Финансовая отчётность организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовая отчётность организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Финансовая отчётность является базой для принятия управленческих решений. Основная цель составления финансовой отчётности: собрать актуальную и достоверную информацию о результатах деятельности организации и её финансовом положении. В дальнейшем эта информация поможет руководителю понять, в каком направлении следует развивать организацию и какую стратегию выбрать. Такая информация в течение года собирается в регистрах бухгалтерского учёта и отражается в финансовой отчётности.

Адреса и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется заинтересованным лицам в сроки, установленные законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется всеми организациями (за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ):

  • в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в порядке, установленном Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

  • в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Сдача отчетности в государственные органы

С 2020 года изменились требования для сдачи отчетности. Все юридическое лица обязуются отправлять в налоговую инспекцию электронную форму отчетов. Нововведения не коснулись малого и среднего предпринимательства. Экземпляр документа и аудиторское заключение передаются через оператора электронного документооборота.

Изменения коснулись и бухгалтерских бланков, утвержденных приказом Министерства финансов №66Н. Новая редакция датируется 19 апреля 2019 года.

С помощью номеров ОКУД можно выполнить поиск образцов бланков самостоятельно:

  • ОКУД 0710001 – Бухгалтерский баланс;
  • ОКУД 0710002 – Отчет о финансовых результатах;
  • ОКУД 0710003 – Отчет о целевом использовании средств;
  • ОКУД 0710004 – Отчет об изменениях капитала;
  • ОКУД 0710005 – Отчет о движении денежных средств.

«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!

  • Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
  • Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
  • Расчет зарплаты, учет денежных операций;
  • Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
  • Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).

Ответственность за нарушение законодательства в области бухгалтерской (финансовой) отчетности

За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган налагается штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) форму (составляющую) бухгалтерской (финансовой отчетности). Также на должностное лицо такой организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики на организацию может быть наложен административный штраф по ст. 19.7 КоАП РФ от 3 000 до 5 000 руб., на должностное лицо такой организации — в размере от 300 до 500 руб.

Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., за исключением случая исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (ст. 15.11 КоАП РФ).

Состав финансовой отчетности предприятия

Финансовая отчетность предприятия обычно включает отчеты о прибылях и убытках, балансы, отчеты о нераспределенной прибыли и движении денежных средств. Естественно, что состав финансовой отчетности ООО и финансовой отчетности международной корпорации будет различаться. Стандартной практикой для крупных компаний является составление финансовой отчетности, которая придерживается общепринятых принципов бухгалтерского учета (GAAP или МСФО – международные стандарты финансовой отчетности) для обеспечения непрерывности информации и предоставления в международном формате. Пользователями финансовой отчетности являются государственные учреждения, бухгалтеры, аудиторы и т. д.

Финансовые аналитики полагаются на данные финансовой отчетности для оценки эффективности и прогнозирования будущего изменения цены акций компании. Одним из важнейших ресурсов надежной и проверенной финансовой отчетности является годовой отчет, в котором содержатся основные финансовые отчеты компании. Формирование финансовой отчетности включает подготовку трех основных форм финансовой отчетности – отчета о прибылях и убытках, баланса и отчета, предоставляющего данные по движению денежных средств.

Основные этапы аудита

1. Планирование и оценка рисков. Включает понимание бизнеса компании и бизнес-среды, в которой она работает, и использование этой информации.

2. Проверка внутреннего контроля. Включает оценку эффективности пакета мер управления предприятием, степени эффективности контроля. Высокий уровень эффективности позволяет аудиторам отменить некоторые из следующих процедур аудита.

Если контроль неудовлетворителен (т. е. существует высокий риск существенного искажения), аудиторы должны использовать другие процедуры для изучения финансовой отчетности. Существуют различные опросные листы по оценке рисков, которые могут быть использованы при тестировании внутреннего контроля.

3. Основные процедуры аудита финансовой отчетности. Этап включает широкий спектр процедур, в частности:

  • Анализ. Проведение сравнения показателей с историческими, прогнозируемыми и отраслевыми результатами, чтобы выявить аномалии;
  • Денежные средства. Проведение выверки банковских счетов, наличных денег, подтверждения банковских выписок и т.п.;
  • Рыночные ценные бумаги. Проверка ценных бумаг, просмотр сделок с ними, их рыночной стоимости;
  • Задолженность на счетах дебиторской и кредиторской задолженности;
  • Инвентаризация запасов;
  • Основные средства. Проверка активов, документов приобретения основных средств, документов аренды, изучение отчетов об оценке, пересчет амортизации;
  • Начисленные расходы. Проверка платежей, сравнение балансов с предыдущими годами, пересчет начислений;
  • Доходы. Проверка документов финансовой отчетности, подтверждающих продажи, обзор продаж, обзор транзакций, просмотр истории продаж и скидок;
  • Затраты. Изучение документов финансовой отчетности, подтверждающих, что затраты приняты к учету.

