Изменения в декларации о плате за НВОС в 2023 году по приказу Минприроды №624.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в декларации о плате за НВОС в 2023 году по приказу Минприроды №624.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для организаций и ИП в 2023 году была введена новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Новая форма утверждена приказом Минприроды от 21.09.2022 № 624 и вводится в действие с 1 марта 2023 года. В обновленной декларации появился новый раздел 3.2 «Расчет суммы платы за размещение, в том числе, складирование побочных продуктов производства, признанных отходами». Соответственно, в декларацию были добавлены и новые строки – 026, 124–126, 136, 146, 156 и 186, в которых теперь нужно отражать показатели платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.

Коэффициенты платы за НВОС в 2022

В 2020 году за НВОС были установлены ставки, утвержденные в 2018 году, с умножением на 1,08. В текущем году в связи с пандемией COVID-19 и ухудшением положения экономики соответственно, норма не была повышена, осталась такой же. Минприроды сообщает, что ставки с 2003 года росли меньше, чем инфляция, в связи с этим было принято решение системного повышения, чтобы простимулировать мероприятия по охране природы. В 2022 году предлагают установить те же нормы 2018 года, но с учетом их умножения на коэффициент 1,17. Это значит, что по сравнению с текущим годом ставки вырастут на 8,5%.

Кроме того, изменения коснулись ставки по загрязняющему веществу “Пыль каменного угля”. В 2022 году предлагают установить ее на уровне 66,17 рублей за тонну с учетом коэффициента 1,085, который равен индексу роста цен за этот год.

За негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) платят организации и ИП, деятельность которых вредит природе:

  • выбросами в воздух от стационарных источников;
  • сбросами в водные объекты;
  • размещением отходов производства и потребления.

Что будет, если не заплатить или не отчитаться

За неуплату или просрочку платы за НВОС Росприроднадзор наказывает штрафами:

  • организации — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • ИП и должностные лица организаций — от 3 000 до 6000 руб.

Также за неполную уплату или просрочку платы за НВОС начисляются пени, начиная со следующего дня после установленного для уплаты срока:

  • по ежеквартальным авансам — с 21-го числа месяца, следующего за 1, 2 или 3 кварталом;
  • по годовому платежу — со 2 марта года, следующего за отчётным.

Авансовые платежи – как рассчитать и когда платить

Без изменений остались:

  • Срок внесения авансовых платежей: до 20 числа месяца, который следует за последним месяцем квартала отчетного периода;
  • Лица, обязанные вносить авансовые платежи.

Сроки внесения авансовых платежей до конца года:

  • За первое полугодие – 20 июля;
  • 9 месяцев – 20 октября;
  • За 2022 год (итоговый) – 1 марта 2023 года.

Способы определения размера авансового платежа (нужно указать при заполнении декларации):

  1. Четверть суммы платы (с учетом корректировки) за предыдущий год;
  2. Четверть суммы платы, для которой платежная база – это количество выбросов, сбросов в пределах НДВ, НДС, ВРВ, ВРС, лимитов на размещение отходов;
  3. Сумма, полученная при перемножении платежной базы, определённой на основе данных ПЭК о выбросах, сбросах либо размещенных отходах в предыдущем квартале, на ставки платы и коэффициенты.

Сроки сдачи платы и декларации

Субъекты малого и среднего предпринимательства:

  • до 1 марта каждого года вносят плату за НВОС за весь предыдущий год;
  • до 10 марта каждого года подают декларацию о плате за НВОС за весь предыдущий год.

Если предприятие не внесено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, порядок действий следующий:

  • до 20 апреля вносят квартальный авансовый платеж;
  • до 20 июля вносят квартальный авансовый платеж;
  • до 20 октября вносят квартальный авансовый платеж;
  • до 1 марта вносят оставшуюся сумму платы за предыдущий год;
  • до 10 марта подают декларацию о плате за НВОС за предыдущий год. (Статья 16.4 №7-ФЗ)

Как определить сумму вносимого аванса? С 2020 года таких способов три. Аванс можно определять, как:

  • ¼ платы за НВОС, подлежащих к уплате за предшествующий год;
  • ¼ платы, исчисленной исходя из объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, временно разрешенных выбросов (сбросов) или лимитов на размещение отходов производства и потребления;
  • произведение платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале, и соответствующих ставок платы за НВОС с применением предусмотренных законом коэффициентов.

Перечень документов, необходимый для оказания услуги:

  • Реквизиты предприятия.
  • Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего НВОС (при наличии).
  • Договора на вывоз всех видов отходов (с их дальнейшим размещением или утилизацией на лицензированном объекте).
  • Акты на вывоз (сдачу) отходов по договорам за отчетный год.
  • Отчет по инвентаризации стационарных источников выбросов
  • Раздел 7 программы ПЭК (планы графики контроля).
  • Платежные поручения об уплате авансовых платежей по НВОС за отчетный год (при наличии)

Кто должен платить за негативное воздействие за окружающую среду

Согласно статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» платить за негативное воздействие на окружающую среду обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых осуществляется хотя бы один из видов негативного воздействия на окружающую среду:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • Сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
  • Хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе передача отходов на захоронение.
Читайте также:  Из декрета в декрет в 2023 году без выхода на работу

Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставка рассчитывается собственными силами организации или сторонней организацией имеющей опыт. Расчет осуществляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением понижающих и повышающих коэффициентов, и суммирования полученных величин, согласно статьи 16.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».

С 1 января 2016 года (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

— коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
— коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
— коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
— коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
— коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
— коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

Так же с 1 января 2016 года, согласно изменениям (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются фактические затраты (в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду), на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ и отходов производства и потребления. К затратам на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы, произведенные в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

Изменения с 2020 года:

Для стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и НДТ (наилучшая доступная технология) при исчислении платы к ставкам такой платы с 1 января 2020 г. будут применяться следующие коэффициенты:
• коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС
• коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
• коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
• коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду[2], а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?

Обратите внимание, что плату за загрязнение окружающей среды в частных случаях называют экологическим сбором. Но это некорректное название, так как это два совершенно разных понятия. Экологический сбор должны платить только производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации. В данной статье речь будет идти именно о плате за загрязнение окружающей среды в 2022 году.

Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ПСН, ОСНО или ЕСХН.

Читайте также:  Программа «Молодая семья» в городе Ростов-на-Дону и Ростовской области

Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.

Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду с категорией опасности I–IV классов, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.

Поясним — регистрироваться при использовании объектов негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категориям опасности в Росприроднадзоре не надо. Например, на производстве образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений. Тогда такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).

Категории объектов, оказывающих НВОС

Негативное влияние на окружающую среду обычно оказывают определённые объекты, которые есть в собственности юрлица или ИП. По закону их необходимо внести в государственный реестр. Это требование прописано в ст. 69.2 N 7-ФЗ. При нарушении данного правила компания обязана заплатить штраф от 30 до 100 тысяч рублей.

До постановки на учёт предприятию присваивается класс (категория) опасности. Он определяется в зависимости от деятельности юрлица или ИП и того, насколько сильное воздействие на природу оказывает фирма.

Изменить категорию объекта можно по заявлению, к которому прикладываются актуализированные сведения об объекте. В течение 15-ти суток с момента получения заявки Росприроднадзор должен сообщить своё решение. Если категория опасности не была изменена, можно обжаловать решение, подав иск в суд.

Значительное негативное воздействие на окружающую среду

Умеренное негативное воздействие на окружающую среду

Незначительное негативное воздействие на окружающую среду

Минимальное негативное воздействие на окружающую среду

Популярные виды деятельности плательщиков за НВОС

Не всегда владелец бизнеса может определить, нужно ли ему задумываться об экоплатежах или нет. Попадать в категорию плательщиков могут разные предприятия, учреждения, организации. Чтобы облегчить задачу нашим потенциальным клиентам, мы составили небольшую подборку видов деятельности, которые чаще всего негативно влияют на окружающую среду. Если ваша компания занимается чем-то из списка ниже, скорее всего, вы попадаете в категорию плательщиков и вам необходим расчёт суммы платы за НВОС. Не забывайте, что внести средства необходимо до 1-го марта. Даже если вы сомневаетесь в том, попадаете ли в категорию плательщиков, лучше написать нам и уточнить. Консультация эколога у нас бесплатная!

Основаниями для взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:

1. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;

2. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ;

3. ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Расчет платы осуществляется в соответствии с:

1. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;

2. Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, зарегистрированные Минюстом 24.03.1993 г. № 90 (применяются в части не противоречащей Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344);

3. Приказом Ростехнадзора «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» от 12.09.2007 г. № 626.

Форма расчета платы и порядок ее заполнения утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы негативного воздействия на окружающую среду».

За несвоевременное внесение экологических платежей согласно КОАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 100 000 рублей (см. ст. 8.41) за каждый квартал последнего года. В п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ ограничена давность привлечения к административной ответственности. На организацию или индивидуального предпринимателя не может быть наложен административный штраф, если со дня совершения административного правонарушения прошло более одного года.

Выполнение работ по расчету экологических платежей и их согласованию организации могут произвести самостоятельно, но для этого необходимо знать нюансы природоохранного законодательства и составления экологической документации. Надёжнее и проще доверить это специалистам.

Сотрудничество с нами гарантирует Вам получение ценных рекомендаций, позволяющих снизить экологические платежи, избежать штрафных санкций надзорных органов и траты времени в очередях Росприроднадзора/ ДПИООС.

Мы рассчитаем экологические платежи для Вашего предприятия и согласуем в природоохранных органах качественно и в короткие сроки! А также выполним разработку и согласование иных экологических документов.

Поправки в основном коснулись расчета платы за наиболее распространенный вид негативного воздействия — размещение отходов.

В отличие от предыдущей редакции Приказа N 204 теперь включать в расчет платы необходимо только те отходы производства и потребления, которые образовались в отчетном периоде. Отходы, возникшие в предыдущих кварталах, в расчете не участвуют. То есть отходы, образованные в предыдущем отчетном периоде, но вывезенные для размещения или переработки только в текущем отчетном периоде, в отчет данного периода не включаются. Несмотря на это, несвоевременное размещение отходов предыдущих отчетных периодов (вывоз для захоронения из мест хранения) может привести к превышению установленных лимитов на размещение отходов и, как следствие, к уплате сверхлимитных платежей. Подобная ситуация может возникнуть, если в месте размещения отходов их оказывается больше, чем положено по лимиту на размещение отходов, выдаваемому территориальными органами Ростехнадзора. Дело в том, что указанный лимит предполагает размещение определенного объема отходов в конкретном месте на оговоренное время.

Читайте также:  Топ‑12 изменений для бухгалтера с 2023 года

Отметим, что отсутствие у организации утвержденного лимита на размещение отходов не освобождает ее от подачи расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако в этом случае вся масса отходов учитывается как сверхлимитная, а плата рассчитывается с применением повышающего коэффициента 5. Основанием является п. 6 Порядка определения платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632. Аналогичный подход применяется при размещении отходов в неустановленном месте. Ростехнадзор, проводя камеральную проверку, вправе пересчитать плату как за сверхлимитное размещение отходов.

В самом бланке расчета в разд. 4 «Размещение отходов производства и потребления» также произошли изменения. Общее число столбцов сократилось с 31 до 27, некоторые из них переименованы.

Кроме платы за отходы поправки затронули и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Так, при выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и при сбросах в водные объекты расчет больше не нужно подавать по каждому объекту негативного воздействия отдельно. Если разрешительная документация выдана не на отдельные загрязняющие объекты, а в целом на хозяйствующий субъект, отчетность по этим видам загрязнения объединяется в один расчет (п. 2 Общих положений Порядка).

В этом разделе расчета приводится информация о выбросах вредных веществ в атмосферу от передвижных объектов негативного воздействия. К таковым относятся автомобильные транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, передвижные дизель-генераторные установки и иные передвижные установки, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

Данный раздел заполняют организации и индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности любые из перечисленных транспортных средств и установок, а также получившие их в аренду или лизинг. Раздел 2 оформляется по каждому муниципальному образованию, на территории которого зарегистрированы указанные объекты. В отведенном поле ставится код ОКАТО того муниципального образования, в котором зарегистрированы данные передвижные объекты.

ОАО «Перевозки» владеет 10 микроавтобусами, которые признаются передвижными источниками выбросов в атмосферу. Поэтому организация обязана заполнить разд. 2 расчета. Так как все транспортные средства зарегистрированы в Москве, компания сдает один расчет.

В разд. 2 она вписывает код ОКАТО — 45280567000.

Плата за данный вид негативного воздействия рассчитывается в таблице. Ее величина зависит от типа и объема фактически израсходованного топлива. Теперь в таблице не нужно указывать регистрационный номер объекта, категорию и экологический класс автомобильной техники, так как эти столбцы исключены.

В столбце 1 ставится порядковый номер строки.

Данный раздел заполняют и сдают организации и индивидуальные предприниматели, в ходе деятельности которых образуются производственные или бытовые отходы. Поскольку пищевые отходы, бумага, использованные канцтовары и другой офисный мусор есть практически у всех, любая компания может быть признана плательщиком экологических платежей.

Наибольшие корректировки коснулись именно этого раздела расчета. Как и раньше, разд. 4 заполняется отдельно по каждому объекту размещения. Все операции с отходами отражаются в расчете за тот отчетный период, в котором данная операция была учтена.

Теперь регистрационный номер объекта размещения отходов указывается только в случае его присвоения. Присвоением таких номеров занимаются территориальные органы Ростехнадзора.

В разд. 4 обязательно приводятся следующие сведения:

  • номер, дата выдачи и срок действия лимита на размещение отходов;
  • наименование и фактический адрес объекта негативного воздействия;
  • характеристики объекта размещения отходов: находится в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия или за пределами данной зоны; является ли специализированным полигоном (промышленной площадкой), оборудованным в соответствии с установленными требованиями. Необходимо выбрать из предложенных вариантов и поставить отметку в соответствующем поле.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2020–2021 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Подробнее о периоде, на который этот документ распространяет свое действие, читайте в статье «Утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду».

См. также «Плату за НВОС можно зачесть или вернуть с 7 сентября».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *