговый кодекс внесены изменения, которые освобождают от налогообложения компенсационные выплаты. По её словам, главная цель программы в том, что сельские дети получат равный доступ к качественному образованию. Минпросвещения России письмом от 27 сентября 2019 г.
№135-13/08 направило в регионы Методические рекомендации по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (далее — Рекомендации).
В Рекомендациях представлены Проекты порядка предоставления и расходования единовременной компенсационной выплаты учителю, Положения о конкурсном отборе претендентов на право получения выплаты и Положения о конкурсной комиссии субъекта РФ по отбору претендентов.
Кто может стать участником программы?
Согласно Рекомендациям, участниками программы могут стать учителя, имеющие среднее профобразование или высшее образование и отвечающие требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профстандартах, в возрасте до 55 лет при условии трудоустройства в образовательную организацию на вакантную должность учителя с объемом нагрузки не менее 18 час в неделю за ставку, принятия обязательства отработать не менее 5 лет по основному месту работы в соответствии с трудовым договором. По решению органа власти субъекта РФ отпуск по уходу за ребёнком в период пятилетнего срока отработки включается в период работы. К участию в отборе не допускаются претенденты, проживающие или работающие в муниципальном образовании или в городском округе, куда планируется переезд, или место планируемого переезда претендента находится на расстоянии менее 200 км от места его настоящего проживания и (или) работы.
Как стать участником программы?
Согласно Рекомендациям, чтобы стать участником программы претендент предоставляет региональному оператору заявление на участие с приложением копии следующих документов:
- документа, удостоверяющих личность со страницей регистрации;
- документа об образовании;
- документа, удостоверяющих уровень квалификации;
- трудовой книжки;
- свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе или уведомления о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ;
- страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.
Копии должны быть заверены в установленном законодательством РФ порядке и засвидетельствованы подписью руководителя и печатью.
Кроме того предоставляются:
- согласие на обработку персональных данных;
- согласие на переезд;
дополнительно копии: свидетельства о браке — оригинал или нотариально заверенная, свидетельств о рождении детей — оригинал или нотариально заверенные; иные документы по усмотрению претендента. При подаче документов указывается планируемое направление расходования компенсационной выплаты учителю. Заявки на участие могут быть поданы в электронном виде на сайт уполномоченного органа или регионального оператора, на бумажном носителе уполномоченному органу или региональному оператору в 2020, 2021, 2022 г.г. – с 10 января по 15 апреля включительно. Документы можно подать только на 1 вакансию.
- О вакансиях?
- Как определяются победители?
- Шансы, если не стал победителем отбора
- Получение компенсационной выплаты
- На что можно потратить миллион?
- А если будет нарушен договор?
- Порядок проведения мероприятия
- ИТОГО, в 2020 году указанные изменения коснутся учителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.
Программа «Земский учитель» 2023: как это будет действовать в России
«Земский учитель» — это программа поддержки сельских учителей, которая начала работать с начала 2020 года. Суть ее состоит в том, что педагогам за переезд в сельскую местность и трудоустройство там полагается 1 миллион рублей, а в Дальневосточном федеральном округе — 2 миллиона. С этих денег не нужно платить налоги, а потратить их можно на любые цели.
За почти год реализации проекта сформировалась определенная картина о том, насколько эффективно он работает. Надо сказать, что отзывы о программе «Земский учитель» довольно противоречивые.
- С одной стороны, для педагогов по призванию, которые искренне живут своей профессией и готовы «поднимать целину», это хорошее поощрение, особенно вкупе с различными местными мерами поддержки.
- С другой стороны, недостаточно развитая инфраструктура, как в культурной, так и в бытовой сфере, отталкивает многих потенциальных участников программы. Иными словами, к проблеме нехватки учителей в сельской местности важно подходить комплексно, одни только субсидии не решат ее глобально.
Необходимые для участия документы
Региональная территория вправе сама принимать список обязательных документов для участия в программе «Земский учитель».
В предварительный список входят копии обязательных документов:
- паспорта;
- диплома;
- характеристики с места обучения;
- трудовой книжки;
- ИНН;
- СНИЛС;
- разрешение на обработку личных данных;
- согласие на поселение в сельской местности;
- выписка об отсутствии судимости;
- реквизиты открытого счёта в банке.
Как ответственность предусмотрена за невыполнение условий программы «Земский учитель»
Если учитель расторгнет трудовой договор до истечения 5 лет, то ему придется вернуть 1 млн.р. в бюджет в течение 30 дней. В случае невозврата компенсацию могут вернуть в принудительном порядке через суд.
Когда можно не возвращать компенсацию. Возвращать 1 млн.р. в бюджет не потребуется в случае:
- отпуска по беременности и родам (этот период засчитывается в 5-летний стаж по решению местных властей);
- невозможности выполнения работ по медицинским показаниям;
- смерти работника;
- призыва учителя в армию;
- закрытия школы, увольнения по сокращению штата или численности;
- наступления ЧС: эпидемий, войн, катастроф и пр.
«Мне сообщили, что дают квартиру – это было здорово». Саратовская область
Камшат В.: «Я подавала только в свой регион (Саратовская область) только одну заявку. Других вариантов не стала вообще перебирать. Победила. 30 августа муниципальное образование мне предоставило жилье – двухкомнатную квартиру с удобствами после ремонта. Руководство грамотное. Коллектив сплоченный. У меня один класс, 21 час нагрузки. Зарплата средняя по региону. Трудности есть, но они всегда и везде бывают. Я выбрала населенный пункт, который в 5 км от райцентра, поэтому с продовольствием нет проблем. А если что-то этакое надо, то заказываю в интернете.
Трудно было решать вопросы с переездом, и надо заранее готовить на данный этап финансы – первое время тоже надо на что-то жить. Вопрос жилья в моем случае – это сюрприз, так как изначально думала, что буду жить в съемной квартире. Директор нашел квартиру, и я поселилась в ней 26 августа. А 30 августа мне сообщили, что дают служебную квартиру. Это было здорово. С собой я, кроме одежды и посуды (минимум), ничего не брала. Все заказывала постепенно здесь через мебельный интернет-магазин. Также пришлось потратиться на подключение газа, порядка 10 тысяч – ранее в этой квартире никто не жил, поэтому газ был отрезан.
Я учитель начальных классов, ко мне сразу же стали ходить на уроки, делали замечания, где-то хвалили. Я ходила к своим коллегам, смотрела их уроки. За семь месяцев работы уже столько сделано… С коллективом все хорошо, руководство требовательное».
«С начала похолодания я просто перестала спать ночами». Иркутская область
Елена И.: «Мечта поработать в сельской школе была, наверное, со студенчества. С подругой подали заявки, правда, в разные районы Иркутской области – я в Усть-Кутский. С директором школы начался диалог еще с февраля 2021 года, меня волновали условия проживания, так как ехала с семьей (два маленьких ребенка) и понимала, что это север, где морозы под минус 50. Одним из условий было печное отопление с бойлерной системой. Предоставили муниципальный дом, к моменту моего приезда он только выкупался у женщины, которая, к сожалению умерла, не завершив сделки. Это стало проблемой при начислении мне как учителю положенных денег за твердое топливо. В местной соцзащите сказали ждать полгода, пока наследники вступят в свои права. Соответственно, при каких-либо проблемах с домом, к примеру, с его утеплением, к местной администрации обращаться бесполезно. Это я выяснила после начавшихся проблем во время морозов, а именно с октября месяца.
Увидев дом, я была слегка огорчена, печка оказалась не кирпичная, а такая, которая требует постоянной топки, через каждые час-полтора надо подбрасывать дрова. С начала похолодания я просто перестала спать ночами, на уроки приходила с хроническим недосыпом. Электрическое бойлерное отопление – «самоделкино», где нарушены все законы физики. В итоге в октябре 2021 года произошел пожар. Администрация заменила бойлер, но не устранила еще одну проблему – надо было повернуть насос, чтобы он гонял воду через бойлер. В итоге замененный бойлер в новогодние каникулы сам себя спалил, произошло замыкание. В этот раз администрация отказалась помогать, мы купили свой электробойлер, но его надо было установить, а муж в тот момент был на вахте. Директор школы и администрация долго вели разговоры, кто будет оплачивать работу, директор в итоге позвонила мне и сказала, что оплатит со своей карточки, но я должна буду вернуть эти деньги ей. Я отказалась. Директор заплатила со своих денег, но позже я узнала, как она вернула себе эти деньги…
Что в конечном счете я решила для себя и своей семьи… Уехать после окончания третьей четверти. Приехать в деревню я хотела не из-за миллиона, а, как говорится, помочь деткам, заодно мечту реализовать. В школе приняли хорошо, коллектив устраивает, конечно, есть проблемы с обеспечением школы спецоборудованием, только в двух кабинетах установлен проектор с экраном, и другие проблемы тоже есть.
Совет: кто решается переезжать в село, постарайтесь обсудить все возможные моменты с жильем. Это очень важно.
Как устроиться на работу учителем без педагогического образования?
Если у вас нет педагогического образования, но вы хотите преподавать в школе, то есть несколько вариантов.
- Пройти профессиональную переподготовку. Такая переподготовка позволит вам получить необходимые знания и права на преподавание в школе. Обычно переподготовка проходит длительное время — от нескольких месяцев до года.
- Пройти курсы для педагогов. Если вы уже работаете в школе, но у вас нет педагогического образования, то можно пройти курсы для педагогов. Это поможет вам получить знания и навыки в преподавании определенной дисциплины.
- Найти работу без педагогического образования. Несмотря на то, что образование в этой области желательно, некоторые школы могут взять на работу людей без педагогического образования, но с опытом работы в данной сфере.
Требования для устройства на работу учителем без педагогического образования могут быть разными. Некоторые школы могут требовать профессиональную переподготовку, а другие — только опыт работы в данной сфере. Кроме того, можно работать в школе не только учителем, но и куратором, ассистентом учителя и т.д.
Важно знать, что работа учителем связана не только с профессиональными знаниями, но и с заботой о здоровье детей. Поэтому, если вы раньше не имели опыта работы с детьми, может быть трудно устроиться на работу в школу сразу, без педагогического образования.
Что нужно знать? | Обязательно ли педагогическое образование для учителя? | Где можно пройти профпереподготовку? |
---|---|---|
Учителя должны иметь знания не только в предметной области, но и в педагогике и психологии. | Педагогическое образование не является обязательным, но желательным для работы учителем. | Профпереподготовка проводится в педагогических университетах и центрах дополнительного образования. |
Преимущества профессиональной переподготовки для устройства работы учителем
Для школы, где нужно найти учителя без педагогического образования, профессиональная переподготовка имеет множество преимуществ. Если раньше требовалось педагогическое образование, сейчас можно пройти курсы и получить необходимые знания и права для работы на должности учителя.
Профессиональная переподготовка — это не только возможность стать педагогом, но и приобретение дополнительных знаний в различных областях. Курсы о здоровье, психологии, педагогике и методике обучения позволяют учителю обладать более широким кругом знаний.
Пройти курсы переподготовки легко и просто. Главное — знать требования к учителю и выбрать подходящие курсы. После прохождения курсов участник получает необходимые документы и права на работу в школе в качестве учителя.
Проходит профпереподготовку не только тот, кто не имеет педагогического образования, но и кто создает резюме для работы учителем. Это дает преимущество при поиске работы и повышает шансы на устройство.
Где найти варианты профпереподготовки? Можно обратиться в Образовательный центр или на сайты, предоставляющие курсы для учителей. Сразу после прохождения курсов учителя могут приступать к работе в школе.
- Преимущества профпереподготовки для учителей без педагогического образования:
- возможность стать учителем;
- приобретение дополнительных знаний в различных областях;
- получение необходимых документов и прав на работу в школе в качестве учителя;
- повышение шансов на устройство на работу учителем;
- можно проходить курсы как тем, у кого нет педагогического образования, так и тем, кто создает резюме для работы учителем;
- поиск вариантов профпереподготовки можно осуществить на сайтах, предоставляющих курсы, и в Образовательных центрах.
История и суть проекта
О системе мотивации для сельских учителей заговорили в феврале 2019 года. Инициатива исходила от президента России и была озвучена в его ежегодном послании Федеральному собранию. Владимир Путин высказал озабоченность оттоком кадров из сёл и небольших городов и призвал профильное министерство разработать проект, который сделает переезд в сельскую местность интересной перспективой для педагога. Первоочередной задачей для этого является обеспечение доступным жильём.
