Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вторая категория по гражданской обороне что это значит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уполномоченный орган самостоятельно оценивает статус предприятия, после чему ему присваивается или не присваивается категория объекта по гражданской обороне, сама компания в этом процессе участия не принимает. По факту вынесения решения в компанию в течение месяца с момента принятия решения направляют уведомление о вхождении лица в классификацию по ГО.
Обязанности юрлиц, которые вошли в классификацию по ГО
Юридические лица, имеющие категории предприятий по гражданской обороне, обязаны:
- Создавать специальные подразделения, в обязанности которых входит проведение мероприятий по ГО.
- Создавать внештатные аварийно-спасательные формирования — это требуется от отдельных видов категорийных лиц. К таким относятся лица, в чьем ведении находятся опасные объекты, например радиационно опасные объекты или гидротехнические сооружения, а их деятельность связана с особыми рисками возникновения аварийных ситуаций.
- Иметь локальные системы оповещения. Это требование актуально только для отдельных лиц — тех же, которые обязаны иметь аварийно-спасательные формирования.
Приказ МЧС РФ от 28.11.2016 № 632
- Приложение к Приказу МЧС России
- от 28 ноября 2016 года № 632
- Показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне
№ п/п | Виды экономической деятельности | Наименование организации по видам экономической деятельности | Значение показателей | ||||||||
организации особой важности | организации первой категории | организации второй категории | |||||||||
основные показатели | Дополнительные показатели организаций | основные показатели | Дополнительные показатели организаций | основные показатели | Дополнительные показатели организаций | ||||||
объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд и военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год | численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) | объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год | численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) | объем выпускаемой продукции (работ, услуг) дня государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год | численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. | СЕЛЬСКОЕ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА | сельскохозяйственные организации, охотничьи и лесные хозяйства | свыше 0,5 / 0,2 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | |||||||
2. | РЫБОЛОВСТВО | рыболовецкие организации | свыше 10 тыс. т | от 5 до 10 тыс. т | |||||||
3. | ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | организации топливно-энергетического комплекса | а) свыше 1 млн. т угля б) свыше 5 млн. т нефти в) свыше 20 млрд. куб. м газа г) свыше 6 млн. т породы (полезных ископаемых) | свыше 0,5 / 0,34 | а) от 0,5 до 1 млн. т угля б) от 1 до 5 млн. т нефти в) от 10 до 20 млрд. куб. м газа г) от 3 до 6 млн. т породы (полезных ископаемых) | от 0,2 до 0,5 / от 0,13 до 0,34 | |||||
организации по добыче полезных ископаемых, кроме организаций топливно-энергетического комплекса | свыше 6 млн. т | от 3 до 6 млн. т | |||||||||
организации по добыче драгоценных металлов (камней) | свыше 20 т золота и (или) 25 т серебра, также драгоценных камней в количестве, равном денежному эквиваленту серебра | от 10 до 20 т золота н (или) от 20 до 25 т серебра, также драгоценных камней в количестве, равном денежному эквиваленту серебра | |||||||||
организации по сжижению регазификации природного газа для транспортирования | переработка свыше 10,0 млрд. куб. м газа | свыше 0,5 / 0,2 | переработка от 3,0 до 10,0 млрд. куб. м газа | от 0,3 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | |||||||
организации по извлечению гелия и сероводорода | свыше 2,0 млрд. куб. м | от 1,0 до 2,0 млрд. куб. м | |||||||||
4. | ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА | организации по производству пищевых продуктов, включая напитки | а) свыше 5 тыс. т пищевых продуктов б) свыше 10 млн. литров напитков | а) от 3 до 5 тыс. т пищевых продуктов б) от 5 до 10 млн. литров напитков | |||||||
организации по обработке древесины и производству изделий из дерева | свыше 0,5 / 0,2 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | |||||||||
организации целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности | свыше 3,5/0,5 | от 0,5 до 3,5 / от 0,2 до 0,5 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||||
организации по производству кокса и нефтепродуктов | свыше 10 млн. т продукции | от 5 до 10 млн. т продукции | — | до 5 млн. т продукции | |||||||
организации химического производства | свыше 2,5/1,6 | от 0,5 до 2,5 / от 0,34 до 1,6 | от 0,2 до 0,5 / от 0,13 до 0,34 | ||||||||
организации металлургического производства и производства готовых металлических изделий | свыше 5,0/2,0 | свыше 100 тыс. т | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 15 до 100 ты с. т | ОТ 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||
организации по производству машин и оборудования | свыше 5,0/2,0 | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||||
организации по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования | свыше 5,0/2,0 | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||||
организации по производству транспортных средств и оборудования | свыше 5,0/2,0 | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||||
5. | ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ, ГАЗОМ И ПАРОМ | организации по производству электроэнергии (ГРЭС, ТЭЦ, ТЭС, ГЭС, АЭС) | а) свыше 1,2 млрд. кВт-ч в год б) свыше 500 тыс. куб. м воды в сутки | свыше 5,0/2,0 |
|
а) от 0,6 до 1,2 млрд. кВт-ч в год б) переработка свыше 10 млрд. куб. м газа в) хранение свыше 2,5 млрд. куб. м газа. г) перекачка свыше 100 млрд. куб. м газа д) от 200 до 500 тыс. куб. м воды в сутки | от 0,5 до 5,0 / от 0,34 до 2,0 | а) установленной мощностью от 600 до 1200 МВт б) напор воды от 50 до 100 м | а) от 0,3 до 0,6 млрд. кВт-ч в год б) переработка от 5 до 10 млрд. куб. м газа в) хранение от 2 до 2,5 млрд. куб. м газа г) перекачка от 50 до 100 млрд. куб. м газа д) от 50 до 200 тыс. куб. м воды в сутки | от 0,2 до 0,5/от 0,13 до 0,34 | а) установленной мощностью от 300 до 600 МВт |
организации по производству, распределению пара и горячен воды (тепловой энергии) | установленной тепловой мощностью свыше 3000 Гкал/ч | установленной тепловой мощностью от 2000 до 3000 Гкал/ч | установленной тепловой мощностью от 500 до 2000 Гкал/ч | ||||||||
организации по реализации электроэнергии (сбытовые компании) | объем реализации электроэнергии свыше 20 000 млн. кВт ч | свыше 1,0 | сбытовая компания является гарантирующим поставщиком электроэнергии | объем реализации электроэнергии от 10 000 до 20 000 мл и. кВт-ч | от 0,2 до 1,0 | сбытовая компания является гарантирующим поставщиком электроэнергии | |||||
6. | СТРОИТЕЛЬСТВО | строительные организации | свыше 0,5 / 0,2 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | |||||||
7. | ТРАНСПОРТ, СВЯЗЬ И ХРАНЕНИЕ | организации транспорта и связи | свыше 5,0 / 2,0 | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||
железнодорожные станции | внеклассные | 1 класса | 2 класса | ||||||||
организации трубопроводного транспорта | а) транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов (конденсат газовый и газоконденсатная смесь) свыше 300,0 тыс. куб. м б) транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки свыше 100,0 млрд. куб. м | а) транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов (конденсат газовый и газоконденсатная смесь) от 100,0 до 300,0 тыс. куб. м б) транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки от 50,0 до 100,0 млрд. куб. м | |||||||||
организации по транспортировке нефти и нефтепродуктов | свыше 0,5/0,3 | площадные объекты с резервуарным парком нефти и нефтепродуктов свыше 500 тыс. т | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,3 | площадные объекты с резервуарным парком нефти и нефтепродуктов свыше 500 тыс. т | |||||||
организации складского хозяйства и вспомогательной транспортной деятельности | а) хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки свыше 300,0 тыс. куб. м б) хранение и складирование газа н продуктов его переработки свыше 2,5 млрд. куб. м | свыше 0,4/0,2 | а) храпение и складирование нефти и продуктов ее переработки от 100,0 до 300,0 тыс. куб. м б) хранение и складирование газа и продуктов его переработки от 2,0 до 2,5 млрд. куб. м | от 0,2 до 0,4 / от 0,1 до 0,2 | |||||||
организации топливно-энергетического комплекса | а) транспортирование по трубопроводам газа свыше 100 млрд. куб. м б) транспортирование по трубопроводам продуктов переработки газа свыше 300 тыс. куб. м | а) транспортирование по трубопроводам газа от 50 до 100 млрд. куб. м б) транспортирование по трубопроводам продуктов переработки газа от 100 до 300 тыс. куб. м | |||||||||
8. | ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | финансовые организации | уставный капитал свыше 50 млрд. руб. | уставный капитал от 30 до 50 млрд. руб. | уставный капитал от 20 до 30 млрд. руб. | ||||||
9. | ОБРАЗОВАНИЕ | образовательные организации | свыше 0,5 / 0,2 | выпускников свыше 1,5 тыс. чел. в год | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | выпускников от 0,2 до 1,5 тыс. чел. в год | |||||
10. | ЗДРАВООХРАНЕНИЕ | организации со стационаром круглосуточного пребывания | свыше 2,0 / 1,0 | свыше 1000 штатных коек* | от 1 до 2 / от 0,5 до 1 | от 500 до 1000 штатных коек* | |||||
организации осуществляющие подготовку (переподготовку) медицинских и фармацевтических специалистов | свыше 2,0 / 1,0 | выпускников свыше 1,5 тыс. чел. в год | от 1,0 до 2,0 / от 0,5 до 1,0 | выпускников от 0,5 до 1,5 тыс. чел. в год |
Принципы классификации
Они установлены в постановлении №804, категорию получают юрлица и ИП:
То есть категория присваивается юрлицам, имеющим большое значение непосредственно для гражданской обороны или для обеспечения ее материального базиса.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать обучение по гражданской обороне в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.
В законодательстве не упомянут такой термин, как категория объекта по гражданской обороне, есть мобилизационные здания и культурные объекты, они отдельно не классифицируются. Если под объектом понимать саму организацию, то категорий три:
Порядок отнесения к той или другой категории зависит от конкретных обстоятельств, при этом учитывается местоположение, численность работников, объем выпускаемой продукции и другие факторы.
Существует деление территорий по ГО:
В письме МЧС России в письме от 29.05.2020 N 11-15-1811 разъясняется следующее.
Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 года N 804дсп «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения», приказом МЧС России от 28 ноября 2016 года N 632дсп «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 7 июня 2018 года N 244дсп, а также методическими рекомендациями по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденными заместителем Министра А.П.Чуприяном от 11 ноября 2016 года N 2-4-71-69-11дсп.
В силу требований п.4 Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 N 804, отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне (далее — показатели). Показатели устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями. Категория по гражданской обороне устанавливается для организации по наивысшему показателю ее обособленных подразделений вне зависимости от ее месторасположения.
При этом организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или которые находятся в их сфере ведения, представляют сведения, предусмотренные показателями, и предложения об установлении категории по гражданской обороне в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.
В силу требований абз.2 п.5 Правил N 804 организации, деятельность которых не связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и которые не находятся в сфере их ведения, представляют сведения, предусмотренные показателями, и предложения об установлении категории по гражданской обороне в органы местного самоуправления, осуществляющие мероприятия по гражданской обороне на территории муниципального образования, где указанные организации осуществляют свою деятельность.
Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления, или которые находятся в сфере их ведения, а также организаций, предусмотренных абзацем вторым пункта 5 настоящих Правил, к категориям по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и государственные компании по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждают перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний или которые находятся в сфере их ведения, и направляют в месячный срок со дня его утверждения выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, об указанных организациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся эти организации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждают перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или которые находятся в сфере их ведения, а также организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления, или которые находятся в сфере их ведения, и организаций, предусмотренных абзацем вторым пункта 5 настоящих Правил, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и направляют в месячный срок со дня его утверждения выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, об указанных организациях, а также выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, утвержденного федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями, органам местного самоуправления и в главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации.
В случае изменения показателей сведения об организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в месячный срок направляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании, органы исполнительной власти субъектов Российской Федераций или органы местного самоуправления, формировавшие предложения об установлении организациям категорий по гражданской обороне.
