Вторая категория по гражданской обороне что это значит

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вторая категория по гражданской обороне что это значит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Уполномоченный орган самостоятельно оценивает статус предприятия, после чему ему присваивается или не присваивается категория объекта по гражданской обороне, сама компания в этом процессе участия не принимает. По факту вынесения решения в компанию в течение месяца с момента принятия решения направляют уведомление о вхождении лица в классификацию по ГО.

Обязанности юрлиц, которые вошли в классификацию по ГО

Юридические лица, имеющие категории предприятий по гражданской обороне, обязаны:

  1. Создавать специальные подразделения, в обязанности которых входит проведение мероприятий по ГО.
  2. Создавать внештатные аварийно-спасательные формирования — это требуется от отдельных видов категорийных лиц. К таким относятся лица, в чьем ведении находятся опасные объекты, например радиационно опасные объекты или гидротехнические сооружения, а их деятельность связана с особыми рисками возникновения аварийных ситуаций.
  3. Иметь локальные системы оповещения. Это требование актуально только для отдельных лиц — тех же, которые обязаны иметь аварийно-спасательные формирования.

Приказ МЧС РФ от 28.11.2016 № 632

  • Приложение к Приказу МЧС России
  • от 28 ноября 2016 года № 632
  • Показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне
№ п/п Виды экономической деятельности Наименование организации по видам экономической деятельности Значение показателей
организации особой важности организации первой категории организации второй категории
основные показатели Дополнительные показатели организаций основные показатели Дополнительные показатели организаций основные показатели Дополнительные показатели организаций
объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд и военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) объем выпускаемой продукции (работ, услуг) дня государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. СЕЛЬСКОЕ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА сельскохозяйственные организации, охотничьи и лесные хозяйства свыше 0,5 / 0,2 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
2. РЫБОЛОВСТВО рыболовецкие организации свыше 10 тыс. т от 5 до 10 тыс. т
3. ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ организации топливно-энергетического комплекса а) свыше 1 млн. т угля б) свыше 5 млн. т нефти в) свыше 20 млрд. куб. м газа г) свыше 6 млн. т породы (полезных ископаемых) свыше 0,5 / 0,34 а) от 0,5 до 1 млн. т угля б) от 1 до 5 млн. т нефти в) от 10 до 20 млрд. куб. м газа г) от 3 до 6 млн. т породы (полезных ископаемых) от 0,2 до 0,5 / от 0,13 до 0,34
организации по добыче полезных ископаемых, кроме организаций топливно-энергетического комплекса свыше 6 млн. т от 3 до 6 млн. т
организации по добыче драгоценных металлов (камней) свыше 20 т золота и (или) 25 т серебра, также драгоценных камней в количестве, равном денежному эквиваленту серебра от 10 до 20 т золота н (или) от 20 до 25 т серебра, также драгоценных камней в количестве, равном денежному эквиваленту серебра
организации по сжижению регазификации природного газа для транспортирования переработка свыше 10,0 млрд. куб. м газа свыше 0,5 / 0,2 переработка от 3,0 до 10,0 млрд. куб. м газа от 0,3 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по извлечению гелия и сероводорода свыше 2,0 млрд. куб. м от 1,0 до 2,0 млрд. куб. м
4. ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА организации по производству пищевых продуктов, включая напитки а) свыше 5 тыс. т пищевых продуктов б) свыше 10 млн. литров напитков а) от 3 до 5 тыс. т пищевых продуктов б) от 5 до 10 млн. литров напитков
организации по обработке древесины и производству изделий из дерева свыше 0,5 / 0,2 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности свыше 3,5/0,5 от 0,5 до 3,5 / от 0,2 до 0,5 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по производству кокса и нефтепродуктов свыше 10 млн. т продукции от 5 до 10 млн. т продукции до 5 млн. т продукции
организации химического производства свыше 2,5/1,6 от 0,5 до 2,5 / от 0,34 до 1,6 от 0,2 до 0,5 / от 0,13 до 0,34
организации металлургического производства и производства готовых металлических изделий свыше 5,0/2,0 свыше 100 тыс. т от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 15 до 100 ты с. т ОТ 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по производству машин и оборудования свыше 5,0/2,0 от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования свыше 5,0/2,0 от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по производству транспортных средств и оборудования свыше 5,0/2,0 от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ, ГАЗОМ И ПАРОМ организации по производству электроэнергии (ГРЭС, ТЭЦ, ТЭС, ГЭС, АЭС) а) свыше 1,2 млрд. кВт-ч в год б) свыше 500 тыс. куб. м воды в сутки свыше 5,0/2,0
  1. а) установленной мощностью свыше 1200 МВт
  2. б) напор воды 100 м п более
  3. в) наличие ядерного реактора
а) от 0,6 до 1,2 млрд. кВт-ч в год б) переработка свыше 10 млрд. куб. м газа в) хранение свыше 2,5 млрд. куб. м газа. г) перекачка свыше 100 млрд. куб. м газа д) от 200 до 500 тыс. куб. м воды в сутки от 0,5 до 5,0 / от 0,34 до 2,0 а) установленной мощностью от 600 до 1200 МВт б) напор воды от 50 до 100 м а) от 0,3 до 0,6 млрд. кВт-ч в год б) переработка от 5 до 10 млрд. куб. м газа в) хранение от 2 до 2,5 млрд. куб. м газа г) перекачка от 50 до 100 млрд. куб. м газа д) от 50 до 200 тыс. куб. м воды в сутки от 0,2 до 0,5/от 0,13 до 0,34 а) установленной мощностью от 300 до 600 МВт
организации по производству, распределению пара и горячен воды (тепловой энергии) установленной тепловой мощностью свыше 3000 Гкал/ч установленной тепловой мощностью от 2000 до 3000 Гкал/ч установленной тепловой мощностью от 500 до 2000 Гкал/ч
организации по реализации электроэнергии (сбытовые компании) объем реализации электроэнергии свыше 20 000 млн. кВт ч свыше 1,0 сбытовая компания является гарантирующим поставщиком электроэнергии объем реализации электроэнергии от 10 000 до 20 000 мл и. кВт-ч от 0,2 до 1,0 сбытовая компания является гарантирующим поставщиком электроэнергии
6. СТРОИТЕЛЬСТВО строительные организации свыше 0,5 / 0,2 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
7. ТРАНСПОРТ, СВЯЗЬ И ХРАНЕНИЕ организации транспорта и связи свыше 5,0 / 2,0 от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
железнодорожные станции внеклассные 1 класса 2 класса
организации трубопроводного транспорта а) транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов (конденсат газовый и газоконденсатная смесь) свыше 300,0 тыс. куб. м б) транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки свыше 100,0 млрд. куб. м а) транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов (конденсат газовый и газоконденсатная смесь) от 100,0 до 300,0 тыс. куб. м б) транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки от 50,0 до 100,0 млрд. куб. м
организации по транспортировке нефти и нефтепродуктов свыше 0,5/0,3 площадные объекты с резервуарным парком нефти и нефтепродуктов свыше 500 тыс. т от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,3 площадные объекты с резервуарным парком нефти и нефтепродуктов свыше 500 тыс. т
организации складского хозяйства и вспомогательной транспортной деятельности а) хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки свыше 300,0 тыс. куб. м б) хранение и складирование газа н продуктов его переработки свыше 2,5 млрд. куб. м свыше 0,4/0,2 а) храпение и складирование нефти и продуктов ее переработки от 100,0 до 300,0 тыс. куб. м б) хранение и складирование газа и продуктов его переработки от 2,0 до 2,5 млрд. куб. м от 0,2 до 0,4 / от 0,1 до 0,2
организации топливно-энергетического комплекса а) транспортирование по трубопроводам газа свыше 100 млрд. куб. м б) транспортирование по трубопроводам продуктов переработки газа свыше 300 тыс. куб. м а) транспортирование по трубопроводам газа от 50 до 100 млрд. куб. м б) транспортирование по трубопроводам продуктов переработки газа от 100 до 300 тыс. куб. м
8. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ финансовые организации уставный капитал свыше 50 млрд. руб. уставный капитал от 30 до 50 млрд. руб. уставный капитал от 20 до 30 млрд. руб.
9. ОБРАЗОВАНИЕ образовательные организации свыше 0,5 / 0,2 выпускников свыше 1,5 тыс. чел. в год от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 выпускников от 0,2 до 1,5 тыс. чел. в год
10. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ организации со стационаром круглосуточного пребывания свыше 2,0 / 1,0 свыше 1000 штатных коек* от 1 до 2 / от 0,5 до 1 от 500 до 1000 штатных коек*
организации осуществляющие подготовку (переподготовку) медицинских и фармацевтических специалистов свыше 2,0 / 1,0 выпускников свыше 1,5 тыс. чел. в год от 1,0 до 2,0 / от 0,5 до 1,0 выпускников от 0,5 до 1,5 тыс. чел. в год
Читайте также:  ЗА КАКИЕ ОШИБКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ККТ ШТРАФУЮТ НАЛОГОВИКИ

Принципы классификации

Они установлены в постановлении №804, категорию получают юрлица и ИП:

То есть категория присваивается юрлицам, имеющим большое значение непосредственно для гражданской обороны или для обеспечения ее материального базиса.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать обучение по гражданской обороне в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.

В законодательстве не упомянут такой термин, как категория объекта по гражданской обороне, есть мобилизационные здания и культурные объекты, они отдельно не классифицируются. Если под объектом понимать саму организацию, то категорий три:

Порядок отнесения к той или другой категории зависит от конкретных обстоятельств, при этом учитывается местоположение, численность работников, объем выпускаемой продукции и другие факторы.

Существует деление территорий по ГО:

В письме МЧС России в письме от 29.05.2020 N 11-15-1811 разъясняется следующее.

Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 года N 804дсп «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения», приказом МЧС России от 28 ноября 2016 года N 632дсп «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 7 июня 2018 года N 244дсп, а также методическими рекомендациями по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденными заместителем Министра А.П.Чуприяном от 11 ноября 2016 года N 2-4-71-69-11дсп.

В силу требований п.4 Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 N 804, отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне (далее — показатели). Показатели устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями. Категория по гражданской обороне устанавливается для организации по наивысшему показателю ее обособленных подразделений вне зависимости от ее месторасположения.

При этом организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или которые находятся в их сфере ведения, представляют сведения, предусмотренные показателями, и предложения об установлении категории по гражданской обороне в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.

В силу требований абз.2 п.5 Правил N 804 организации, деятельность которых не связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и которые не находятся в сфере их ведения, представляют сведения, предусмотренные показателями, и предложения об установлении категории по гражданской обороне в органы местного самоуправления, осуществляющие мероприятия по гражданской обороне на территории муниципального образования, где указанные организации осуществляют свою деятельность.

Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления, или которые находятся в сфере их ведения, а также организаций, предусмотренных абзацем вторым пункта 5 настоящих Правил, к категориям по гражданской обороне.

Федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и государственные компании по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждают перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний или которые находятся в сфере их ведения, и направляют в месячный срок со дня его утверждения выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, об указанных организациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся эти организации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждают перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или которые находятся в сфере их ведения, а также организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления, или которые находятся в сфере их ведения, и организаций, предусмотренных абзацем вторым пункта 5 настоящих Правил, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и направляют в месячный срок со дня его утверждения выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, об указанных организациях, а также выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, утвержденного федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями, органам местного самоуправления и в главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации.

В случае изменения показателей сведения об организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в месячный срок направляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании, органы исполнительной власти субъектов Российской Федераций или органы местного самоуправления, формировавшие предложения об установлении организациям категорий по гражданской обороне.

В силу требований п.10 Правил N 804 уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет, в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.

Федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сообщают указанным организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне в месячный срок со дня утверждения перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

Как видим, в соответствии с абз.8 ст.1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и п.5 Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 года N 804, информация об организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в соответствии со сферой их ведения находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации после утверждения перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в месячный срок сообщают организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне.

Читайте также:  Как лучше зарегистрировать дачный дом как жилой или нежилой 2023 год

Между тем, инициатива об установлении категории по гражданской обороне в силу требований п.5 и п.10 Правил N 804 должна исходить от организации как при первоначальном отнесении организации к категории по гражданской обороне, так и при последующем уточнении перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

Отметим также, что МЧС России в письме от 29.05.2020 N 11-15-1811 разъясняет, что для получения информации, касающейся отнесения организации к категориям по гражданской обороне, необходимо обращаться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации.

Документы общего характера

Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, которым утверждено Положение о подготовке населения в области гражданской обороны, организация, независимо от организационно-правовой формы должна проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с работниками, которые приняты впервые. В связи с этим, руководитель организации путем издания приказа должен назначить лицо, ответственное за проведение вводного инструктажа (как правило это лицо обученное), утвердить программу и завести журнал.

Кроме этого, начиная с 01.01.2021 г., Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485, которым также утверждено Положение о подготовке граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязывает также руководителя организации обеспечить подготовку своих работников, путем проведения инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях. Инструктаж должен проводиться в течение первого месяца работы с даты приема на работу, далее не реже 1 раза в год. Также работодатель обеспечивает участие в учениях и тренировках. В связи с этим, руководитель организации определяет ответственное лицо и утверждает программу приказом, а также заводит соответствующий журнал.

Перечень документов общего характера Регламентирующий
НПА РФ
Для проведения вводного инструктажа необходимы:

— Приказ;

— Программа;

— журнал.

Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 841

«Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны»

Для проведения ежегодного инструктажа, который введен с 01.01.2021 г., необходимы:

— Приказ;

— Программа;

— журнал.

Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Письмо МЧС России от 27.10.2020 N ИВ-11-85 «О примерном Порядке реализации инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях».

Гражданская оборона и защита от ЧС

Согласно требованиям законодательства РФ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС), любое юридическое лицо, особенно хозяйствующие субъекты, обязаны выполнять мероприятия по планированию действий работников, по подготовке к эвакуации персонала и предупреждению чрезвычайных ситуаций или на случай военных действий (мероприятия по ГО и ЧС).

Для человека не имеющего опыта в области ГО и ЧС, неожиданное задание руководства по срочному решению вопроса в области ГО и ЧС, может стать не простым испытанием. Так как подобные случаи не редки, мы составили для вас перечень основных задач при разработке документов по ГО и ЧС в организации.

Мероприятия по ГО и ЧС, которые следует в итоге выполнить и которые проверяются органами государственного надзора, могут отличаться для каждого отдельно взятого юридического лица. На объем требований по ГО и ЧС со стороны государства влияют следующие факторы:

Как уточнить статус ГО

Перечислим перечень ограничений, с которыми вы столкнетесь, решив самостоятельно ответить на вопрос, как узнать категорию по ГО и ЧС для своего предприятия:

  • перечень таких предприятий закрыт, он содержит военную тайну;
  • список не опубликован на сайте МЧС или субъекта РФ;
  • органы исполнительной власти региона координируют и проводят категоризацию на основе постановления № 804, методических рекомендаций № 2-4-71-69-11 от 11.11.2016 (письмо ГУ МЧС России по г. Москве № 817-1-1-8 от 22.06.2017);
  • органы местной исполнительной власти после обновления списков категорированных предприятий в течение месяца доводят их до органов исполнительной власти субъектов.

Письмо МЧС России от 29 мая 2020 г. N 11-15-1811 Об отнесении организаций к категориям по гражданской обороне

Прошу разъяснить, действуют ли в настоящее время следующие нормативные документы:

1. Постановление Правительства от 16.08.2016 N 806 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по ГО в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения»;

2. Приказ МЧС от 16.08.2016 г. N 632 «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по ГО»;

3. Методические рекомендации по отнесению организаций к категориям по ГО N 2-4-71-69-11, утв. заместителем министра МЧС А.П. Чуприяном 11.11.2016.

Действительно ли данные документы имеют гриф «для служебного пользования» (т.е. содержат информацию ограниченного доступа), и если это так, как узнать, «подпадает» ли организация (например, коммерческое предприятие) под категорию по ГО? Или категорирование по ГО касается только организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов государственной власти различного уровня, гос. корпораций и компаний?

Т.е. прошу разъяснить, какие именно организации категорируются по ГО и каким образом руководителю можно получить информацию, относится ли его организация к категории по ГО?

Ваше обращение, поступившее в МЧС России от 26 мая 2020 г. N ГИ-6179, рассмотрено и сообщается следующее.

Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804дсп «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения», приказом МЧС России от 28 ноября 2016 г. N 632дсп «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 7 июня 2018 г. N 244дсп, а также методическими рекомендациями по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденными заместителем Министра А.П. Чуприяном от 11 ноября 2016 г. N 2-4-71-69-11дсп.

В соответствии с абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и п. 5 Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804, информация об организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в соответствии со сферой их ведения находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации после утверждения перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в месячный срок сообщают организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне.

Для получения информации, касающейся отнесения организации к категориям по гражданской обороне, Вам необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации.

Директор Департамента
гражданской обороны и
защиты населения
О.Л. Мануйло

Обязанности категорированных МЧС юрлиц

От статуса предприятия зависит работа многих служб и систем. Организации с категорией по ГО создают и поддерживают в готовности:

Такие организации имеют специальный штат работников:

Численность работающих Количество освобожденных работников ГО, человек
До 500 человек 1
От 501 до 2000 человек 2-3
От 2001 до 5000 3-4
Свыше 5001 5-6

Приведены возможные наименования должностей: специалист по ГО, по защите в чрезвычайных ситуациях, по гражданской защите, по ГО и защите в ЧС, начальник отдела ГО и ЧС и т. д. В документе обозначена основная цель работы — подготовка работников и активов предприятия, производственных фондов к ситуации военного времени и ЧС, защита от опасностей таких форс-мажорных обстоятельств. Эти требования обязательны для работников на предприятиях с присвоенной категорией.

Современный перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне:

  • Предприятия, обладающие мобилизационным заказом.
  • Объекты с повышенным уровнем опасности при ЧС и во время войны.
  • Организации с высокой культурной ценностью.
  • Источник: Постановление Правительства Российской Федерации от 2016 года.
  • Категорирование предприятий по гражданской обороне проводится в точном соответствии с показателями, с помощью которых определяется их важная роль в экономике.
  • Также учитывается ряд следующих условий:
  1. Степень существующей опасности внезапного возникновения ЧС.
  2. Место нахождения организации.
  3. Значимость компании как уникального объекта.

Категорирование по гражданской обороне

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Главная / Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Читайте также:  Как получить льготы на электричество в сельской местности, если нет газа

Категорирование по гражданской обороне – это классификация территорий (по группам) и организаций (по категориям) в зависимости от их оборонной, экономической и административно-политической значимости для безопасности и обороны страны.

Категорирование включает отнесение территорий к группам по гражданской обороне и категорирование объектов по гражданской обороне.

Осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объёме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территории в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне. К особой группе территории по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

  • численность населения превышает 1 млн. человек;
  • численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
  • более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

  • численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек;
  • численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
  • более 30 процентов населения либо территории городов попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения и катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

  • численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек;
  • численность населения составляет от 50 тыс. до 250 тыс. человек и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
  • менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований. Организации относятся к организациям особой важности, к первой или второй категории по гражданской обороне в зависимости от экономического и оборонного значения.

Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне являются:

  • численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;
  • объём выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том II (К–О); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2007.

Последние поправки в законах по ГО и ЧС для организаций

4 ноября 2022 года вышел новый закон N 417-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гражданской обороне» и статьи 1 и 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который вступает в силу с 04.05.2023.

Статья 1, содержащая в основном разные определения, дополняется расшифровкой смысла двух словосочетаний:

— «системы оповещения населения»;

— «оповещение населения»

Далее текст дополнен абзацами о том, что технические системы оповещения нужно реконструировать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию. То же относится к другим объектам гражданской обороны, например, к защитным сооружениям.

Из части 8 ст.1 исключены слова «а также при ведении военных действий или вследствие этих действий», приведены дополнения фраз, выглядящих ранее неоконченными.

На основании каких законов предоставляется обучение по гражданской обороне

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от N 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществляют в числе прочего подготовку своих работников в области гражданской обороны.

За невыполнение требований и мероприятий по подготовке к защите и по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (в области гражданской обороны) частью 2 статьи 20. 7 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа:

  • должностных лиц — в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Таким образом, руководители организаций относятся к лицам, обязанным пройти подготовку в области гражданской обороны.

Как проходит курс обучения

Дистанционное обучение позволит вам пройти курс в удобном режиме. Для этого не придется брать отгулы на работе и тратить время на поездки. Оставьте заявку на сайте, и в течение 15-ти минут с вами свяжется наш специалист, который проконсультирует по всем интересующим вас вопросам, включая стоимость обучения по гражданской обороне

После зачисления на курс Вы получаете доступ к учебным материалам, которые за 36 часов ознакомят Вас с теоретическими и практическими аспектами в области гражданской обороны и действий в чрезвычайных ситуациях в рамках учебной программы, утвержденной директором ООО ОЦ «СИГМА». Если в ходе ознакомления с ними у Вас будут возникать вопросы, всегда можно получить консультацию квалифицированных преподавателей нашего учебного центра. Качество полученных знаний и степень усвоения материала в процессе обучения проверяется тестированием. В случае успешного прохождения итоговой аттестации в форме тестирования обучающемуся выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Порядок проведения инструктажа по действиям работодателей и работников в чрезвычайных ситуациях

Инструктаж по ЧС обычно совмещают с вводным инструктажем по ГО, который проводится при приеме сотрудника на работу.

Инструктаж по ЧС – это форма подготовки работников в области формирования правильности и согласованости действий на территории предприятия, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Специалист, ответственный за проведение инструктажа по действиям в режиме ЧС, назначается приказом руководителя.

Кто имеет право и обязан проводить данный инструктаж:

  • работник предприятия, уполномоченный на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

  • руководитель занятий по ЧС

  • непосредственный руководитель организации после прохождения им соответствующей подготовки

Такой инструктаж знакомит новых работников с наиболее вероятными опасностями, которые возникают при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Работнику объясняются способы защиты от опасностей, которые могут возникнуть при ЧС природного и техногенного характера и правила поведения и действий при возникновении ЧС.

Инструктаж по действиям в режиме ЧС проводят для:

  • новых сотрудников, независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства;

  • лиц, командированных в организацию на срок более 30 календарных дней.

Кому и что рассказать на вводном инструктаже по ГО

Важно

Информацию о новых сотрудниках и командированных лицах ответственному предоставляет кадровик в течение семи дней с даты, как они начали работу

Вводный инструктаж проводят с новыми сотрудниками и людьми, которых командировали в организацию более чем на 30 календарных дней. Проинструктировать работников нужно в течение 30 календарных дней с даты приема на работу или прибытия в командировку (пп. 1.5 и 1.6 Порядка).

Конкретная формулировка по срокам появилась только в 2020 году в Порядке, приложенном к письму МЧС от 27.02.2020 № 11-7-605. В нормативном документе 2017 года указано, что инструктаж проводят с вновь принятыми работниками в течение первого месяца (постановление Правительства от 19.04.2017 № 410). Письмо МЧС не нормативный документ, его подготовили с целью разъяснения действующих норм. Но на практике рекомендуем использовать указания из письма: они конкретнее, при этом не противоречат формулировке в нормативном документе.

Эффективный инструктаж состоит из лекционной и практической части. Расскажите о чрезвычайных ситуациях, которые характерны для вашего региона, и производственной деятельности предприятия. Например, природные пожары, половодья и паводки, шквалистый ветер, сильный туман, метель, аварии на коммунальных системах, аварии с выбросами опасных химических веществ, взрывы и т. п.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *