Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Местный налог: что это такое, кто должен платить и как рассчитывается». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоги и сборы являются важной составляющей доходов многих государственных бюджетов во всем мире. По своей природе они могут быть федеральными, региональными (рн) и местными, и различаются не только по уровню государственной власти, но и по своей направленности.
Определение и различия между региональными, федеральными и местными налогами и сборами
Федеральные (фн) налоги являются налогами, которые взимаются на федеральном уровне и перечисляются в федеральный бюджет. Региональные налоги собираются регионами (рн), и их целью может быть забота о развитии региона и общественных услуг, а также повышение уровня жизни жителей. Местные налоги взимаются на местах и предназначены для поддержки жизни местных жителей и развития территории.
Разница между налогами и сборами заключается в том, что налоги являются обязательными платежами, которые могут быть взимаемыми как федеральными, так и местными органами власти. Сборы, с другой стороны, являются добровольными, поскольку их сбор осуществляется в соответствии с определенной процедурой, которая определяется органами местного самоуправления.
- Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц;
- Региональные налоги: налог на имущество, налог на землю, налог на транспорт;
- Местные налоги: налог на пользование коммунальными услугами, налог на размещение (тур. налог), налог на спортивников (от гостиниц);
- Сборы: плата за пользование городскими услугами, плата за использование общественных помещений и площадей, сбор за землю в собственность, транспортный налог, экологический сбор, страховые взносы.
Налоговые вычеты не относятся к льготам. По словам юриста Владислава Кима, нет единого мнения относительно правовой природы такой категории, это иной инструмент снижения налогового бремени, предусмотренный исключительно по налогу на доходы физических лиц. Регулирование вопроса о вычетах по НДФЛ сосредоточено в ст. ст. 218 – 222 НК РФ. Согласно этим статьям, можно выделить семь типов вычетов:
-
стандартный (на детей и самого налогоплательщика);
-
социальный (на лечение, обучение);
-
имущественный (на приобретение жилья);
-
инвестиционный;
-
вычет при переносе на будущее убытков от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
-
вычет при переносе на будущее убытков от участия в инвестиционном товариществе;
-
профессиональный вычет.
Пpинцип иcчиcлeния нaлoгa нa имyщecтвo
Имyщecтвeнный нaлoг oтнocитcя к мecтным пoшлинaм. To ecть дeньги, пoлyчeнныe oт нaлoгoплaтeльщикoв, oтпpaвляютcя в бюджeт мyниципaльнoгo oбpaзoвaния, в кoтopoм pacпoлoжeн oбъeкт. Cтaвки для oплaты тaкжe oпpeдeляютcя мecтными влacтями. Пpи этoм Нaлoгoвым кoдeкcoм ycтaнoвлeн иx пpeдeльный paзмep, кoтopый peгиoны нe имeют пpaвo пoвышaть.
Pacчёт и yплaтy нaлoгa пpoизвoдят c yчётoм нecкoлькиx пapaмeтpoв:
- Лицo, кoтopoe внocит oтчиcлeния в бюджeт (нaлoгoплaтeльщик)
- Oбъeкт нaлoгooблoжeния (зa чтo имeннo плaтитcя пoшлинa)
- Нaлoгoвaя бaзa (oт кaкoй cyммы)
- Cтaвкa (кaкoй пpoцeнт)
- Нaлoгoвый пepиoд (зa кaкoй cpoк влaдeния)
Oбъeкты нaлoгooблoжeния: зa кaкoe имyщecтвo плaтитcя пoшлинa физичecкими лицaми
C ввeдeниeм нoвoгo aлгopитмa pacчётa пoшлин pacшиpилcя и пepeчeнь пoмeщeний, зa кoтopыe тpeбyeтcя дeлaть oтчиcлeния в бюджeт. Нa ceгoдняшний дeнь к тaким oбъeктaм oтнocятcя:
- Чacтный дoм
- Квapтиpa, кoмнaтa
- Bыдeлeннaя дoля в квapтиpe, дoмe
- Пapкoвoчнoe мaшинoмecтo или гapaж
- Eдиный нeдвижимый кoмплeкc
- Oбъeкт нeзaвepшeннoгo cтpoитeльcтвa
- Иныe здaния, cтpoeния, coopyжeния, пoмeщeния
Жилыми дoмaми пpизнaютcя cтpoeния, pacпoлoжeнныe нa зeмeльныx yчacткax c цeлeвым нaзнaчeниeм — для вeдeния пoдcoбнoгo, дaчнoгo, caдoвoгo или oгopoдничecкoгo xoзяйcтвa.
Комментарий к ст. 15 НК РФ
Комментируемая статья устанавливает перечень местных налогов, а также местный сбор — торговый сбор.
В Российской Федерации установлены два местных налога: земельный налог, регулируемый главой 31 НК РФ, и налог на имущество физических лиц, регулируемый главой 32 НК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ торговый сбор может быть введен в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — после 01.07.2015. В муниципальных образованиях, расположенных вне территории данных городов, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.
При введении торгового сбора устанавливается его ставка в пределах, обозначенных в главе 33 НК РФ, а также могут устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.
Иные обязательные элементы торгового сбора регулируются главой 33 НК РФ непосредственно.
В настоящее время торговый сбор введен только в городе Москве, на территории которого он действует с 01.07.2015 (Закон города Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе»).
В письме Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15 разъяснено, что торговый сбор — это фиксированный обязательный платеж, который взимается с конкретного объекта торговли. При этом уплаченный торговый сбор можно вычесть непосредственно из суммы налога на прибыль, единого налога по упрощенной системе налогообложения (если объект налогообложения — доходы) или НДФЛ. Таким образом, уплата торгового сбора не приведет к росту налоговой нагрузки для большинства добросовестных налогоплательщиков.
Так, для индивидуальных предпринимателей пункт 5 статьи 225 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода по ставке 13 процентов, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде.
Для организаций пункт 10 статьи 286 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).
Данные нормы не применяются в случае непредставления индивидуальными предпринимателями и организациями в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Следует учитывать, что, как пояснено в письме Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15, вычесть торговый сбор из всей суммы налога на прибыль неправомерно. Налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Это означает, что торговый сбор может быть зачтен только в счет региональной части налога на прибыль.
Ставки налога на имущество физических лиц
С помощью данной ставки вычисляют сумму налога на имущество.
Налоговая ставка — это процент от налоговой базы, а налоговая база в свою очередь — стоимость объекта налогообложения, которую определяют государственные органы. Эта стоимость может быть инвентаризационная или кадастровая, знать их различия не обязательно, поскольку все данные указаны в уведомлении от налоговой. Важно лишь проверить ее перед оплатой.
Существуют базовые ставки налогообложения для физических лиц, которые задает государство.
- Жилой дом, квартира, комната/гараж — 0,1% от стоимости
- Все остальное — 0,5%
- За объекты дороже 300 млн рублей — 2%
Расчет по кадастровой стоимости
Чтобы заплатить налог на недвижимое имущество, не нужно ничего предварительно и самостоятельно считать. Налоговая посчитает все суммы сама, и в уведомлении от ФНС уже будет указана итоговая сумма за отчетный период.
Сейчас для налогоплательщиков действует переходный период: налог на имущество берут не полностью, а умножают его на понижающие коэффициенты.
Рассмотрим, как рассчитывается полная сумма.
При расчете налога на имущество по кадастровой стоимости ее уменьшают на вычет и умножают на ставку налогообложения. Важен срок владения объектом недвижимости: если он меньше года, сумма налога на имущество пропорционально уменьшается. Если владеете только частью объекта, налоговые обязательства также соответственно делят между всеми собственниками.
Н = Б × С × КПВ × Д, где
Н — сумма налога на имущество,
Б — налоговая база/кадастровая стоимость объекта после вычета,
С — ставка налога на имущество в регионе,
КПВ — коэффициент периода владения,
Д — размер доли собственности в объекте.
Чтобы определить КПВ, необходимо поделить период владения объектом в месяцах на 12. Если гражданин купил квартиру до 15 числа включительно, то этот месяц считается за полный. Если позже этого срока — месяц не считается вовсе.
Пример: Налогоплательщик купил квартиру 20 июня, а 20 декабря ее продал. В периоде учитывается только декабрь. Срок владения — 6 месяцев. КПВ равен 6/12, то есть 0,5.
В личном кабинете на сайте ФНС тоже можно посмотреть формулу расчета. Она не обязательно совпадаёт с нашей, потому что мы привели пример без учета понижающих коэффициентов. Чтобы их применить, организация сначала считает налог на имущество по инвентаризационной стоимости. Как это сделать, расскажем дальше, но сначала посчитаем полный налог на имущество по кадастру на реальном примере.
Налог на имущество физлиц
В числе прочего подписанный закон уточняет момент, с которого налог на имущество физлиц рассчитывается с применением полагающихся физлицу льгот. В соответствии с будущей редакцией п. 6 ст. 407 НК РФ льготы при расчете налога учитываются начиная с налогового периода, в котором у плательщика возникло право на указанные льготы, а не с момента направления в ИФНС соответствующего заявления. Это положение вступит в законную силу уже с 1 января 2021 года (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Одновременно поправки разрешают учитывать изменение кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога как в текущем, так и предыдущих налоговых периодах (будущая редакция ст. 403 НК РФ). Применять таким образом изменившуюся кадастровую стоимость недвижимости разрешается в случаях:
- уменьшения кадастровой стоимости из-за исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости;
- внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Порядок уплаты местных налогов
Представленная выше общая характеристика местных налогов и сборов частично дает объяснение, как осуществляется порядок выплаты сборов. Полный перечень правил и основ приведен в статье 58 НК РФ. В этом акте, который устанавливает местный налог, перечислены следующие основы:
- Местные налоги вводятся в действие, когда плательщик подает сведения в уполномоченный орган о приобретении или получении объекта в собственность, а также о начале коммерческой деятельности.
- Местные налоги и сборы обязательны к уплате по ставкам, утвержденным муниципалитетом.
- Местные налоги и сборы устанавливаются государством и регламентируются местными нормативными актами.
- Порядок уплаты местных налогов и сборов устанавливается НК РФ и дополнительными нормативными актами.
- Плательщик должен уплатить сбор в течение месяца со дня получения квитанции от уполномоченного органа, если другое не предусмотрено законодательством. К примеру, сборы по собственному имуществу можно вносить до 1 декабря, при этом квитанция может прийти и весной наступившего года.
Изучая примеры местных, региональных и федеральных налогов, выделяют отличительный сбор – торговый, который требует обязательной подачи декларации по окончании квартала. В остальных видах подобного делать не придется, если у плательщика не изменилась ситуация в отношении прав собственности.
Уплата земельного сбора регулируется статьями 388 и 389 НК РФ. Здесь важно выделить факт, какие налоги идут в местный бюджет, если уплачены они за право собственности земельного участка. Представленные законодательные акты определяют плательщиков. Сборы в бюджет должны вносить все физлица и ИП, имеющие во владении земельные участки на правах бессрочного или пожизненного наследуемого владения.
Объектами выступают все земельные участки, которые расположены в пределах муниципального образования с утвержденными сборами представленного характера. Не включены в список объектов местного земельного налога участки, которые признаны ценными культурными и археологическими наследиями, а также музеями-заповедниками. Сборы не взимаются с участков, находящихся в составе общего имущества многоквартирного дома.
Сборы устанавливаются в размере 0,3% от кадастровой стоимости для участков сельскохозяйственного назначения и объектов, которые принадлежат физическим лицам. ИП, использующие землю для своей деятельности, уплачивают сбор в размере 1,5% от кадастровой стоимости. Сбор оплачивается за целый год владения объектом до 1 декабря года последующего за расчетным периодом.
Какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным
Налоги – основной источник доходов государства. В налоговой системе РФ выделяют федеральные, региональные и местные налоги – в соответствии с уровнем бюджета, в который они зачисляются. Остановимся на каждой группе подробнее.
Контроль в сфере налогов, сборов и иных обязательных платежей осуществляет Федеральная налоговая служба
Налоги – обязательные безвозмездные платежи населения (физлиц и организаций) в бюджеты различных уровней.
С 1998 года главным документом, устанавливающим виды налогов в нашей стране, основания и порядок их уплаты, права, обязанности и ответственность участников налоговой системы, является Налоговый кодекс РФ (далее – НК).
Согласно ст. 12 по уровню управления выделяют федеральные, региональные и местные налоги.
Характеристика региональных налогов
Характеристика региональных налогов зависит от того или иного налога, введенного в действие на территории региона. В общем, каждому из видов допустимых к введению в рамках региона, характерно следующее:
1. Для налога на имущество юридического лица – занимает наиболее весомый пласт в системе регионального налогообложения. В среднем региональный бюджетный доход формируется за счет уплаты этого налога на 6% и более.
Налогоплательщики – юридические лица, на балансе которых имеется имущество, которое по налоговому законодательству расценивается как объект налогообложения.
Объектами в данном случае выступают для отечественных юридических лиц движимое и недвижимое имущество, которые по бухгалтерии учитываются как основные средства организации.
Для заграничных юридических лиц занимающихся хозяйственной деятельностью в России посредством представительств объектом признается движимое и недвижимое имущество, также являющееся основными средствами по бухгалтерской отчетности, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.
Если иностранное предприятие не осуществляет свою деятельность посредством представительств в РФ, то объект – недвижимое имущество в России, являющееся собственностью этой организации, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.
2. Для налога на игорный бизнес – налогоплательщиками выступают юридического лица или ИП, предпринимательская деятельность которых связана с извлечением доходов в сфере игорного бизнеса путем взимания платы за проведение азартных игр, пари и т.д.
Объектом налогообложения выступают столы, автоматы, признаваемые игровыми, а также кассы тотализатора или букмекерской конторы.
При этом срок регистрации 2 и более дня до дня установки (открытия конторы или тотализатора) по каждой отдельной единице.
Для регистрации налогоплательщику предстоит подать заявление, после рассмотрения которого выдается соответствующей единой формы свидетельство.
3. Транспортный налог является региональным, с характерными особенностями.
Так, объект налогообложения:
- механические транспортные средства;
- мотоциклы;
- мотороллеры и прочее, в том числе водные и воздушные судна, которые прошли регистрацию на территории РФ в порядке, определенном ее законодательством.
Налогоплательщиками являются физические лица, на чье имя произведена регистрация указанных объектов. Эта категория региональных налогов содержит достаточно большой список лиц, которым предоставлена льгота по уплате указанного налога.
Федеральные, региональные и местные налоги
Земельный налог носит местный характер и вводится в действие законодательными актами на муниципальном уровне (п. 1 ст. 387 НК РФ). Местные власти также вправе самостоятельно устанавливать сроки уплаты и действующие ставки налога.
Также от налога освобождены некоторые виды недвижимости: федеральные автодороги общего пользования, Б/у энергоэффективная недвижимость, недвижимость для добычи углеводородов.
Тому также есть объяснение: администрировать налогообложение такого имущества очень сложно. Площадь, количество комнат и собственников конкретной квартиры рассчитать не представляет труда – все данные есть в Едином государственном реестре недвижимости. Но вот тех же данных об общем имуществе в многоквартирном доме нет, поэтому было просто решено исключить это имущество из налогооблагаемого.
Такой вариант достаточно затратен и не всегда приносит большие преимущества, однако если этим не заниматься, из года в год сумма налога может незаметно вырасти до неприличных размеров», — разъяснил адвокат.
Из них лишь 2% перечисляются в федеральный бюджет. Остальные 18% принадлежат субъекту РФ, где функционирует предприятие.
Те налоги и сборы, которые поступают в федеральный бюджет, распределяются на основании решений федеральных органов власти.
Продолжительное время налог на имущество организаций распространялся как на недвижимое, так и на движимое имущество, в то время как налог на имущество физических лиц — только на недвижимость. Подобный разрыв в двух типовых налогах не один раз критиковали специалисты.
В целом чуть больше половины налоговых доходов Москвы идёт в бюджет города, остальная часть — в федеральный бюджет за счёт НДС и части налога на прибыль.
Однако далеко не все регионы оставляют себе более половины налоговых поступлений.
Чем налог на недвижимость отличается от налога на землю?
Прежде всего, отметим, что как такового налога на недвижимость нет – существует налог на землю и налог на имущество физлиц. В первую очередь разница заключается в объектах налогообложения.
Земельным налогом облагаются земельные наделы. Размер налога рассчитывается на основании кадастровой стоимости участка с учетом размера налоговой ставки, которую установили органы местного самоуправления.
Максимальная величина налоговой ставки, установленная на федеральном уровне, для участков земли, на которых возведено жилье или предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства и дачного строительства, составляет 0,3%. Максимальная ставка для других участков земли составляет 1,5%.
К примеру, в Москве в отношении земельных участков, предназначенных для подсобного хозяйства или дачного строительства, применяется ставка 0,25%, для участков с жилыми домами – 0,1%.
Налогом на имущество (то есть «налогом на недвижимость») облагаются такие объекты, как жилые дома и помещения, машино-места, гаражи, недостроенные здания и нежилые строения.
Величина налога также зависит от кадастровой стоимости и налоговой ставки, которую для этого вида имущества установили муниципальные власти, управляющие территорией нахождения недвижимости. Допустимая величина налоговой ставки для машино-мест, гаражей и жилой недвижимости составляет от нуля до 0,3%. Так, в Новосибирске действует ставка 0,1%, в некоторых городах Ставропольского края и Самарской области ставка для квартир и жилых домов равна 0,3%.
Кроме того, местные власти могут установить разную налоговую ставку на жилье в зависимости от его кадастровой стоимости. К примеру, в Москве в отношении жилья с кадастровой стоимостью до 10 миллионов рублей применяется ставка в 0,1%, 10-20 миллионов рублей – 0,15%, 20-50 миллионов рублей – 0,2%, 50-300 миллионов рублей – 0,3%.
Наказание за неуплату налогов
Неуплата или несвоевременная уплата имущественных налогов (земельного налога, налога на имущество физлиц), НДФЛ при совершении операций с недвижимостью (сдаче в аренду, продаже, дарении), согласно Налоговому кодексу, влечет ответственность в виде:
— Пени (статья 75 Налогового кодекса): сумма долга умножается на число дней просрочки и на 1/300 ставки рефинансирования;
— Штрафа за несвоевременную уплату налога (статья 122 Налогового кодекса) в размере 20% от неуплаченной суммы или 40% — при умышленной неуплате;
Граждане платят налоги на основании уведомления об оплате, которое налоговые органы должны направить не позже чем за 30 дней до срока платежа (срок платежа – 1 декабря). Если физлицо не получило такое уведомление до 1 ноября, до 31 декабря оно должно уведомить налоговый орган о том, что у него есть налогооблагаемые объекты.
Если человек не предоставил такой информации, с него могут взыскать штраф в сумме 20% от неуплаченного налога.
Если речь идет об уплате НДФЛ при совершении операций с недвижимостью (сдача в аренду, продажа, дарение), гражданин по окончании налогового периода не позже 30 апреля должен подать налоговую декларацию в форме 3-НДФЛ и не позже 15 июля уплатить положенный налог.
При неподаче или несвоевременной подаче налоговой декларации с физлица могут взыскать штраф в сумме 5% от неуплаченного налога на основании данной декларации за каждый полный и неполный месяц, начиная со дня, когда она должна была быть подана. При этом размер штрафа не может превышать 30% от указанной суммы и быть меньше 1000 рублей.
Уклонение от уплаты налогов в купном или особо крупном размере путем неподачи налоговой декларации или указания в документе неверных данных может повлечь уголовную ответственность. В этом случае крупным размером считается сумма налога, которая за период в пределах 3 финансовых лет подряд превышает 900 тысяч рублей, особо крупным размером – 4,5 миллиона рублей (если выполнены определенные условия).
Стоит помнить, что налоговые органы могут взыскать долги по налогам, штрафы и пени с физлица только по решению суда. Так, если гражданин не уплатил задолженность в сумме более 3 тысяч рублей, налоговые органы в течение шести месяцев с момента, когда сумма должна была быть уплачена, подают иск о взыскании долга в суд общей юрисдикции.
Если суд вынес решение о взыскании долга по налогам, но оно не исполняется, судебные приставы могут пойти на такие меры:
— взыскать долг за счет заработной платы неплательщика (при этом чиновники должны направить исполнительный документ его работодателю);
— взыскать долг за счет имущества неплательщика;
— запретить неплательщику выезжать за рубеж.