В силу требований п.10 Правил N 804 уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет, в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сообщают указанным организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне в месячный срок со дня утверждения перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
Как видим, в соответствии с абз.8 ст.1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и п.5 Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 года N 804, информация об организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в соответствии со сферой их ведения находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации после утверждения перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в месячный срок сообщают организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне.
Между тем, инициатива об установлении категории по гражданской обороне в силу требований п.5 и п.10 Правил N 804 должна исходить от организации как при первоначальном отнесении организации к категории по гражданской обороне, так и при последующем уточнении перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
Отметим также, что МЧС России в письме от 29.05.2020 N 11-15-1811 разъясняет, что для получения информации, касающейся отнесения организации к категориям по гражданской обороне, необходимо обращаться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации.
Документы общего характера
Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, которым утверждено Положение о подготовке населения в области гражданской обороны, организация, независимо от организационно-правовой формы должна проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с работниками, которые приняты впервые. В связи с этим, руководитель организации путем издания приказа должен назначить лицо, ответственное за проведение вводного инструктажа (как правило это лицо обученное), утвердить программу и завести журнал.
Кроме этого, начиная с 01.01.2021 г., Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485, которым также утверждено Положение о подготовке граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязывает также руководителя организации обеспечить подготовку своих работников, путем проведения инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях. Инструктаж должен проводиться в течение первого месяца работы с даты приема на работу, далее не реже 1 раза в год. Также работодатель обеспечивает участие в учениях и тренировках. В связи с этим, руководитель организации определяет ответственное лицо и утверждает программу приказом, а также заводит соответствующий журнал.
Перечень документов общего характера |
Регламентирующий НПА РФ |
Для проведения вводного инструктажа необходимы:
— Приказ; — Программа; — журнал. |
Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 841
«Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» |
Для проведения ежегодного инструктажа, который введен с 01.01.2021 г., необходимы:
— Приказ; — Программа; — журнал. |
Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Письмо МЧС России от 27.10.2020 N ИВ-11-85 «О примерном Порядке реализации инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях». |
Гражданская оборона и защита от ЧС
Согласно требованиям законодательства РФ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС), любое юридическое лицо, особенно хозяйствующие субъекты, обязаны выполнять мероприятия по планированию действий работников, по подготовке к эвакуации персонала и предупреждению чрезвычайных ситуаций или на случай военных действий (мероприятия по ГО и ЧС).
Для человека не имеющего опыта в области ГО и ЧС, неожиданное задание руководства по срочному решению вопроса в области ГО и ЧС, может стать не простым испытанием. Так как подобные случаи не редки, мы составили для вас перечень основных задач при разработке документов по ГО и ЧС в организации.
Мероприятия по ГО и ЧС, которые следует в итоге выполнить и которые проверяются органами государственного надзора, могут отличаться для каждого отдельно взятого юридического лица. На объем требований по ГО и ЧС со стороны государства влияют следующие факторы:
Как уточнить статус ГО
Перечислим перечень ограничений, с которыми вы столкнетесь, решив самостоятельно ответить на вопрос, как узнать категорию по ГО и ЧС для своего предприятия:
- перечень таких предприятий закрыт, он содержит военную тайну;
- список не опубликован на сайте МЧС или субъекта РФ;
- органы исполнительной власти региона координируют и проводят категоризацию на основе постановления № 804, методических рекомендаций № 2-4-71-69-11 от 11.11.2016 (письмо ГУ МЧС России по г. Москве № 817-1-1-8 от 22.06.2017);
- органы местной исполнительной власти после обновления списков категорированных предприятий в течение месяца доводят их до органов исполнительной власти субъектов.
Письмо МЧС России от 29 мая 2020 г. N 11-15-1811 Об отнесении организаций к категориям по гражданской обороне
Прошу разъяснить, действуют ли в настоящее время следующие нормативные документы:
1. Постановление Правительства от 16.08.2016 N 806 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по ГО в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения»;
2. Приказ МЧС от 16.08.2016 г. N 632 «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по ГО»;
3. Методические рекомендации по отнесению организаций к категориям по ГО N 2-4-71-69-11, утв. заместителем министра МЧС А.П. Чуприяном 11.11.2016.
Действительно ли данные документы имеют гриф «для служебного пользования» (т.е. содержат информацию ограниченного доступа), и если это так, как узнать, «подпадает» ли организация (например, коммерческое предприятие) под категорию по ГО? Или категорирование по ГО касается только организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов государственной власти различного уровня, гос. корпораций и компаний?
Т.е. прошу разъяснить, какие именно организации категорируются по ГО и каким образом руководителю можно получить информацию, относится ли его организация к категории по ГО?
Ваше обращение, поступившее в МЧС России от 26 мая 2020 г. N ГИ-6179, рассмотрено и сообщается следующее.
Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804дсп «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения», приказом МЧС России от 28 ноября 2016 г. N 632дсп «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 7 июня 2018 г. N 244дсп, а также методическими рекомендациями по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденными заместителем Министра А.П. Чуприяном от 11 ноября 2016 г. N 2-4-71-69-11дсп.
В соответствии с абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и п. 5 Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804, информация об организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в соответствии со сферой их ведения находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации после утверждения перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в месячный срок сообщают организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне.
Для получения информации, касающейся отнесения организации к категориям по гражданской обороне, Вам необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации.
Директор Департамента гражданской обороны и защиты населения |
О.Л. Мануйло |
Обязанности категорированных МЧС юрлиц
От статуса предприятия зависит работа многих служб и систем. Организации с категорией по ГО создают и поддерживают в готовности:
Такие организации имеют специальный штат работников:
Численность работающих | Количество освобожденных работников ГО, человек |
---|---|
До 500 человек | 1 |
От 501 до 2000 человек | 2-3 |
От 2001 до 5000 | 3-4 |
Свыше 5001 | 5-6 |
Приведены возможные наименования должностей: специалист по ГО, по защите в чрезвычайных ситуациях, по гражданской защите, по ГО и защите в ЧС, начальник отдела ГО и ЧС и т. д. В документе обозначена основная цель работы — подготовка работников и активов предприятия, производственных фондов к ситуации военного времени и ЧС, защита от опасностей таких форс-мажорных обстоятельств. Эти требования обязательны для работников на предприятиях с присвоенной категорией.
Современный перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне:
- Предприятия, обладающие мобилизационным заказом.
- Объекты с повышенным уровнем опасности при ЧС и во время войны.
- Организации с высокой культурной ценностью.
- Источник: Постановление Правительства Российской Федерации от 2016 года.
- Категорирование предприятий по гражданской обороне проводится в точном соответствии с показателями, с помощью которых определяется их важная роль в экономике.
- Также учитывается ряд следующих условий:
- Степень существующей опасности внезапного возникновения ЧС.
- Место нахождения организации.
- Значимость компании как уникального объекта.
Категорирование по гражданской обороне
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
Главная / Энциклопедия / Термин, определение и понятие
Категорирование по гражданской обороне – это классификация территорий (по группам) и организаций (по категориям) в зависимости от их оборонной, экономической и административно-политической значимости для безопасности и обороны страны.
Категорирование включает отнесение территорий к группам по гражданской обороне и категорирование объектов по гражданской обороне.
Осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объёме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территории в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне. К особой группе территории по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.
К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
- численность населения превышает 1 млн. человек;
- численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
- более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
- численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек;
- численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
- более 30 процентов населения либо территории городов попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения и катастрофического затопления.
К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
- численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек;
- численность населения составляет от 50 тыс. до 250 тыс. человек и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
- менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований. Организации относятся к организациям особой важности, к первой или второй категории по гражданской обороне в зависимости от экономического и оборонного значения.
Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне являются:
- численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;
- объём выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.
Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том II (К–О); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2007.
Последние поправки в законах по ГО и ЧС для организаций
4 ноября 2022 года вышел новый закон N 417-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гражданской обороне» и статьи 1 и 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который вступает в силу с 04.05.2023.
Статья 1, содержащая в основном разные определения, дополняется расшифровкой смысла двух словосочетаний:
— «системы оповещения населения»;
— «оповещение населения»
Далее текст дополнен абзацами о том, что технические системы оповещения нужно реконструировать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию. То же относится к другим объектам гражданской обороны, например, к защитным сооружениям.
Из части 8 ст.1 исключены слова «а также при ведении военных действий или вследствие этих действий», приведены дополнения фраз, выглядящих ранее неоконченными.
На основании каких законов предоставляется обучение по гражданской обороне
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от N 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществляют в числе прочего подготовку своих работников в области гражданской обороны.
За невыполнение требований и мероприятий по подготовке к защите и по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (в области гражданской обороны) частью 2 статьи 20. 7 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа:
- должностных лиц — в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
- юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Таким образом, руководители организаций относятся к лицам, обязанным пройти подготовку в области гражданской обороны.
Как проходит курс обучения
Дистанционное обучение позволит вам пройти курс в удобном режиме. Для этого не придется брать отгулы на работе и тратить время на поездки. Оставьте заявку на сайте, и в течение 15-ти минут с вами свяжется наш специалист, который проконсультирует по всем интересующим вас вопросам, включая стоимость обучения по гражданской обороне
После зачисления на курс Вы получаете доступ к учебным материалам, которые за 36 часов ознакомят Вас с теоретическими и практическими аспектами в области гражданской обороны и действий в чрезвычайных ситуациях в рамках учебной программы, утвержденной директором ООО ОЦ «СИГМА». Если в ходе ознакомления с ними у Вас будут возникать вопросы, всегда можно получить консультацию квалифицированных преподавателей нашего учебного центра. Качество полученных знаний и степень усвоения материала в процессе обучения проверяется тестированием. В случае успешного прохождения итоговой аттестации в форме тестирования обучающемуся выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Порядок проведения инструктажа по действиям работодателей и работников в чрезвычайных ситуациях
Инструктаж по ЧС обычно совмещают с вводным инструктажем по ГО, который проводится при приеме сотрудника на работу.
Инструктаж по ЧС – это форма подготовки работников в области формирования правильности и согласованости действий на территории предприятия, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Специалист, ответственный за проведение инструктажа по действиям в режиме ЧС, назначается приказом руководителя.
Кто имеет право и обязан проводить данный инструктаж:
-
работник предприятия, уполномоченный на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
-
руководитель занятий по ЧС
-
непосредственный руководитель организации после прохождения им соответствующей подготовки
Такой инструктаж знакомит новых работников с наиболее вероятными опасностями, которые возникают при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Работнику объясняются способы защиты от опасностей, которые могут возникнуть при ЧС природного и техногенного характера и правила поведения и действий при возникновении ЧС.
Инструктаж по действиям в режиме ЧС проводят для:
-
новых сотрудников, независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства;
-
лиц, командированных в организацию на срок более 30 календарных дней.
Кому и что рассказать на вводном инструктаже по ГО
Важно
Информацию о новых сотрудниках и командированных лицах ответственному предоставляет кадровик в течение семи дней с даты, как они начали работу
Вводный инструктаж проводят с новыми сотрудниками и людьми, которых командировали в организацию более чем на 30 календарных дней. Проинструктировать работников нужно в течение 30 календарных дней с даты приема на работу или прибытия в командировку (пп. 1.5 и 1.6 Порядка).
Конкретная формулировка по срокам появилась только в 2020 году в Порядке, приложенном к письму МЧС от 27.02.2020 № 11-7-605. В нормативном документе 2017 года указано, что инструктаж проводят с вновь принятыми работниками в течение первого месяца (постановление Правительства от 19.04.2017 № 410). Письмо МЧС не нормативный документ, его подготовили с целью разъяснения действующих норм. Но на практике рекомендуем использовать указания из письма: они конкретнее, при этом не противоречат формулировке в нормативном документе.
Эффективный инструктаж состоит из лекционной и практической части. Расскажите о чрезвычайных ситуациях, которые характерны для вашего региона, и производственной деятельности предприятия. Например, природные пожары, половодья и паводки, шквалистый ветер, сильный туман, метель, аварии на коммунальных системах, аварии с выбросами опасных химических веществ, взрывы и т. п.