Что считается упрощённой бухгалтерской отчётностью

Право работать с отчётностью по упрощённой системе есть у отдельных категорий бизнеса, куда входят:

  • субъекты малого и среднего предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • участники проекта «Сколково».

Основные документы в составе упрощённой бухотчётности:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчёт о финансовых результатах;
  • отчёт о целевом использовании денежных средств (для некоммерческих компаний).

Требования к составлению

За отчетный период принимается календарный год – с 1.01 по 31.12 включительно. Организации, созданные в течение года, подают документы от даты их внесения в ЕГРИП/ЕГРЮЛ. Формы для подготовки документации разрабатываются на основании образцов, представленных в приказе Минфина РФ № 67н. При формировании отчетов бухгалтеру следует придерживаться таких требований:

  • Все показатели отражаются в национальной валюте.
  • Информация должна быть полной и достоверной.
  • В формы необходимо вносить данные всех подразделений компании, в том числе представительств и филиалов, вне зависимости от их расположения.
  • Документация составляется на бумажных или электронных носителях (в последнем случае ее нужно заверить при помощи ЭЦП).
  • Необходимо придерживаться четкого порядка раскрытия информации. Существенные показатели указываются обособленно, несущественные раскрываются в пояснения. При отсутствии каких-либо данных в соответствующей графе проставляется прочерк.
  • Бумаги должны быть подписаны руководителем организации.

Следует помнить, если при составлении годовой бухгалтерской отчётности статьи искажаются более чем на 10 %, это может повлечь за собой административную ответственность. Кроме того, штрафы могут быть наложены в случае нарушения сроков, отведенных на предоставление документации в налоговую и органы Госстатистики. В соответствии со ст.18 ФЗ N №402, отчеты нужно передать контролирующим службам не позже 3 месяцев от даты завершения отчетного периода.

Запасы — это активы:

  1. Предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности;

  2. Находящиеся в процессе производства для такой продажи;

  3. Находящиеся в виде сырья или материалов, которые будут потребляться в процессе производства или предоставления услуг.

Виды запасов:

1. Товары;

2. Незавершённое производство;

3. Готовая продукция;

4. Сырьё и материалы.

Возможная чистая цена продажи — это предполагаемая продажная цена в ходе обычной деятельности за вычетом расчётных затрат на завершение производства и расчётных затрат, которые необходимо понести для продажи.

Справедливая стоимость — сумма, на которую можно обменять актив или произвести расчёт по обязательству при согрешении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию независимыми сторонами.

Правило наименьшей оценки.

Обязателен раздельный учёт запасов .

Запасы в обязательном порядке должны оцениваться по наименьшей из двух величин:

  1. Себестоимость;

  2. ВЧЦП

LCM — lower of cost or market

Себестоимость запасов = затраты на приобретение запасов+ затраты на переработку запасов+ прочие затраты.

Затраты на приобретение = покупающая цена+ импортные пошлины+ расходы на транспортировку, погрузку- торговые уценки, скидки.

Затраты на переработку= прямые затраты на оплату труда+ прямые затраты материалов+ накладные производственные расходы.

Накладные производственные расходы:

  1. Постоянные;

  1. Переменные.

Постоянные производственные накладные расходы не зависят от объемов производства.

Постоянные накладные расходы :

  • Страховка производственного оборудования;

  • Амортизация производственных зданий;

  • Зарплата мастеров и наладчиков оборудования.

Переменные производственные канальные расходы прямо зависят от объемов производства.

Переменные производственные расходы:

  1. Затраты на бензин для автопогрузчиков в производственных подразделениях;

  1. Премиальная часть зарплаты начальника цеха, рассчитываемая от объемов производства.

Ставки распределения производственных накладных расходов устанавливаются до начала отчетного периода.

Отнесение постоянных производственных накладных расходов на затраты на переработку производится на основе нормальной производительности производственных мощностей.

Прочие затраты- это затраты, произведённые в целях доведения запасов до их текущего состояния и их перемещения до текущего места расположения.

Включается в себестоимость запасов только в той степени, в которой связаны с доведением до современного местоположения и состояния.

Себестоимость запасов организации сферы услуг не включает в себя:

  • Затраты , относящиеся к персоналу, занимающемуся сбытом и выполняющему административные функции общего характера, не включаются в себестоимость запасов, а признаются в качестве расходов в период возникновения;

  • Себестоимость запасов поставщика услуг не включает в себя нормы прибыль или нераспределяемые накладные расходы.

Читайте также:  КАКИЕ СТРАНЫ ВХОДЯТ В ЕВРОСОЮЗ

(Коммунальные услуги; связь и другое).

Для запасов сходных по характеру или использованию:

  • Метод идентификации индивидуальных затрат;

  • ФИФО;

  • Метод средневзвешенной стоимости.

Запасы должны списываться до ВЧЦП в случаях:

  • Падения рыночных цен;

  • Физического повреждения или морального устаревания;

  • Необходимости дополнительных затрат для завершения из изготовления.

Кем и для кого составляется консолидированная отчетность

КФО составляется головным предприятием группы компаний. Ст. 4 ФЗ «О Консолидированной финансовой отчетности» определяет категории получателей отчетности. Таковыми являются:

  1. Участники и собственники имущества предприятия – акционеры, учредители, совет директоров. Они первыми получают годовую/промежуточную отчетность в сроки, установленные законом: 120 и 60 дней соответственно с момента окончания отчетного периода.
  2. ЦБ РФ — получает КФО в порядке и сроках, устанавливаемых ЦБ РФ.
  3. Имеющие интерес пользователи – поставщики, инвесторы и другие. Для них на протяжении 30 дней отчетность размещается на общедоступных ресурсах, таких как СМИ и интернет-порталы.

Бухгалтерская отчетность составляется на основе всех видов текущего учета: бухгалтерского, статистического и оперативного, поэтому обеспечивает возможность всестороннего отражения хозяйственной деятельности организации и является завершающим этапом учетной работы.

Под отчетностью в широком смысле подразумевается вся совокупность учетных записей, по которой можно проследить хозяйственную деятельность организации.

В узком смысле отчетность представляет собой систему таблиц, отражающих сводные данные, по которым можно судить о финансовом состоянии организации и эффективности ее деятельности. В отчетность входят также и текстовые пояснения.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности работы организации, а также в самой организации для проведения экономического анализа. Кроме того, отчетность необходима для руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.

На основе данных бухгалтерской отчетности определяют возможные варианты решения коммерческих, производственных и организационных вопросов: вероятные объемы производства и реализации продукции, установление уровня цен на продукцию, возможные скидки с цены при условии досрочной оплаты продукции. Данные бухгалтерской отчетности используются не только управленческим персоналом, но и широким кругом внешних пользователей. Бухгалтерская отчетность в обязательном порядке должна быть представлена администрацией организации ее собственникам и государственным органам.

Предприятиям и ИП, работающим на условиях общей системы налогообложения, следует подавать в налоговую инспекцию следующие виды отчётов:

    отчёт по налогу на прибыль , налоговый период по которому – календарный год. Срок подачи декларации – включительно до 28.03 текущего года. По авансовым платежам такая отчётность предоставляется поквартально, не позднее 28 числа месяца, который следует за отчётным периодом.

    отчёт по НДС , подающийся ежеквартально до 25 числа месяца, идущего за прошедшим кварталом.

    отчёт по налогу на имуществ о , который предоставляется в налоговую ежегодно до 30.03 текущего года. Кроме того, такая отчётность подаётся каждый квартал по авансовым платежам. Срок её сдачи – 30-е число месяца, идущего за отчётным периодом (I квартал, полгода, девять месяцев).

    Российская система бухгалтерского учета (РСБУ) находится в стадии реформирования, что обусловлено формированием в настоящее время системы хозяйствования с учетом новых экономических требований. В связи с этим нужна ориентация бухгалтерской информации на международные стандарты, т. е. эта информация должна быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям, чтобы они могли проводить анализ, контроль и управлять своими вложениями. В качестве такого ориентира выбраны принципы, содержащиеся в системе МСФО, как наиболее адекватно отражающей потребности рыночной экономики.

    В связи с отмеченными обстоятельствами постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее – Программа). Это положило начало реализации намеченных мероприятий по перестройке РСБУ.

    Программой предусматривалось: сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказать методическую помощь организациям в процессе освоения и внедрения реформированной модели бухгалтерского учета. Для достижения цели реформы и решения поставленных задач был утвержден План мероприятий по реформированию бухгалтерского учета, в который были включены три условные группы мероприятий: создание новой нормативной базы бухгалтерского учета, становление бухгалтерской профессии и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета.

    В 2004 г. была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее – Концепция), определяющая программу действий на период 2004–2010 гг.

    Концепция направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.

    Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:

    • недостаточными темпами реформирования бухгалтерского учета и отчетности в течение 1992–2003 гг.;

    • тенденциями развития бухгалтерского учета в мире;

    • административной реформой в России.

    Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу является создание приемлемых условий и предпосылок для последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике России. Для достижения данной цели необходима активизация использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

    Для этого в Концепции намечены следующие основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.):

    • повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

    • создание инфраструктуры применения МСФО;

    • изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

    • усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

    • существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

    В области создания новой нормативной базы бухгалтерского учета к 2003 г. были разработаны 20 положений по бухгалтерскому учету, касающиеся различных вопросов учета. Эти положения применяются с 1 января 2003 г. Некоторые положения уже имеют повторную редакцию.

    В соответствии с Концепцией продолжится работа над национальными стандартами (положениями по бухгалтерскому учету) для регламентации общих правил индивидуальной бухгалтерской отчетности для юридических лиц (организаций) исходя из национального законодательства и требований МСФО.

    Необходимость такого подхода вызвана потребностями российских внешних пользователей в данных бухгалтерской отчетности. Пришло время отдельные положения МСФО зафиксировать в соответствующих национальных нормативных актах – Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и других нормативных актах, относящихся к сфере регулирования бухгалтерского учета. Это обусловлено тем, что без юридических оснований применение МСФО – дело добровольное и не влечет за собой наказания за их неприменение.

    В этих целях следовало бы принять Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности». Этот документ уже подготовлен и проходит стадию согласования в соответствующих ведомствах. Предполагается, что в нем будут закреплены новые нормы, в частности обязательность составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций по МСФО.

    Ведущую роль в обновлении нормативной базы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности должны играть переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую (финансовую) отчетность; органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.

    Другим направлением государственной политики является совершенствование процесса аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров, бухгалтеров-консультантов, иных специалистов бухгалтерского учета). В международной практике Комитет по образованию IFАС выдвигает ряд серьезных требований к желающим стать профессиональными бухгалтерами и получить соответствующий сертификат (аттестат). Среди них – обязательное получение дополнительного образования к имеющемуся высшему образованию, наличие стажа работы по специальности. Указанные требования соблюдает только Институт профессиональных бухгалтеров России, проводящий аттестацию с 1997 г. и постоянно повышающий требования к получению аттестата.

    Важное место в реформировании бухгалтерского учета продолжает занимать проблема подготовки специалистов высшего профессионального образования (ВПО) по новым правилам бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, постановки управленческого учета и иным направлениям в учетной области. В связи с этим в соответствии с Концепцией необходима и далее целенаправленная и координирующая работа по созданию третьего поколения стандартов ВПО в контексте современных подходов к подготовке кадров бухгалтеров и аудиторов в рамках Болонского процесса.

    При наличии федерального органа исполнительной власти в области образования существенная роль в подготовке специалистов ХХI века должна принадлежать саморегулируемым профессиональным бухгалтерским и аудиторским организациям. В настоящее время они ведут целенаправленную работу по привлечению студентов в профессиональное сообщество путем реализации образовательных программ для студентов и проведения студенческих олимпиад разного уровня.

    Задачи, поставленные при разработке Концепции, выполнены еще не в полной мере. Вместе с тем уже можно отметить улучшение понимания экономического смысла проводимой реформы. В частности, возросло количество организаций, раскрывающих отчетную информацию в соответствии с требованиями МСФО.

    Глава 2. Бухгалтерский баланс.

    Цель – определить значение, изучить принципы подготовки, нормативные требования к представлению информации в основной форме бухгалтерской (финансовой) отчетности – бухгалтерском балансе организации, познакомиться с видами и формами баланса в зависимости от целей представления информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    В результате изучения главы 2 будут получены знания:

    • о значении и функциях бухгалтерского баланса в современной экономике;

    • о видах и формах бухгалтерских балансов;

    • о взаимосвязи показателей баланса с другими формами отчетности;

    • о возможных способах оценки активов, применяемых как в отечественной, так и в международной практике;

    • о технике составления бухгалтерского баланса и порядке формирования данных по отдельным его статьям.

    Аудит финансовой отчетности

    Аудит финансовой отчетности представляет собой анализ финансовой отчетности предприятия и сопутствующих расшифровок, проверку достоверности финансовой отчетности, а также выдачу заключения по финансовой отчетности. Результатом проверки финансовой отчетности является составление отчета аудитора, подтверждающего правильность представления финансовой отчетности и соответствующих расшифровок. Отчет аудитора должен быть предоставлен заинтересованным получателям (акционерам, банкам и т.д.).

    Цель финансовой отчетности – определить финансовое положение и эффективность бизнеса предприятия. Кредиторы часто требуют обязательного проведения аудита финансовой отчетности любого юридического лица, которому они предоставляют средства. Поставщики могут также потребовать аудированную финансовую отчетность корпорации для того, чтобы принять решение о начале сотрудничества.

    Аудит становится все более распространенным, равно как и сложность основных стандартов бухгалтерского учета, общепринятых принципов бухгалтерского учета и отчетности по МСФО.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *