Кто виноват в ДТП при гололеде?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто виноват в ДТП при гололеде?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Судебная практика по вопросу ДТП при гололеде неоднозначна. Всё зависит от особенностей сложившейся ситуации. Присутствуют примеры, когда водителям удалось доказать вину дорожников. В результате уполномоченный орган соглашался удовлетворить требования и выплатить компенсацию.

Судебная практика ДТП в случае гололеда

Так, истец обратился в суд с требованием о взыскании 120000 руб. с дорожной службы. Лицо двигалось по трассе, соблюдая правила движения. На одном из участков дороги автомобиль занесло. В результате он врезался в дерево. Пострадало лишь имущество. Пострадавший оформил ДТП и провел экспертизу. К разбирательству были привлечены свидетели. В результате судебных тяжб суд обязал дорожную службу возместить ущерб в полном объёме.

Однако довольно много случаев, когда отстоять свои права не получалось. Истец обратился в суд с иском к департаменту дорожного хозяйства о возмещении материального ущерба. Он составлял 200000 руб. Авария произошла на трассе, когда шёл снег. Автомобиль занесло, и он врезался в ограждение. Изучая дело, суд счел, что истец выбрал не соответствующую погодным условиям скорость движения. Требования были отклонены.

Взыскание компенсации за травму в гололед, обращение с иском в суд

Для взыскания компенсации за травму в гололед потерпевшему следует представить доказательства, подтверждающие факт его причинения и понесенные расходы (медицинские документы, фотографии места происшествия, свидетельские показания очевидцев, кассовые, товарные чеки и др.). Если по факту причинения вреда здоровью правоохранительными органами проводилась проверка, то необходимо приобщить материал проверки либо ходатайствовать о его запросе.

В случае если причинитель вреда отказывается в добровольном порядке возместить вред, потерпевшему следует обратиться с иском суд. Исковое заявление может быть подано в суд по месту жительства потерпевшего либо по месту причинения вреда. Для подготовки иска и представительства в суде необходимо обратиться к юристу. Расходы на оплату юридических услуг по составлению искового заявления и судебному представительству взыскиваются с причинителя вреда.

Суд с дорожниками гололед

Следовательно — в целях полного и всестороннего исследования материалов дела для решения вопроса о виновности подсудимого, необходимо получить ответ о соответствии скорости 40 км/ч дорожным условиям в двух вариантах: при гололёде и при минимально допустимом коэффициенте сцепления 0,4.Для ответа на данный вопрос можно получить дополнительное заключение эксперта, однако, имея формулу расчёта (из исследовательской части экспертизы) нетрудно посчитать самому, что при минимально допустимом коэффициенте сцепления 0,4 возникновение заноса при прямолинейном движении и скорости 40 км/ч – было бы технически невозможно.Кроме того, можно назначить дорожно-техническую экспертизу на предмет определения соответствия состояния дорожного покрытия на момент ДТП требованиям безопасности дорожного движения.

Как задокументировать происшествие

Оформление документов о ДТП, в котором виновна коммунальная служба, обслуживающая этот участок дороги, несколько отличается от ситуации с обычными авариями. В этой ситуации может принять участие несколько человек, но, как правило, это только один водитель.

Прежде всего, стоит помнить о том, что даже если последствия аварии небольшие, покидать место происшествия запрещено. В противном случае автолюбитель может быть привлечен к ответственности за нарушение правил дорожного движения, пункта 2.5. По закону, за такое деяние водитель может быть арестован на срок до 15 суток или лишен своих прав на управление транспортными средствами на срок до полутора лет.

Если в результате происшествия автомобилист или иное лицо получило травмы, то оформить данный факт нужно обязательно. В такой ситуации есть возможность требовать с виновника ДТП не только компенсацию причиненного материального вреда за ущерб автомобилю, но и стоимость лечения и восстановления.

Как действовать в таком случае

В соответствии с действующим законодательством каждый собственник транспортного средства вправе требовать возмещения материального вреда, который причинен его транспортному средству в результате аварии, произошедшей не по его вине.

Читайте также:  Как россияне могут подтвердить свою личность

Возмещение осуществляется только тогда, когда происшествие оформлено в установленном порядке сотрудником ГИБДД или извещением о ДТП.

Запомните! Для оформления водителю необходимо выполнить следующие действия:

  • обратиться по номеру 112 и сообщить о дорожном происшествии. Помните, что транспортные средства должны оставаться в том же положении, что и на момент столкновения. На водителя возложена обязанность выставить аварийный знак и включить аварийную сигнализацию;
  • взять данные очевидцев произошедшего события или попросить их остаться до приезда инспекторов;
  • водителям рекомендуется зафиксировать на фото или видео съемку обстоятельства ДТП, погодные условия, дорожное покрытие, обстоятельства, которые послужили причиной аварии;
  • далее водители, застраховавшие свое транспортное средство по КАСКО, обращаются в страховые компании, выдавшие полис;
  • когда на место аварии прибудет сотрудник ГИБДД, необходимо проверить правильность данных, отраженных в протоколе осмотра места происшествия. Важно, чтобы в нем отражались данные, которые соответствуют обстоятельствам аварии;
  • после заполнения протокола о ДТП каждый водитель получает на руки этот документ.

Водитель должны понимать, что сотрудники ГИБДД посчитают, что ими были нарушены требования п. 10.1 ПДД, ссылаясь на то, что водители при управлении превысили допустимый скоростной режим, и происшествие произошло по вине водителей, а не дорожных организаций.

Досудебное урегулирование вопроса

Когда есть данные о виновнике ДТП, то есть о коммунальной службе, то для разрешения спора о возмещении ущерба можно обратиться к руководителю с письменной претензией.

В претензии указывается размер вреда, подлежащего возмещению, и прикрепляются реквизиты для того, чтобы виновник смог осуществить перечисление денежных средств.

Внимание! Если коммунальная служба в установленный срок (период рассмотрения претензии составляет 30 дней) не осуществит выплату, то потерпевший получает право обратиться с исковым требованием в суд.

В иске можно указать не только на необходимость компенсации материального вреда, но и на компенсацию морального вреда и судебных расходов, которые понес истец при обращении в инстанцию.

Как зафиксировать следы

Если дорожно-транспортное происшествие произошло по вине дорожных служб, к примеру, из-за того, что яма на дороге оказалась слишком глубокой или все покрытие во льду, автолюбитель имеет право зафиксировать это и затребовать компенсации.

По закону, если вина дорожной службы будет доказана (к примеру, в ходе судебного разбирательства), она должна понести ответственность и в полной мере уплатить всю сумму причиненного ущерба. По нормам законодательства, к ответственности может быть привлечена любая организация, которая занимается осуществлением дорожных работ или рядом с ними.

Соответственно вернуть средства, потраченные на восстановление транспортного средства после ДТП реально, главное правильно подойти к решению этого вопроса.

Мнение эксперта

Карпова Екатерина Васильевна

В 2006 году закончила Амурский государственный университет по специальности «юриспруденция». 2006-2013 — Арбитражный суд Амурской области. 2013 по настоящее время — юрист в Амурском областном онкологическом диспансере.

Для своей защиты водитель может потребовать проведение экспертизы. Измерить тормозной путь вряд ли получится, поскольку на скользком покрытии не остается качественных следов. Вместе с тем эксперт поможет установить коэффициент сцепления шин автомобиля с участком дорожного полотна. Измерение делается с помощью специального прибора. Дорожная служба должна следить за соблюдением норматива. Если в ходе экспертизы будет установлено, что коэффициент ниже минимально допустимого, значит дорожники не обеспечили безопасные условия движения.

Что делать, если произошло ДТП при гололёде?

Пункты 2.5-2.6.1 ПДД РФ регламентируют перечень действий, которые должен выполнить водитель в случае аварии в гололёд:

  • Остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки согласно требованиям пункта 7.2 ПДД РФ. Если ДТП произошло за городом, то знак ставится минимум в 30 метрах, если в населённом пункте, то в 15 метрах от ТС.
  • Проверить наличие пострадавших. При необходимости вызывается скорая медицинская помощь и полиция. В экстренных случаях пострадавшие могут быть доставлены в медицинское учреждение на попутном транспортном средстве. Водитель обязан доставить пострадавшего в клинику, сообщить номерной знак автомобиля, предъявить документ, удостоверяющий личность, и вернуться на место происшествия.
  • Вызвать ГИБДД и оформить дорожно-транспортное происшествие. Желательно зафиксировать все повреждения, нанесённые автомобилям, сфотографировать их расположение и картину ДТП.
  • Прочитать составленный протокол и подписать его, если все пункты не вызывают отторжения. При несогласии с информацией, указанной в документе, подписывать его не стоит.
  • Получить копию протокола.
  • Покинуть место аварии, если ДТП оформлено, а машина на ходу. В противном случае потребуется вызвать эвакуатор.

Оформление ДТП не обязует вызывать ГИБДД – в ряде случаев допустимо использование Европротокола. К нему прибегают при соблюдении следующих условий:

  • Ущерб нанесён только транспортным средствам;
  • Пострадали только два автомобиля;
  • У обоих водителей есть полис ОСАГО;
  • Обстоятельства аварии не вызывают разногласий;
  • Стороны оформили бланк Европротокола.

ДТП на скользкой дороге: можно ли привлечь дорожников?

Сотрудники ГИБДД обязаны предоставить вам копию протокола. Собственноручно напишите все обстоятельства дела и прикрепите к протоколу.

При необходимости обратитесь в травмпункт, чтобы исключить наличие скрытых травм. Если у вас есть серьезные повреждения, не отказывайтесь от больничного листа, так как если вы находились на больничном более 21 дня, то против виновников аварии может быть возбуждено уголовное дело.

Также постарайтесь узнать о месте и времени рассмотрения вашего дела в группе разбора. Постарайтесь явиться туда лично или прислать своего представителя.

Необходимо уточнить, является ли виновник ДТП юридическим лицом. Если же ответчик является только территориальным подразделением, то иск нужно подавать на вышестоящую организацию.

Обязательно закажите специализированной фирме оценку ущерба автомобиля. Предварительно уведомите телеграммой ответчика о проведении экспертизы.

Это интересно: Иск на дорожную службу — образец.

ДТП при гололеде — кто виноват и что делать?

По словам юриста, для того, чтобы впоследствии автомобилист мог получить компенсацию от дорожников за неубранный снег с дороги, нужно, чтобы сотрудники ГИБДД при составлении протокола указали, что причиной аварии явилось именно плохое состояние дороги.

— В Хабаровске при авариях полицейские не пишут этого в протоколе. Чаще всего водителям вменяют пункт 10.1 ПДД, где сказано, что автомобилист обязан учитывать дорожную обстановку и выбирать в соответствии с ней скоростной режим, — объясняет юрист. — И практически никогда не отражают в протоколе того, что на дорожном покрытии был снежный накат или наледь.

По словам юриста, если подобная формулировка появится в протоколе, то доказать вину дорожников будет практически невозможно. Для начала потребуется опротестовать это решение в суде, потом сделать оценку ущерба, выяснить, кто отвечает за конкретный участок дороги, оплатить госпошлину и услуги юриста. Поэтому большинство автолюбителей не решаются ввязываться во все тяжкие и ремонтируют автомобиль сами.

— Мы прекрасно понимаем, что дороги в городе обслуживают муниципальные предприятия, а это бюджетные деньги, и немалые, поэтому противодействовать системе сложно. У нас подобное дело было в Комсомольске несколько лет назад. Оно длилось очень долго, мы привлекали много лиц, проводили различные экспертизы, много времени потратили, чтобы выяснить, кому принадлежит участок дороги. В итоге доказать вину дорожников все же удалось, но полученная компенсация оказалась меньше того, что автолюбитель потратил на доказательства и ремонт машины.

Возможно, если бы хабаровские автомобилисты активнее защищали свои права, доказывая в судах вину дорожников в произошедших авариях, то и коммунальные службы порасторопнее работали во время снегопада. Но из-за законодательных сложностей, когда, вроде бы, и ситуация очевидна и порядок действий известен, но обосновать претензии коммунальщикам и потребовать компенсацию за испорченный автомобиль фактически невозможно, автолюбители предпочитают не ввязываться в судебные тяжбы из-за гололеда на дорогах.

Плохая дорога: можно ли получить компенсацию за столкновение с ямой — новости Право.ру

Елена Зайцева застраховала свой Hyundai в ООО «Зетта Страхование». Однако после произошедшего ДТП ей не выплатили страховку, сославшись на то, что водитель автомобиля нарушил ПДД. За страховым возмещением она отправилась в суд, где также попросила взыскать с компании компенсацию морального вреда и штраф.

Суды частично удовлетворили ее требования. Однако в ВС спор разрешили в пользу фирмы (дело № 41-КГ18-6). ВС согласился, что случай не является страховым, поскольку, как указано в договоре между сторонами, в ситуации, при которой ДТП произошло из-за нарушения ПДД, выплата не положена.

Такое условие согласуется с принципом свободы договора, с положениями документа, согласились обе подписавшие его стороны, отметили в ВС. Суду следовало оценить ДТП с учетом условий договора страхования, указали судьи. А ст.

963 ГК («Последствия наступления страхового случая»), на которую сослались нижестоящие инстанции, применима лишь к ситуациям, когда страховой случай уже наступил.

Является ли страховым случаем ДТП при гололеде?

Всё зависит от обстоятельств произошедшего. Если в транспортное средство врезался другой автомобиль, застрахованный по ОСАГО, и лицо, находившееся за рулем, признали виновным, возмещение будет осуществляться как в классической ситуации. Это значит, что пострадавший сможет получить выплату по страховке. Процесс регулирует ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года. Выплата предоставляется только потерпевшему. Виновнику происшествия придется восстанавливать свой автомобиль самостоятельно.

Если из-за гололеда пострадал только один автомобиль, выплаты по ОСАГО не предоставляются. Дело в том, что этот полис предполагает страхование автогражданской ответственности. Соответствующее правило закреплено в статье 4 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года “Об ОСАГО”.

Читайте также:  Как стать ветераном труда в Самарской области и что это дает

Однако водитель может выдвинуть требования в адрес инстанции, отвечающей за состояние дорожного покрытия. Истребование средств производится в рамках судебного разбирательства. Истцу предстоит доказать, что компания не выполнила положения Технических регламентов и нарушила нормы законодательства, не обработав дорожное покрытие должным образом или не предупредив о гололеде.

Когда автомобиль застрахован по КАСКО, всё зависит от положений договора. Если он предусматривает предоставление возмещения в случае ущерба из-за гололеда, можно рассчитывать на получение выплаты или проведение ремонта. В иной ситуации в возмещении могут отказать.

На примере Краснодарского края

Решениями Кропоткинского городского суда Краснодарского края по делу № 2-237/2017 от 23 июня 2017 года и делу № 2-240/2017 от 16 марта 2017 года были удовлетворены иски к Администрации Кропоткинского городского поселения о возмещении материального ущерба, причиненного в результате ДТП. Основанием для принятия решения стало состояние дороги — выбоина, из-за которой произошло ДТП, превышала установленные ГОСТом ограничения.

Решением Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 6 июня 2017 года по делу № 2-302/2017 также удовлетворен иск гражданина, автомобиль которого был поврежден в результате ДТП, произошедшего из-за отсутствия дорожного знака 2.1 «Главная дорога».

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» элементами благоустройства автомобильных трасс, предназначенных для обеспечения дорожного движения, в том числе, его безопасности, являются дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства, предназначенные для регулирования дорожного движения. В п. 4.1 ГОСТа Р 50597-93 указано: автомобильные дороги и улицы должны быть оборудованы дорожными знаками.

ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» указывает, что знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка пути с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков. В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге.

В указанном деле вина истца была установлена Постановлением о привлечении к административной ответственности. Но при этом суд посчитал, что Постановление о привлечении к административной ответственности истца преюдициального значения не имеет.

Пользователи дорог имеют право на компенсацию ущерба, причинённого в ДТП по вине дорожников, на основе следующих правовых документов:

налоговый кодекс РФ, статья 28 которого определяет обязанность автовладельцев уплачивать ежегодный транспортный налог. Обязательный сбор направляется на строительство и ремонт дорожной сети, в результате чего у пользователей возникает право на качественное обеспечение физического состояния дорог;

ФЗ-257 от 08.11.2007 года, статья 28 которого определяет ответственность дорожных служб за некачественное состояние дорог и право пользователей автодорог на компенсацию материального вреда, возникшего по вине плохого состояния дорожного покрытия;

ГОСТ Р 50597-93, который определяет допустимые размеры ям, а также средства оповещения обо всех ямах, которые превышают допустимые размеры. Кроме того, данный стандарт регулирует сроки устранения ям и дорожных трещин.

Так сложилось, что официальная позиция ГИБДД такова, что виновником ДТП, как правило, определяется водитель. Патруль дорожной полиции, в большинстве случаев, обвиняет водителей в несоблюдении пункта 10.1 действующих правил дорожной безопасности. Формулировка правонарушения сводится к нарушению безопасного скоростного режима, который соответствовал бы метеорологическим, дорожным или иным условиям. В результате чего водитель не справился с управлением автомобилем и допустил создание аварийной ситуации.

Если визуальная оценка дорожного полотна говорит о том, что виновником ДТП может быть дорожно-коммунальная служба, это должно быть отражено в протоколе ГИБДД, а также составлен акт обследования дороги. Автоводитель может потребовать от инспектора внесения в протокол сведений о состоянии асфальта, а также вызова представителя дорожной службы, которая курирует место происшествия. Если сотрудники Госавтоинспекции не берут во внимание фактическое состояние дороги, автомобилист имеет право не согласиться с документом, о чём ставится рецензия «не согласен» и проставляется личная подпись. Кроме того, по российским законам, потерпевший водитель вправе составить свой оценочный документ о происходящем. Данный акт должен содержать в себе подробности дела и быть подписан водителем и двумя свидетелями. Этот документ будет приложен к делу для объективного определения виновного лица. Даже если сотрудник полиции вынес постановление о виновности водителя при очевидной вине дорожников, следует обжаловать постановление в течение 10 дней.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *