Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кого больше всего не любили в советских тюрьмах: иерархия на нарах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На «черных» зонах (где действуют воровские правила и законы) «шерстяные» выживают. Они выполняют всю грязную работу, с ними никто не контактирует, не общается. Эти люди спят в отдельно отведенных местах, не питаются за общим столом. Об этом красочно рассказывает А. Захаров в своем произведении «Уголовная империя. Короли и пешки».
Кого называют шерстью?
Трактовка понятия «шерсть» на зоне неоднозначна. Но все варианты сходятся в одном – шерстяных никто из других заключённых не уважает. Шерстяные – это те, кто нарушает воровские понятия, беспредельничает или сотрудничает с администрацией.
Беспредел может быть связан с личной выгодой или производиться по приказу руководства ИК. Обычно он выражается в:
- Давлении и насилии над заключёнными с целью ломки их психики.
- Избиении для вымогательства или требования признать вину в совершении преступления, к которому избиваемый зачастую непричастен.
В зависимости от режима и порядков, царящих в тюрьме, шерстяные проявляют различную активность. Хозяевами они себя чувствуют в красных зонах, где все правила устанавливает администрация, а любые попытки блатных авторитетов соблюдать понятия жёстко подавляется.
При возможности блатные убивают шерстяных. Особенно жёстко расправляются с теми из них, кто пытался выдать себя за блатного. Нередко наказание настигает представителей касты шерстяных даже после их освобождения из тюрьмы.
Бывает, что представители блатных предают воровские правила и начинают беспредельничать. Их называют ссучившимися и также относят к категории шерстяных.
Кто такие водолазы в тюрьме:
Ниже “мужиков” на иерархической лестнице располагаются «шныри» («шестерки»), то есть те, кто добровольно (или почти добровольно) за какие-то блага начинают обслуживать других заключенных (на тюремном жаргоне — «шестерить» перед ними). Бывает и так, что “шнырями” становятся под давлением каких-то обстоятельств, чувствуя себя в чем-то виноватым или должным перед остальными. “Шныри” могут убираться в камерах, стирать одежду другим заключенным, готовить еду – фактически выступать в качестве обслуги. Излишне говорить, что данная категория заключенных не пользуется большим уважением в тюремной среде.
[AdSense-E]
Если “шнырями” становятся, как правило, добровольно, то в касту “шерстяных” (или “шерсть”) попадают за какие-то проступки, считающиеся в среде арестантов непорядочными. К примеру, арестант, укравший что-то (“крыса”) или попросивший администрацию перевести его в другую камеру (“сломившийся из хаты” “ломовой”), автоматически попадает в “шерсть” и среди общей массы заключенных уже сидеть не будет.
«Пресс-хаты» в Российских тюрьмах
В «пресс-хаты» отправляют подследственных для того, чтобы сломать их и выбить признание. Вся расправа осуществляется другими заключенными, уже сломленными администрацией. В некоторых источниках говорится, что первые «пресс-хаты» такого типа появились в ходе «сучьих войн» между преступниками старой и новой формаций в 1946-1956 гг.
Тогда они существовали в «крытых», то есть в тюрьмах. В «крытые» попадали либо те, у кого тюремный режим был частью срока (например, из пятнадцати лет усиленного режима пять – тюремное заключение), либо переведенные из зон злостные нарушители режима. Тех, кто не желал идти на сотрудничество с администрацией, и отправляли в «козлиные» камеры или «пресс-хаты».
Иерархия тюремных каст
В пенитенциарных учреждениях стран бывшего СССР существуют 4 основных категории («масти») заключённых, а также различные промежуточные группы. Характерной особенностью этой иерархии является лёгкость перехода из более высокой касты в более низкую (этот переход называют «опусканием», хотя обычно это слово употребляется в более узком смысле — перевод заключённого в касту «петухов»). В то же время, переход в обратном направлении обычно очень сложен или вовсе невозможен. Например, чтобы стать петухом, заключённому достаточно сесть в столовой за «петушиный» стол, тогда как способа перейти из петухов в другую касту не существует.
В чём заключается воровской кодекс?
Закон против воров содержит нормы и правила воровского сообщества. Все преступники должны ему подчиняться, особенно криминальные боссы, которые являются ворами в законе. Они также следят за соблюдением воровского кодекса на территории в пределах контролируемого района или зоны.
Восприятие вора как дорожного преступника очень простое. Правильный» вор не должен сотрудничать с полицией или давать показания в суде против себя. Он не должен лгать и восстанавливать авеню или красть карту. Уважающий себя вор не должен насиловать девочек или почитать своих родителей.
У заключенных свое представление о тюрьме. Заключенные должны откладывать деньги в общий фонд и не должны воровать сами у себя. Они должны почитать своих родителей и старших, особенно тех, кто стоит выше их в иерархии.
Они не должны забивать гвозди в заключенных или партнеров, отбирать предметы или средства к существованию без серьезной причины. Они также не должны возбуждать дело против другого заключенного, если нет доказательств.
Каким будет закон для тех, кто по уголовному делу попал в тюрьму
Законы тюрьмы, равно как и понятия, а также запреты подлежат строгому заключению всеми правильными заключенными. По своей сути основной смысл правил жизни в тюрьме примерно похож на такие правила, но в отношении поведения жизни обычных, свободных граждан. Отличие только в том, что все правила, применяемые и соблюдаемые в тюрьме, иначе называются – с использованием слов из тюремного жаргона.
К основным законам и понятиям в тюрьме относятся следующие:
- Уметь делиться с другими, то есть скидывать свою долю в общак.
- Относиться с уважением и почтением к родителям и старикам.
- Не жаловаться, то есть не стучать на условия жизни или на других отбывающих наказание.
- Не воровать.
- Еще один важный закон, за неисполнение которого могут серьезно наказать — не обвинять других отбывающих наказание без веских оснований или без наличия достаточных доказательств.
- Не использовать скверно словные выражения, обзывательства и любые другие маты без видимых на то причин. Да-да, это может быть странно, но в тюрьмах запрещено материться.
- Отвечать за все высказанные слова. Другими словами, нельзя взять и просто так пригрозить другому человеку, если угроза просто словесная.
Блокировка платежных систем и карт
И самый главный подводный камень – это конечно же блокировка платежных систем и карт. Если вы активный P2P-трейдер, рано или поздно, вашу платежную систему или карту, по которой вы торгуете заблокируют с вероятностью 99.9%. Некоторые платежки и банки относятся к блокировкам более снисходительно, но на таких по опыту меньше спрэд, поскольку больше конкуренция. Другие напротив – очень агрессивно, но здесь более сладкий спрэд как вы понимаете. В P2P сообществах поговаривают, что меньше всех блокировок приходится на Tinkoff, лично не знаю. Но YooMoney меня заблокировали спустя 10 дней активной торговли. За 10 дней я смог сделать оборот по счету ЮMoney в размере полутора миллиона рублей, имея на балансе 50 тысяч рублей. Печально. Однако тех. поддержка ЮMoney отвечала очень быстро, объяснила причину блокировки, ссылаясь на пункт 4.21.8 своего оффера, цитирую:
Соглашение об осуществлении переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием сервиса ЮMoney
4.21.8 “Клиент не вправе использовать кошелек для осуществления противоправных действий, в том числе:
для систематического аккумулирования и дальнейшего распределения денежных средств среди нескольких получателей/систематического перевода на собственные реквизиты/получения наличных денежных средств/иных операций, имеющих признаки транзита”
В ответном письме я объяснил от куда такой оборот. Разрешили написать заявление на перевод остатка на счет в банке. Расторгли договор и перевели деньги в течении 2-3 дней.
А учитывая то, что пару дней назад ЦБ разослал методичку с рекомендациями по блокировке физических лиц, то без сомнений можно сказать, что зарабатывать через P2P-обмен будет еще сложнее.
Статья, знакомство, кличка
Брошенное к ногам полотенце, детектор чувства собственного достоинства — ещё не завершение знакомства, после этого актуален всё тот же вопрос: как правильно войти в хату на зоне, не привлекая к себе нездорового внимания? «За что осуждён?», «За что попал?» — на эти вопросы прибывшему стоит ответить номером статьи, не скрывая действительного положения дел, несмотря на невиновность. На вопрос: «Ты кто?» предполагаются ответы — «бродяга» — авторитет, оказавшийся за решеткой не впервые, «мужик» — человек, не имеющий «оплошностей» на воле, или — «опущенный человек».
Не стоит направляться к кажущимся свободными нарам. Для первоходцев чаще всего остаются спальные места, расположенные по углам. Прибывшего могут пригласить к столу (общаку) попить чаю, и вновь попросят детальнее рассказать, за что осуждён и кем является. Если не было опыта заключения, лучше так и сказать — бывалые в любом случае вычислят вашу настоящую суть. Не зная правил жизни в камере, стоит сказать об этом, как есть, а относительно их соблюдения выразить согласие. Лучше умолчать о финансовом положении или создать впечатление человека среднего достатка.
Кличка — необходимость, которую можно выбрать на собственное усмотрение, или же её присвоит общество согласно особенностей или поведения заключённого. Новичок может принять или отказаться от оскорбительного прозвища, отвечая «не канает» или наоборот: «канает».
Обычно смотрящий озвучивает неписанные правила, невыполнение которых наказывается особо строго. «Попасться» на деле и на слове, тем более новичку, очень просто. Если необходимо противостоять коллективному неодобрению, выпутаться из неосознанной оплошности, если обычные методы не срабатывают, то заключённые вынуждены практиковать «нестандартный подход», чтобы выжить, и для улучшения сложившейся ситуации.
И, наконец, последний представитель воровской пристяжи — громоотвод. Он защищает авторитета с юридической стороны: берет на себя его преступления. Подставу стараются проводить очень тщательно и грамотно, так как самих признаний громоотвода для следствия мало. Следователь может; пришить и липовое дело, записав плюс в свой актив, но тогда оно имеет большие шансы развалиться на суде.
Сами «блатные», как правило, называют себя не «блатными», а «арестантами», «босяками», «путёвыми», «бродягами» и т. д.
Любовь Добржанская – актриса, которая запомнилась отечественным телезрителям благодаря образу заботливой мамы. Однако жизнь знаменитости сложилась совсем по-другому. Любовь так и не испытала счастья материнства. Добржанская четырежды выходила замуж. И столько же раз становилась вдовой. Артистка умерла в 1980 году. Ей было 74.
Слово «петух» и все слова, связанные с этой птицей («гребень», «кукарекать», «петушить» и т. д.) также являются жёстко табуированными, их употребление в адрес заключённого, не являющегося «петухом», является тягчайшим оскорблением, которое может привести к опусканию оскорбившего или даже к убийству.
Люди, которые оказываются в местах лишения свободы, вынуждены жить в суровых условиях и в постоянном присутствии других — во всех странах это порождает жесткую иерархию среди заключенных. А поскольку ГУЛаг был беспрецедентно масштабной и жестокой тюремной системой, то и возникшая в этих сталинских лагерях и тюрьмах иерархия «каст» заключенных была очень суровой.
«Шестерки», «шныри», «шерстяные» и «фуфлыжники»
«Щестерки» – слуги, слабохарактерные люди, готовые за подачку выполнять разного рода указания. «Шестерок», разумеется, никто не уважает, поскольку на зоне каждый сам за себя. Классический тип «шныря» – Промокашка в фильме «Место встречи изменить нельзя», у него и кликуха подходящая для масти. «Шныри» прислуживают блатным, по сути, они те же «шестерки». За неимением «объекта поклонения» легко могут быть переведены в «опущенные». «Шерстяные» – беспредельщики, либо своей воле, либо по наущению «хозяина». Нередко это блатные, которые повели себя не по понятиям. «Шерстяных» «правильные» зэки обычно режут или переводят в разряд «петухов». «Фуфлыжник» – «двинувший фуфло», «блефанувший» – зек, своевременно не расплатившийся за проигрыш в азартных играх на интерес. Карточный и иной долг на зоне – дело святое, поэтому участь у неплатежеспособного «фуфлыжника» незавидная.
Пацаны, быки, шестерки
Пацаны, шестерки, быки и громоотводы – лагерная прислуга вора в законе. Нередко они служат законникам и на свободе, но там их услуги иного характера. В этом ряду самое выгодное положение у пацанов.
К пацанам относят отрицал, симпатизирующих ворам. Когда вор размораживает зону, то есть затевает массовые беспорядки, пацаны служат ударной силой, подстрекая мужиков на пьянство и саботаж.
