Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологический сбор — кто его платит и как рассчитать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Размер ставок принят постановлением Правительства России №284 от 09.04.2016 года. С тех пор в него вносились изменения и дополнения. Для целей расчета все товары разделены на 54 условные группы. Каждая из них отличается степенью сложности утилизации продукции после срока использования. Чем сложнее переработка, тем выше размер ставки экологического сбора. Она устанавливается в рублях, фиксированной суммой за 1 тонну.
Базой для расчета экологического сбора служит определенная в правовых актах продукция и ее вес для утилизации в тоннах. Перечень товаров, на которые распространяется экосбор, прописан в постановлении Правительства 3721-Р от 31.12.2020 года. Согласно этому нормативу сбор исчисляют производители и импортеры следующих товарных групп:
- специальная и повседневная одежда, постельное белье, обувь, подушки, матрасы, ковры, шторы, трикотажные изделия из разных материалов;
- деревянная, картонная, бумажная тара и упаковка, бумага для офиса, бланки, удостоверения, книги, печатная продукция;
- продукты нефтепереработки (автомасла, солидол), автошины, пластмасса, синтетический каучук, резинотехнические изделия, зеркала, стекло;
- металлические ящики, бочки, обертка, и другая тара из черных металлов и алюминия;
- компьютерная техника и периферия, офисное оборудование, бытовая техника, телевизоры, мобильные телефоны, коммуникационное оборудование и другие средства связи;
- аккумуляторные батареи, бытовые электроприборы, лампы всех типов, холодильное оборудование, системы вентиляции и кондиционирования воздуха, электрическая проводка;
- расходные материалы для колесного и гусеничного транспорта – воздушные и масляные фильтры, прокладки, тормозные колодки.
Всего в перечне сотни видов продукции. Для удобства они поделены на группы, для каждой из которых установлена ставка экологического сбора. Росприроднадзор как оператор экосбора консультирует плательщиков по вопросам расчетов и заполнения декларации.
Как отразить экологический сбор в учёте
Экологический сбор можно отразить в бухучёте двумя способами:
- По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт «Расчёты по экосбору» .
- По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Выбранный способ закрепляют в учётной политике.
Счёт по дебету зависит от того, где используют товар или упаковку:
- Дт 20 «Основное производство»;
- Дт 23 «Вспомогательное производство»;
- Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или Дт 26 «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
- Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.
Новая декларация о плате за НВОС
Для организаций и ИП в 2023 году была введена новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Новая форма утверждена приказом Минприроды от 21.09.2022 № 624 и вводится в действие с 1 марта 2023 года. В обновленной декларации появился новый раздел 3.2 «Расчет суммы платы за размещение, в том числе, складирование побочных продуктов производства, признанных отходами». Соответственно, в декларацию были добавлены и новые строки – 026, 124–126, 136, 146, 156 и 186, в которых теперь нужно отражать показатели платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.
Сдавать декларацию обязаны компании, вносящие плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). К числу таких компаний относятся организации и ИП, осуществляющие (ст.ст. 16 и 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»):
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- любую деятельность, в результате которой образуются отходы;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Что из себя представляет экологический сбор
Всем известно, что все товары со временем теряют свои потребительские свойства и становятся отходами. Упаковка обычно сразу после использования единожды переходит в разряд отходов. Поэтому производитель или импортер должны задуматься о том, каким образом такие объекты будут уничтожаться.
Как уже было сказано выше, сделать это можно двумя способами, однако наиболее распространенным является второй. Компании не хотят иметь дело с утилизацией, поскольку это достаточно сложно и затратно. Нормативная база несовершенна, поэтому бизнесмены предпочитают не рисковать и не делать ошибок в этой сфере.
Поскольку заниматься утилизацией у бизнеса желания нет, был введен экологический сбор. По замыслу законотворцев он должен стимулировать компании и предпринимателей заниматься утилизацией самостоятельно.
Экосбор по состоянию на 2023 год должен уплачиваться по 54 группам товаров и упаковки. Все они перечислены в уже упомянутом постановлении Правительства №2970-р.
Рассчитывается сбор очень просто. Нужно перемножить между собой ставку сбора на массу утилизируемых отходов и норматив утилизации. Для некоторых позиций предусмотрена нулевая ставка, поэтому сумма сбора будет равна нулю.
Так же необходимо принять во внимание, что экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду – это два разных платежа и отчета.
Экологический сбор платится раз в год, его необходимо перечислить в бюджет до 15 апреля. Нельзя забывать, что в отношении данного сбора сроки не переносятся. Это означает, что если крайний срок уплаты выпадает на выходной день, то сделать перечисление нужно в предыдущий рабочий день.
Штрафы за неуплату экологического сбора
Росприроднадзор серьезно занимается выявлением и пресечением нижеперечисленных нарушений. В случае неуплаты экосбора, организация будет привлечена к административной ответственности по ст. 8.41.1 КоАП РФ и штрафу: для юридических лиц в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 500 000 рублей.
За непредставление или несвоевременное представление отчета проверяющие органы наложат на организацию Штраф в размере 70 000 – 150 000 рублей.
За представление отчетности в неполном объеме, либо отчетности с неверной информацией, штраф будет наложен в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 250 000 рублей.
Как изменится экологический сбор в 2022
4 октября 2021 на сайте РБК появилась информация об экологическом сборе 2022 года. Минприроды выдвинуло предложение о поднятии нормативов по обязательной утилизации на период 2022-2024 годов. Текущий норматив равен 10-45% в зависимости от вида товара или упаковки.
В 2022 году норматив хотят поднять до 100%. Данное предложение не оценили Минэкономразвития и Минсельхоз, поскольку резкие изменения вызовут быстрое поднятие цен на товары. Представители Минпромторга также выразили недовольство, полагая, что достичь показателя 100% утилизации невозможно.
Из-за того, что перечисленные ведомства не согласны с реформой, проект был отправлен на доработку. Возможно, по этой причине в наступающем году проект не вступит в силу. Правительство также может принять решение о плавном поднятии норматива в период с 2022 по 2025 год.
Благодаря реформе доходы государства увеличатся до 25 раз. На данный момент доходность от экосбора составляет 4 млрд рублей, при условии, что за него платят всего лишь 20 тысяч компаний России из 4 млн существующих. При поднятии нормативов их число возрастет, поскольку будет практически невозможно заниматься утилизацией самостоятельно.
Минпромторг заявил, что экосбор вырастет до 100 млрд, а Министерство природы ранее озвучило сумму 136 млрд в год. Все эти средства планируют направить на строительство мусороперерабатывающих предприятий и поддержку отрасли переработки и утилизации отходов.
Изучение законодательства о экологическом сборе в России
В России с 2023 года вводится экологический сбор на товары, которые могут наносить вред окружающей среде. Это новшество в законодательстве вызвало много вопросов у предпринимателей и потребителей. В этой статье мы рассмотрим, как рассчитать экологический сбор в России в 2023 году.
Первым шагом для рассчета экологического сбора является изучение законодательства о нем. В России экологический сбор устанавливается на товары, которые могут наносить вред окружающей среде. Это могут быть автомобили, бытовая техника, электроника и другие товары.
Сбор начисляется на каждый товар отдельно и зависит от его характеристик. Например, на автомобили с двигателями объемом более 2,5 литров сбор будет выше, чем на автомобили с меньшим объемом двигателя. Также сбор зависит от класса энергетической эффективности товара.
Для рассчета экологического сбора необходимо знать ставки, которые установлены законодательством. Они могут меняться в зависимости от категории товара и его характеристик. Например, на автомобили с двигателями объемом более 2,5 литров ставка может составлять до 200 тысяч рублей, а на автомобили с меньшим объемом двигателя – до 50 тысяч рублей.
Для рассчета экологического сбора необходимо знать также базу налогообложения. Она может быть разной для разных категорий товаров. Например, для автомобилей базой налогообложения может быть их стоимость, а для бытовой техники – ее мощность.
При рассчете экологического сбора необходимо учитывать также возможные льготы и скидки. Например, на автомобили, работающие на альтернативных источниках энергии, может быть установлена сниженная ставка экологического сбора.
Для рассчета экологического сбора необходимо также знать, кто будет уплачивать его – производитель или потребитель. В России экологический сбор уплачивается производителем товара, но он может быть включен в цену товара и перенесен на потребителя.
Важно отметить, что экологический сбор не является налогом, а является отдельной платой за использование природных ресурсов. Он не включается в налог на прибыль и не учитывается при расчете налога на добавленную стоимость.
В заключение, рассчитать экологический сбор в России в 2023 году можно, изучив законодательство о нем и зная ставки, базу налогообложения, возможные льготы и скидки, а также кто будет уплачивать этот сбор – производитель или потребитель. Экологический сбор не является налогом и не учитывается при расчете налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.
Рассмотрение международного опыта в области экологического налогообложения
В последние годы экологический налог стал одним из главных инструментов борьбы с загрязнением окружающей среды. В России экологический сбор введен с 2018 года, и с каждым годом его ставки увеличиваются. В 2023 году планируется внедрение новых правил расчета экологического сбора, которые будут учитывать международный опыт в области экологического налогообложения.
Международный опыт показывает, что экологический налог может быть эффективным инструментом для снижения выбросов вредных веществ в атмосферу и воду. Например, в Европейском союзе экологический налог введен в 1993 году, и с тех пор он стал одним из главных источников доходов государства. В США экологический налог введен на федеральном уровне, а также в некоторых штатах. В Китае экологический налог введен с 2018 года и уже привел к снижению выбросов вредных веществ.
Одним из главных преимуществ экологического налога является то, что он стимулирует компании к снижению выбросов вредных веществ. Компании, которые выбрасывают меньше вредных веществ, платят меньше налогов, что стимулирует их к экологически ответственному поведению. Кроме того, экологический налог может стать источником доходов для государства, что позволяет финансировать экологические программы и проекты.
В России экологический сбор введен с 2018 года и включает в себя ставки на выбросы вредных веществ в атмосферу и воду, а также на образование отходов. Ставки экологического сбора устанавливаются в зависимости от количества выбросов и отходов, а также от категории опасности вещества. В 2023 году планируется внедрение новых правил расчета экологического сбора, которые будут учитывать международный опыт в области экологического налогообложения.
Одним из главных изменений, которые будут внедрены в 2023 году, является увеличение ставок экологического сбора. Это связано с тем, что Россия обязалась снизить выбросы вредных веществ в атмосферу и воду в рамках Парижского соглашения. Увеличение ставок экологического сбора должно стимулировать компании к снижению выбросов вредных веществ.
Кроме того, в 2023 году планируется внедрение новых правил расчета экологического сбора, которые будут учитывать международный опыт в области экологического налогообложения. Например, в некоторых странах экологический налог устанавливается не только на выбросы вредных веществ, но и на потребление энергии и ресурсов. Такой подход позволяет стимулировать компании к экономии ресурсов и энергии, что также положительно влияет на окружающую среду.
В заключение, экологический налог является эффективным инструментом борьбы с загрязнением окружающей среды. Международный опыт показывает, что экологический налог может стать источником доходов для государства и стимулировать компании к экологически ответственному поведению. В России в 2023 году планируется внедрение новых правил расчета экологического сбора, которые будут учитывать международный опыт в области экологического налогообложения. Это должно способствовать снижению выбросов вредных веществ и улучшению состояния окружающей среды.
Разработка рекомендаций для предприятий по оптимизации расчета экологического сбора
В России с 2023 года вводится экологический сбор, который будет взиматься с предприятий за использование природных ресурсов. Этот сбор будет рассчитываться на основе экологических коэффициентов, которые будут устанавливаться для каждого вида ресурсов. Для предприятий это означает необходимость правильно рассчитывать экологический сбор, чтобы избежать штрафов и минимизировать затраты. В этой статье мы рассмотрим, какие рекомендации можно дать предприятиям по оптимизации расчета экологического сбора.
Первое, что необходимо сделать, это определить, какие природные ресурсы используются на предприятии. Для этого нужно провести анализ производственных процессов и выделить все виды ресурсов, которые используются. Это могут быть электроэнергия, вода, газ, нефть, древесина и т.д. Каждый вид ресурсов будет облагаться экологическим сбором в соответствии с установленным коэффициентом.
Далее необходимо определить объем потребления каждого вида ресурсов. Для этого можно использовать данные учета расходов на эти ресурсы за предыдущий год. Если таких данных нет, то нужно провести учет расходов на ресурсы в течение нескольких месяцев. Это позволит определить среднемесячный объем потребления каждого вида ресурсов.
После этого необходимо установить экологический коэффициент для каждого вида ресурсов. Этот коэффициент будет устанавливаться государством на основе экологических параметров каждого вида ресурсов. Например, для электроэнергии этот коэффициент может зависеть от источника производства электроэнергии (уголь, газ, ветроэнергия и т.д.), а для воды – от источника ее добычи (река, озеро, подземный источник и т.д.).
После того, как установлены экологические коэффициенты для каждого вида ресурсов, можно рассчитать экологический сбор. Для этого необходимо умножить объем потребления каждого вида ресурсов на соответствующий ему экологический коэффициент. Полученные значения нужно сложить, чтобы получить общую сумму экологического сбора.
Однако, чтобы оптимизировать расчет экологического сбора, необходимо учитывать возможность снижения потребления ресурсов. Для этого можно провести анализ производственных процессов и выявить возможности по снижению расходов на ресурсы. Например, можно заменить устаревшее оборудование на более эффективное, использовать энергосберегающие технологии, снизить потребление воды и т.д. Это позволит не только снизить экологический сбор, но и сократить затраты на производство.
Также необходимо учитывать возможность получения льготных условий при расчете экологического сбора. Например, предприятия, которые используют возобновляемые источники энергии, могут получать скидки на экологический сбор. Также могут быть установлены льготные условия для предприятий, которые внедряют энергосберегающие технологии или снижают выбросы вредных веществ в атмосферу.
В заключение, можно сказать, что правильный расчет экологического сбора является важным элементом экологической ответственности предприятий. Для этого необходимо провести анализ производственных процессов, определить объем потребления каждого вида ресурсов, установить экологические коэффициенты и рассчитать экологический сбор. Однако, чтобы оптимизировать расчет экологического сбора, необходимо учитывать возможности по снижению потребления ресурсов и получению льготных условий. Все это позволит предприятиям не только соблюдать экологические нормы, но и сократить затраты на производство.
Где найти информацию о реквизитах?
Для оплаты экологического сбора в 2023 году вам необходимо знать правильные реквизиты плательщика. Информацию о реквизитах можно найти на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ. Для этого нужно перейти на страницу Платежные поручения, затем выбрать Оплата экологического сбора, после чего вы увидите актуальную информацию о реквизитах.
Если вы не имеете доступа к интернету, то вы можете обратиться в офис Федеральной налоговой службы РФ в вашем городе. Сотрудники налоговой помогут вам получить необходимую информацию и правильно заполнить платежное поручение.
Также важно отметить, что информация о реквизитах может изменяться со временем, поэтому рекомендуется проверять актуальность данных перед оплатой экологического сбора.
Какие реквизиты нужны для физических лиц?
В 2023 году физические лица, которые хотят оплатить экологический сбор, должны иметь следующие реквизиты:
- ИНН — индивидуальный номер налогоплательщика, который необходим для идентификации физического лица;
- Банковскую карту или электронный кошелек — это основной метод оплаты экологического сбора, который позволяет быстро, удобно и безопасно производить онлайн-платежи;
- Номер договора — для тех, кто заключил договор на регулярные платежи, необходимо его указать при оплате экологического сбора;
- Документы, подтверждающие право собственности на ТС — это могут быть различные документы, например, Свидетельство о регистрации ТС, ПТС и другие.
При оплате экологического сбора физические лица должны быть внимательны и точно указывать все реквизиты. Это поможет избежать ошибок и ускорит процесс платежа.
Что нового в проекте «Экономика замкнутого цикла»
Старт федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» стал причиной ряда изменений в природоохранном законодательстве на 2023 год. Они связаны с учетом вторичных ресурсов и вторсырья и с побочными продуктами производства.
Добавлена в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» статья 51.1. Вступает в силу с 1.03.2023. Она определяет, что такое побочные продукты производства и регулирует требования об их обращении и учете.
Согласно закону, что побочными продуктами могут быть вещество или предмет, который сам не является целью производственного процесса, но образуется при изготовлении основной продукции. Он может быть в дальнейшем использован как сырье или потребительские товары. Отходами они будут считаться, если размещаются на полигоне и/или в течение трех лет им не нашли применения в производстве или не передали как сырье либо продукцию третьим лицам.
Двумя новыми понятиями стали вторичные ресурсы и вторсырье. Законодательством предусмотрено их раздельное накопление на площадках ТКО и сдача в специализированные места сбора.
Плательщиками экологического налога при наличии объектов налогообложения являются:
– организации;
– индивидуальные предприниматели.
Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства признаются собственники отходов производства (ст. 246 НК).
Плательщиками экологического налога не признаются бюджетные организации, за исключением бюджетных организаций, которые признаются плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случаях приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения.
Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (п. 1 ст. 251 НК).
Сумма экологического налога за транспортировку по территории РБ магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом исчисляется путем деления произведения налоговой базы и ставки экологического налога на 100 (абз. 5 п. 3 Указа № 9).
Сумма экологического налога может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброса сточных вод в окружающую среду, хранения отходов производства, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, и соответствующих ставок экологического налога (п. 3 ст. 251 НК).
В случаях, установленных п. 5 ст. 251 НК, сумма исчисленного экологического налога уменьшается.
Напомним: это случаи капвложений в строительство, реконструкцию определенных природоохранных объектов (за исключением капвложений из бюджета).
Ставки экологического налога в 2023 году
Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (приложение 7 к НК)
Ставка налога, руб. |
|
За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суммарно за 1 тонну веществ: |
|
второго класса опасности |
1234,67 |
третьего класса опасности |
408,16 |
четвертого класса опасности, а также для которых не определены классы опасности |
202,81 |