Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права граждан в области занятости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правовой статус человека в сфере занятости определяет целый ряд прав, основным из которых считается право на выбор места работы. Это значит, что каждый человек может напрямую обратиться к работодателю, будь то организация, имеющая права юридического лица, либо физическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность или желающее получить услугу для личного подсобного хозяйства. Исходя из согласия обеих сторон, подписывается трудовой договор. Право на выбор места работы могут помочь осуществить на бесплатной основе органы службы занятости или другие посредники в трудоустройстве населения.
Виды занятости населения
Занятыми, в соответствии со 2 статьей Закона О занятости, считаются граждане:
- осуществляющие трудовую деятельность по соответствующему договору или контракту, включая тех, кто делает работу за определенное вознаграждение полный либо сокращенный рабочий день, а также тех, кто выбрал другую оплачиваемую работу (иногда службу), в том числе временные и сезонные работы (исключая лиц, задействованных в общественных работах и описанных в пункте 3 статьи 4 Закона О занятости);
- оформившие регистрацию в установленном порядке индивидуального предпринимательства, кроме нотариусов, ведущих частную практику, адвокатов, открывших адвокатские кабинеты, и представителей других профессий, чья деятельность по федеральному законодательству должна быть зарегистрирована в государственных органах, либо лицензирована;
- занятые в подсобных промыслах и продающие товары производства по договорам;
- осуществляющие работы по договорам гражданско-правового характера, которые заключены для оказания услуг и выполнение работ, авторским договорам, кроме того являющиеся участниками артелей или производственных кооперативов;
- назначенные, избранные или утвержденные на определенных должностях с окладом;
- нанятые на военную службу, в том числе службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах внутренних дел, государственной противопожарной охране;
- проходящие очное обучение в образовательных учреждениях, в том числе обучение по направлению органов службы занятости населения;
- отсутствующие на рабочем из-за временной нетрудоспособности, прохождения переподготовки или повышением квалификации, приостановки производства на время забастовки, а также в связи с призывом на военные сборы, исполнением прочих государственных обязанностей, привлечением к процедуре подготовки к военной службе (или к ее альтернативному гражданскому варианту), либо по другим причинам признанным уважительными;
- являющиеся учредителями (участниками) всевозможных организаций, исключая организации некоммерческого направления, у которых организационно-правовая форма не подразумевает получение дохода учредителями от работы этих организаций (сюда же относятся члены ТСЖ, жилищных, дачных, жилищно-строительных кооперативов и прочие определенные потребительские кооперативы, организуемые для удовлетворения определенных потребностей граждан, которые не получают финансы от их работы);
- организовавшие крестьянское (фермерского) хозяйство для трудовой деятельности и получения дохода.
Понятие занятости населения и трудоустройство
Закон о занятости (ст. 1) дает определение занятости — как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей, как правило, доход, заработок.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
Понятие занятости в Законе связывается с исключительным правом граждан распоряжаться своими способностями к труду. Приводится перечень занятых граждан, к числу которых относятся:
- — работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
- — занимающиеся предпринимательской деятельностью;
- — самостоятельно обеспечивающие себя работой;
- — занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
- — выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
- — избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- — проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
- — проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной службы занятости населения;
- — временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
Глава II. Права граждан в области занятости (ст.ст. 8 — 11)
Международно-правовые акты закрепляют права и гарантии в сфере занятости. В соответствии с Конвенцией МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1964) это направление политики нацелено на обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к ней и ищет ее (содействие полной занятости); такая работа была как можно более продуктивной (продуктивная занятость). Свободная же занятость предполагает существование свободы выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося в переподготовке и использовании своих навыков и способностей для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, национальности, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения. Права трудящихся-мигрантов закрепляются в международно-правовых актах (в частности, в Конвенции МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» (1949), в Конвенции МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975), в Конвенции МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982) и др.).
Основные права граждан РФ в сфере труда и занятости закреплены в ст. 37 Конституции РФ. В частности, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. В других статьях Конституции РФ устанавливаются и иные возможности в сфере занятости (например, право граждан трудиться в качестве государственного служащего (ч. 4 ст. 32); право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34)).
Закон о занятости закрепляет право каждого гражданина распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду (ст. 1). Для этого легально закреплено направление государственной политики по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (ст. 5).
В соответствии со ст. 8 Закона о занятости гражданам принадлежит право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю либо обращения к услугам посредника (органа государственной службы занятости или негосударственной организации). Таким образом определяется основа правовой организации трудоустройства в РФ. Граждане также имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ, что в Законе о занятости сформулировано как право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории РФ (ст. 10).
Закон о занятости закрепляет также право граждан на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности и трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости (ст. 9).
В отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя дополнительные обязательства по обеспечению их занятости. Это выражается в разработке и реализации программ содействия занятости, создании дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установлении квоты для приема на работу инвалидов, организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящем органе службы занятости, а также в суде в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 11).
Таким образом, российское государство осуществляет политику содействия полной, свободно избранной и продуктивной занятости.
Понятие трудоустройства. В научной литературе предлагаются различные определения трудоустройства. Обобщая, все их можно свести к широкому и узкому подходу к пониманию данного явления. Трудоустройство в широком смысле включает все формы трудовой деятельности, не противоречащей законодательству, т. е., наряду с работой по трудовому договору, это самостоятельное обеспечение себя работой — деятельность по гражданско-правовым договорам, предпринимательство и т. п. Более того, анализируемым понятием охватываются как содействие получению возможности трудиться, так и сам процесс осуществления трудовой деятельности. Представляется, что такой подход порождает трудности в понимании правовой природы трудоустройства, а понятие трудоустройства пересекается с понятием формы занятости, исходя из перечисленных в Законе о занятости форм.
Как было отмечено, нередко к трудоустройству относят все процессы, предшествующие заключению трудового договора, в том числе и так называемый индивидуальный поиск гражданами работы, а работодателями поиск работников требуемой квалификации и специальности. Представляется, что в целях изучения курса трудового права и для уяснения правовой природы трудоустройства целесообразно рассматривать данное явление в узком смысле, относя к нему такие ситуации, когда установлению трудового правоотношения предшествует содействие государственного посреднического органа. В настоящем издании мы будем придерживаться именно такого подхода. При этом следует отметить, что на российском рынке труда возрастает роль и негосударственных организаций, оказывающих услуги по трудовому посредничеству. Вопрос о включении таких отношений в предмет трудового права является в настоящее время дискуссионным.
Трудоустройство — это один из способов содействия(для определенных категорий граждан — обеспечения) занятости. В документах (включая международно-правовые акты) соответствующие мероприятия охватываются именно понятием «содействие занятости», на что уже указывалось ранее. Такого подхода мы и будем придерживаться, определяя трудоустройство как способ содействия занятости. Исключения касаются наименее социально защищенных на рынке труда категорий граждан, в отношении которых государство принимает на себя повышенные гарантии в сфере трудоустройства, что позволяет рассматривать их трудоустройство как способ обеспечения занятости.
Одним из признаков трудоустройства выступает участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных). Важно также отметить, что трудоустройство является юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего оно выступает гарантией реализации права на труд.
Ранее основным правомочием, составляющим данное право, было право на получение гарантированной работы, реализация которого обеспечивалась общегосударственной системой трудоустройства. В современных условиях функционирования рынка труда ситуация значительно изменилась. Международно-правовое определение права на труд подразумевает, что это право должно обязательно гарантироваться государством посредством установления последним путей и средств, обеспечивающих полное осуществление этого права, к числу которых относится и трудоустройство. Так, в соответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается.
Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы; права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и ряда иных прав. В современных условиях политика в этой сфере направлена прежде всего на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов с учетом интересов основных субъектов на рынке труда — работников и работодателей (потенциальных работников и потенциальных работодателей), а также государства.
Такой подход следует и из ТК, согласно которому основной задачей трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования как интересов сторон трудовых отношений (т. е. работников и работодателей), так и интересов государства (ст. 1).
С учетом изложенного можно сформулировать следующее определение трудоустройства.
Трудоустройство — это способ содействия (в отдельных случаях — обеспечения) занятости, который выражается в оказании государственными и иными уполномоченными организациями услуг, направленных на подыскание работы и устройство на нее, с учетом интересов граждан, работодателей (организаций) и государства на рынке труда.
В структурно-содержательном смысле трудоустройство — это система организационных, экономических, правовых мер, направленных на обеспечение занятости населения.
С точки зрения состояния современного законодательства о труде в рамках изучения курса трудового права целесообразно остановиться прежде всего на анализе трудоустройства с участием органов государства в лице органов службы занятости по оказанию услуг по подысканию работы именно на условиях трудового договора.
Характеристика правового статуса безработного требует в первую очередь определения круга лиц, относящихся к данной категории граждан, их прав и обязанностей, а также гарантий соблюдения этих прав.
В соответствии со ст. 3 Закона о занятости безработными признаются граждане, которые:
- трудоспособны;
- не имеют работы и заработка (при этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата);
- зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
- ищут работу;
- готовы приступить к ней.
Эти пять признаков юридически и формируют понятие «безработный». Рассмотрим каждый из них.
Трудоспособность граждан определяется их возрастом и состоянием здоровья. С точки зрения возраста в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о занятости безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, а также те, кому в соответствии с законодательством назначена соответствующая пенсия. Обращает на себя внимание тот факт, что минимальный возраст безработных отличается от того, в котором реально на рынке труда могут появляться молодые люди, поскольку законодательство об образовании позволяет несовершеннолетнему обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления в сфере образования оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования (ч. 6 ст. 66 Федерального закона об образовании в РФ). Что же касается состояния здоровья, то особый порядок признания безработным установлен для инвалидов, т. е. лиц, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость их социальной защиты. В соответствии с абз. 4 ч. 2 ст. 3 Закона о занятости гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Отсутствие работы и заработка означает, что гражданин не относится ни к одной из категорий занятых граждан. Временное отсутствие заработка при сохранении работы (например, при временном отсутствии работы в связи с нетрудоспособностью либо при временном отсутствии дохода у лица, занимающегося предпринимательской деятельностью) или осуществление такой деятельности, которая получением дохода не сопровождается, но законом отнесена к видам занятости (например, обучение в образовательных учреждениях, прохождение военной службы), не служат основаниями для признания гражданина безработным. В то же время наличие дохода от деятельности, не являющейся занятостью (например, от продажи имущества), или иного дохода (например, наследства или дохода по банковским вкладам) препятствием для признания безработным не является.
Регистрация безработных в органах занятости осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (в ред. от 6 марта 2015 г.). Поскольку органы службы занятости обязаны по возможности предложить безработному варианты подходящей работы, то один из первых этапов — регистрация в целях поиска подходящей работы.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления им паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации — паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Закон о занятости раскрывает понятие подходящей и неподходящей работы.
Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (ст. 4). При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Предоставляемые безработным гарантии по своему характеру могут быть двух видов: направленные на предоставление работы и направленные на предоставление средств, необходимых для существования безработного. К гарантиям первого вида, помимо содействия в трудоустройстве, включая организацию общественных работ, относится право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных. Второй вид гарантий составляют, в частности, выплата пособия по безработице, стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных по направлению органов службы занятости. В соответствии со ст. 9 Закона о занятости граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
- гражданин не имеет квалификации;
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;
- необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;
- гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.
При направлении органами службы занятости безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством РФ назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность им оказывается финансовая поддержка.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными:
- инвалиды;
- родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
- граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
- граждане, уволенные с военной службы;
- жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
- выпускники общеобразовательных организаций;
- граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
- граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
Одной из обязанностей работодателей является оказание помощи в прохождении профессионального обучения, прохождении дополнительного профессионального образования.
В период прохождения профессионального обучения и прохождении дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия, размеры которой устанавливаются на основании ст. 29 Закона о занятости.
Рынок труда и правовое регулирование содействия занятости и трудоустройства
Данный процесс может осуществляться при помощи специальных органов. К ним относятся преимущественно такие учреждения, как службы занятости. Такой способ осуществления этого действия носит название специальный. Его отличительной особенностью является то, что, в отличие от самостоятельного варианта, он характеризует лишь виды официального трудоустройства.
Хоть труд считается, согласно законодательству в Российской Федерации, свободным, но жесткие меры могут характеризовать осуществление данного процесса при помощи государственного воздействия. Например, сюда можно отнести набор, который осуществляется в организованном порядке, и направление лиц на объекты. Это было более популярно в период активного развития плановой экономики и практически отсутствует в данный период времени. Это применялось для того, чтобы сделать данную сферу более рациональной и обеспечить человеческими ресурсами те регионы, где их катастрофически не хватает.
Некоторые слои населения имеют право на социальную защиту в виде помощи на реализацию права на труд. Список таких людей включает в себя следующие категории:
- те, кто имеет инвалидность;
- те, кто побывали в местах лишения свободы;
- те, кто не достиг восемнадцати лет;
- те, кому осталось доработать до выхода на пенсию два года;
- переселенцы и беженцы;
- матери-одиночки и многодетные;
- родители, воспитывающие ребенка с инвалидной группой;
- те, кто занимается поиском вакансии в первый раз;
- те, кто окончили специализированные образовательные учреждения.
Виды трудоустройства инвалидов являются очень важным в социальной сфере, так как именно эти люди составляют особую категорию трудоустраиваемых. Квотирование распространяется на такие вакансии, которые могут позволить работать людям с ограниченными возможностями. Эти лица не могут проявлять активность в обществе на все сто процентов. Именно поиск работы помогает инвалидам вновь обрести свое место в социуме, восстановиться морально и стать полноценными членами общества. Благодаря данному процессу человек может вновь почувствовать себя нужным и важным, ощутить, что он приносит пользу другим людям.
Виды трудоустройства несовершеннолетних занимают свою отдельную нишу на рынке занятости. Данный процесс осуществляется относительно этой категории граждан по специфическим правилам. В большинстве стран мира для лиц, не достигших восемнадцати лет, возможность получения работы регламентируется законодательством отдельно.
Согласно российским нормативно-правовым актам, возможность заключать договор с работодателями появляется при достижении шестнадцати лет. Но исключение составляют пятнадцатилетние подростки, которые получили среднее школьное образование или обучаются по индивидуальной программе. Им разрешается выполнять несложные задачи, которые не оказывают негативного влияния на здоровье и не мешают развитию и жизнедеятельности. Более младшая возрастная категория может быть задействована в рабочем процессе лишь в качестве неполной занятости. Труд должен позволять подростку продолжать обучение. Но такой возрастной категории разрешено данное действие лишь при наличии согласия от родителей или опекунов.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
§8. Организация общественных работ
Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам — с другими организациями. В соответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г., лица, желающие участвовать в общественных работах, заключают срочные трудовые договоры на срок до шести месяцев. Преимущественным правом на заключение таких договоров пользуются:
а) безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев;
б) безработные граждане, отнесенные к категории недостаточно защищенных в социальном отношении, если по состоянию здоровья они могут выполнять общественные работы.
Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов РФ и фонда занятости.
§2. Правовой статус безработного
Безработными признаются граждане, которые трудоспособны, не имеют работы и заработка (дохода), зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.
Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством РФ.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), — паспорта и документа об образовании.
В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Граждане не могут быть признаны безработными, если они:
не достигли 16-летнего возраста;
в соответствии с пенсионным законодательством РФ им назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
отказались в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее наработавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явились без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явились в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осуждены по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
представили документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставили другие недостоверные данные для признания их безработными.
При этом встает вопрос: что такое подходящая и неподходящая работа?
Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства РФ о труде, считается подходящей для граждан:
впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности);
уволенных более одного раза в течение года, предшествующего безработице, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, указанные в законодательстве;
ранее занимавшихся трудовой деятельностью и стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;
направленных органами занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, отказавшихся повысить (или восстановить) квалификацию по имеющейся специальности, получить смежную профессию или пройти переподготовку после первоначального (12-месячного) периода безработицы;
состоящих на учете в органах занятости более полутора лет, более трех лет не работавших;
обратившихся в органы занятости после окончания сезонных работ.
Не считается подходящей работа:
если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
если условия труда по предлагаемой работе не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
если предлагаемый заработок ниже среднего заработка обратившегося по последнему месту работы. При этом максимальный предел среднего заработка ограничен величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации.
§4. Пособие по безработице
Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).
Если это условие не соблюдено, то пособие по безработице устанавливается в размере минимальной оплаты труда.
Размер пособия по безработице гражданам устанавливается:
в первые три месяца безработицы — в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы;
в следующие четыре месяца — в размере 60%;
в дальнейшем — в размере 45%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в регионе (субъекте РФ). Аналогичный порядок определения размера пособия по безработице установлен для лиц, уволенных с военной службы и из органов внутренних дел.
Пособие увеличивается при наличии лиц, находящихся на иждивении, также увеличивается пособие жителям Крайнего Севера, гражданам, подвергшимся радиации и т.п.
Права граждан и гарантии государства в области занятости
Основными правами граждан в сфере занятости являются:
1) право из выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения;
2) право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения, выбора профессии (для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);
3) в случае признания их безработными — право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
4) право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами Российской Федерации;
5) право обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законодательством порядке;
6) иные права, предусмотренные законом.
Гарантии государства в области занятости подразделяются на три группы: а) гарантии в реализации права граждан на труд, б) дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения и в) гарантии социальной поддержки безработных. Последняя группа гарантий подробно рассматривается в следующем параграфе настоящей главы, поэтому здесь остановимся только на гарантиях первых двух групп.
Права граждан в области занятости населения
Понятие трудоустройства. В научной литературе предлагаются различные определения трудоустройства. Обобщая, все их можно свести к широкому и узкому подходу к пониманию данного явления. Трудоустройство в широком смысле включает все формы трудовой деятельности, не противоречащей законодательству, т. е., наряду с работой по трудовому договору, это самостоятельное обеспечение себя работой — деятельность по гражданско-правовым договорам, предпринимательство и т. п. Более того, анализируемым понятием охватываются как содействие получению возможности трудиться, так и сам процесс осуществления трудовой деятельности. Представляется, что такой подход порождает трудности в понимании правовой природы трудоустройства, а понятие трудоустройства пересекается с понятием формы занятости, исходя из перечисленных в Законе о занятости форм.
Как было отмечено, нередко к трудоустройству относят все процессы, предшествующие заключению трудового договора, в том числе и так называемый индивидуальный поиск гражданами работы, а работодателями поиск работников требуемой квалификации и специальности. Представляется, что в целях изучения курса трудового права и для уяснения правовой природы трудоустройства целесообразно рассматривать данное явление в узком смысле, относя к нему такие ситуации, когда установлению трудового правоотношения предшествует содействие государственного посреднического органа. В настоящем издании мы будем придерживаться именно такого подхода. При этом следует отметить, что на российском рынке труда возрастает роль и негосударственных организаций, оказывающих услуги по трудовому посредничеству. Вопрос о включении таких отношений в предмет трудового права является в настоящее время дискуссионным.
Трудоустройство — это один из способов содействия(для определенных категорий граждан — обеспечения) занятости. В документах (включая международно-правовые акты) соответствующие мероприятия охватываются именно понятием «содействие занятости», на что уже указывалось ранее. Такого подхода мы и будем придерживаться, определяя трудоустройство как способ содействия занятости. Исключения касаются наименее социально защищенных на рынке труда категорий граждан, в отношении которых государство принимает на себя повышенные гарантии в сфере трудоустройства, что позволяет рассматривать их трудоустройство как способ обеспечения занятости.
Одним из признаков трудоустройства выступает участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных). Важно также отметить, что трудоустройство является юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего оно выступает гарантией реализации права на труд.
Ранее основным правомочием, составляющим данное право, было право на получение гарантированной работы, реализация которого обеспечивалась общегосударственной системой трудоустройства. В современных условиях функционирования рынка труда ситуация значительно изменилась. Международно-правовое определение права на труд подразумевает, что это право должно обязательно гарантироваться государством посредством установления последним путей и средств, обеспечивающих полное осуществление этого права, к числу которых относится и трудоустройство. Так, в соответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается.
Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы; права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и ряда иных прав. В современных условиях политика в этой сфере направлена прежде всего на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов с учетом интересов основных субъектов на рынке труда — работников и работодателей (потенциальных работников и потенциальных работодателей), а также государства.
Такой подход следует и из ТК, согласно которому основной задачей трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования как интересов сторон трудовых отношений (т. е. работников и работодателей), так и интересов государства (ст. 1).
С учетом изложенного можно сформулировать следующее определение трудоустройства.
Трудоустройство — это способ содействия (в отдельных случаях — обеспечения) занятости, который выражается в оказании государственными и иными уполномоченными организациями услуг, направленных на подыскание работы и устройство на нее, с учетом интересов граждан, работодателей (организаций) и государства на рынке труда.
В структурно-содержательном смысле трудоустройство — это система организационных, экономических, правовых мер, направленных на обеспечение занятости населения.
С точки зрения состояния современного законодательства о труде в рамках изучения курса трудового права целесообразно остановиться прежде всего на анализе трудоустройства с участием органов государства в лице органов службы занятости по оказанию услуг по подысканию работы именн�� на условиях трудового договора.
Характеристика правового статуса безработного требует в первую очередь определения круга лиц, относящихся к данной категории граждан, их прав и обязанностей, а также гарантий соблюдения этих прав.
В соответствии со ст. 3 Закона о занятости безработными признаются граждане, которые:
- трудоспособны;
- не имеют работы и заработка (при этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата);
- зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
- ищут работу;
- готовы приступить к ней.
Эти пять признаков юридически и формируют понятие «безработный». Рассмотрим каждый из них.