Мужиками (или работягами) называют тех, кто стал на путь исправления, добросовестно работает и не конфликтует с персоналом ИТК. В мужики чаще всего попадают зэки, осужденные впервые, цеховики и расхитители, далекие от примитивной уголовщины. Мужики записываются в актив, пытаясь заслужить досрочное освобождение. В колонии создаются два мощных лагеря из пацанов и мужиков. Новичок, если он не “профессионал”, должен принять одну из сторон. Во время лагерных бунтов пацаны по заданию авторитета не пускают мужиков в промзону, спаивают их водкой (иногда насильно) и провоцируют на драки. Мужики менее организованы и на массовый отпор не идут.
Наиболее преданных и авторитетных пацанов воры берут в свое окружение. Особое внимание уделяют молодежи, из которой выковывается достойная смена. Пацана могут признать положением, то есть потенциальным кандидатом на воровской венец. Многие клятвы во время коронации начинались словами: “Я как пацан, который хочет служить воровскому братству…”
Шестерки служат для общих услуг: передают записки, собирают деньги, ежедневно проводят влажную уборку возле нар вора, достают сигареты и спиртное, доносят о непорядке, трудятся за вора в промзоне, обстирывают и даже вслух читают книги. На свободе многие шестерки становятся паханами и возглавляют преступные группы.
В зоне шестерки обязаны защищать вора, исполняя роль телохранителей. В случае его несанкционированного убийства или увечья отвечает пристяжь. Авторитеты часто набирают в прислугу лиц, имеющих опыт охранной деятельности.
Быки – прямые исполнители наказаний. Их также называют солдатами и посылают туда, где нужна грубая физическая сила. К примеру, опустить, отдубасить, а иногда и прикончить неугодного зэка. Ряды быков стараются пополнять здоровенными детинами, которые могут напугать впечатлительного мужика или суку одним своим видом. Умом быки не блещут, и среди них даже встречаются дебилы, признанные судебными экспертами психически здоровыми.
Самые опасные среди быков так называемые торпеды. Это смертники, “камикадзе”, которые выполняют задание любой ценой, даже если придется расстаться с жизнью. В торпеды может попасть карточный игрок, проигравший свою жизнь. Такие игры очень популярны у преступников и называются “Три звездочки” (иногда “Три косточки”). Смертельный кон наблюдался еще в лагерях довоенной эпохи.
Торпеды могут убивать не только в зоне, но и на воле. Но заказ на ликвидацию должен быть изначально выполним. Если победитель поручит зарезать главу африканской республики или прикончить “объект” на днях гае-то в Череповце, когда торпеде еще три года до звонка, это западло. Иногда торпедам поручают убить милиционера, прокурора или госдеятеля (скажем, депутата). В таких случаях шансы получить “вышку” возрастают до предела. Поэтому перед смертельным коном игроки нередко оговаривают все нюансы.
И, наконец, последний представитель воровской пристяжи – громоотвод. Он защищает авторитета с юридической стороны: берет на себя его преступления. Подставу стараются проводить очень тщательно и грамотно, так как самих признаний громоотвода для следствия мало. Следователь может; пришить и липовое дело, записав плюс в свой актив, но тогда оно имеет большие шансы развалиться на суде.
Роль громоотводов могут исполнять шестерки или торпеды, реже быки и пацаны.
Это короли в тюремной иерархии, выше блатных только воры в законе. Но «законников» несколько сотен, а блатных десятки тысяч. Именно они «держат» зону или тюрьму. Блатные обычно не работают, но в любом случае официальная должность на зоне для них западло, иначе неминуем перевод в «козла». Любая должность на воле, так или иначе связанная с обслуживанием (таксист, официант, парикмахер), служит запретом для получения на зоне (в тюрьме) статуса блатного. Блатным также не может стать прошедший армейскую службу. Блатные вправе расходовать деньги из «общака» на «целевые» нужды – подкуп, «подогрев». Они также разбирают внутритюремные конфликты «по понятиям» и назначают наказание виновным.
Депутаты Советов народных депутатов
Если они находились в средней и тяжелой форме опьянения, то их полагалось передавать представителям Советов. Дальше, вероятно, следовал выговор, а то и товарищеский суд, но вытрезвителя пьяные депутаты избегали.
Возможно, такое правило существовало не только потому, что депутат — это представитель власти, хоть и не самой высокой, но и потому, что вытрезвители содержались за счет бюджетов местных Советов.