Работа по исполнению этого поручения началась оперативно. Название «Земский учитель» программа получила по аналогии с уже существующим проектом «Земский доктор», созданным для решения кадровых проблем в сельском здравоохранении. Обе программы предполагают, что при релокации в небольшой населенный пункт специалист получит «подъёмные» в размере 1 000 000 рублей, на которые, к тому же, не распространяется подоходный налог. Эта единовременная выплата предназначена для покупки готового жилья или материалов для его строительства, либо для уплаты ипотеки – первоначального взноса или погашения долга. На разработку программы помощи сельским учителям и внесение необходимых изменений в действующее законодательство ушло всего несколько месяцев.
Проект «Земский учитель»: сумма вознаграждения
По правилам конкурса «Земский учитель» в 2022 году правительство выделяет педагогу один млн.руб. Для дальневосточных областей эта цифра больше — два миллиона рублей.
Подать заявление на компенсацию можно сразу после подписания договора. Деньги выплатят на банковский счет педагога до первого декабря текущего года.
При выплате денег преподавателя спросят, куда он потратит вознаграждение. Это ни к чему не обязывает, информация нужна для статистики. Денежная выплата, которую дают участнику программы, нецелевая, ее можно потратить на любые нужды. Самые частые цели, куда учителя тратят выплаченные деньги, это:
- погашение ипотеки;
- постройка дома;
- покупка жилья.
Кстати, налог с этой выплаты в государственную казну платить не надо.
Возможные проблемы программы
Ожидается, что уже с 2021 года программа «Земский учитель» сможет решить проблему недостатка квалифицированных кадров в сельских школах. В отличие от проекта прошлых лет, привлекающего в «глубинку» исключительно молодых специалистов, новая программа позволит прилечь в регионы и педагогов со стажем, желающих убежать от шума мегаполисов и работать с более спокойной обстановке сельской школы.
Тем не менее, эксперты прогнозируют и ряд проблем, которые стали очевидны после анализа работы программы «Земский доктор»:
- В большинстве случаев участники подобных программ не планируют задерживаться в «глубинке», отрабатывая минимально положенный термин.
- По сути, все льготы учителя, приехавшие в село, получат только в первые годы работы, что не способствует закреплению на новом месте.
- Не всегда руководство школы и ученики довольны работой приехавших к ним сотрудников.
Как рассчитывается зарплата учителей в Москве и регионах
Учителя готовятся к новой системы оплаты труда. Зарплата педагога, как правило, состоит из нескольких частей:
- Базовая часть. Ведение уроков и дополнительных занятий, проверка тетрадей.
- Стимулирующая часть. Порядок её формирования определяется управляющим советом школы. В качестве критериев начисления могут быть установлены стаж, повышение квалификации, внедрение новых технологий в образовательный процесс, достижения и победы учеников на олимпиадах, успехи учеников на экзаменах.
- Компенсирующая часть. Сюда входят добавки за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разные формы поддержки сельских учителей, как, например, оплата им коммунальных услуг.
- Премии. Решение о выплате премий принимает руководство учебного заведения.
За руководство классом с 1 сентября 2021 года будет осуществляться дополнительные 5000 рублей. Это решение уже утверждено Министерством финансов, ФНС и Казначейством. И, главное, это никак не повлияет на другие выплаты. То есть, это реальное увеличение оплаты труда.
В настоящее время, многие надбавки начисляются и выплачиваются по решению руководства учебного заведения. Поэтому, у двух педагогов со схожей учебной нагрузкой, доход может существенно различаться.
Более 85% сотрудников образовательной сферы, в настоящее время, трудятся сверхурочно. При чём, по опросам, классное руководство и сверхурочная работа, часто оплачиваются в размере 40% от реальных часов. Также на общественных началах приходится заниматься организацией избирательных участков, организацией ЕГЭ ведением отчетности и иногда уборкой помещений.
Легко ли найти работу
Многие люди находят работу учителя еще до получения педагогического образования. На профпереподготовку они идут по требованию работодателя или из-за нехватки специальных знаний.
В программу обучения будущих педагогов нередко входит стажировка. В этом случае слушатель курсов, которому еще не приходилось работать по специальности, может попробовать себя в роли учителя, а заодно завести полезные знакомства на потенциальном рабочем месте. Хорошему выпускнику несложно будет сразу устроиться в школу, где его уже знают.
Не стоит сразу претендовать на место в престижной гимназии или лицее, частной школе. Как правило, в такие места берут учителей с большим профессиональным опытом и заслугами, по рекомендации.
А вот с трудоустройством в «обычную» районную или сельскую школу, которая ищет педагогов, проблем быть не должно.