Трудоспособность граждан определяется их возрастом и состоянием здоровья. С точки зрения возраста в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о занятости безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, а также те, кому в соответствии с законодательством назначена соответствующая пенсия. Обращает на себя внимание тот факт, что минимальный возраст безработных отличается от того, в котором реально на рынке труда могут появляться молодые люди, поскольку законодательство об образовании позволяет несовершеннолетнему обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления в сфере образования оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования (ч. 6 ст. 66 Федерального закона об образовании в РФ). Что же касается состояния здоровья, то особый порядок признания безработным установлен для инвалидов, т. е. лиц, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость их социальной защиты. В соответствии с абз. 4 ч. 2 ст. 3 Закона о занятости гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Отсутствие работы и заработка означает, что гражданин не относится ни к одной из категорий занятых граждан. Временное отсутствие заработка при сохранении работы (например, при временном отсутствии работы в связи с нетрудоспособностью либо при временном отсутствии дохода у лица, занимающегося предпринимательской деятельностью) или осуществление такой деятельности, которая получением дохода не сопровождается, но законом отнесена к видам занятости (например, обучение в образовательных учреждениях, прохождение военной службы), не служат основаниями для признания гражданина безработным. В то же время наличие дохода от деятельности, не являющейся занятостью (например, от продажи имущества), или иного дохода (например, наследства или дохода по банковским вкладам) препятствием для признания безработным не является.
Регистрация безработных в органах занятости осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (в ред. от 6 марта 2015 г.). Поскольку органы службы занятости обязаны по возможности предложить безработному варианты подходящей работы, то один из первых этапов — регистрация в целях поиска подходящей работы.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления им паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации — паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Закон о занятости раскрывает понятие подходящей и неподходящей работы.
Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (ст. 4). При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
В условиях рыночной экономики при безработице в обществе возникают проблемы, которые приводят к снижению покупательной способности граждан, уровню их жизни, при этом теряются квалифицированные кадры и возрастает риск социальной напряженности.
Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в., обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Анализ данной ситуации показывает, что способность рынка труда к саморегулированию все еще недостаточна, поэтому, несмотря на то, что в ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования этих общественных отношений.
Государственная политика в сфере занятости является одним из элементов социальной политики, цель которой состоит в создании такой ситуации на рынке труда, когда реализация спроса на труд и его предложение происходили бы в самые краткие сроки, а заинтересованные субъекты могли бы свободно выбирать контрагента в будущих отношениях. Таким образом, необходимо создать условия для сокращения сроков поиска работы, оптимизировать процесс поиска, а также обеспечить средствами для достижения указанной цели. Конкретная реализация государственной политики в сфере занятости содержится в Концепции действий на рынке труда, которая определяет основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения и совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения (Распоряжение Правительства РФ от 06 мая 2003 г. № 568-р).
Основой государственной политики в сфере занятости и трудоустройства населения являются следующие принципы:
- свобода выбора вида занятости, которая базируется на исключительном праве граждан по распоряжению своими способностями к труду;
- недопустимость какого бы то ни было принуждения к труду, кроме случаев, установленных в законе;
- обеспечение равных возможностей граждан в реализации их способностей к труду и выборе их вида занятости;
- приоритет прав российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
- направленность политики занятости на обеспечение полной и продуктивной занятости;
- приоритет активной политики занятости;
- направленность пассивной политики в области занятости на социальную защиту безработных граждан, стимулирование их на поиск работы и повышение конкурентоспособности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда путем создания соответствующих условий;
- координация мер по обеспечению занятости, предпринимаемых всеми участниками рынка.
Данные принципы реализованы в законодательстве РФ о занятости населения и представляют собой соответствующую систему нормативных правовых актов, которые определяют правовые, организационные и экономические основы отношений, возникающих в связи с обеспечением занятости и реализацией права граждан на труд. К ним относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ (1991), Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19. апреля 1991 г. № 1032-1 (с последующими изменениями), «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995), Положение о федеральной службе по труду и занятости (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324), Положение об организации общественных работ (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875 с последующими изменениями).
Законодательством предусмотрены определенные гарантии государства в реализации права граждан на труд.
Таблица 1 |
Все население РФ можно разделить на занятых и незанятых граждан. Термин «незанятые граждане» можно определить как «трудоспособные лица, которые не имеют работы, доходы», а термин «занятость» – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (заработок).
Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Права граждан в области занятости определены в ст.8,9,10,11 закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Право граждан на выбор места работы
Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения), или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта) между работодателем и лицом, принимаемым на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов) при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости
Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.
Безработные граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации
Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.
Гарантии государства в области занятости
Численность населения РФ с 1996 по 2005 гг.: незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службе занятости; имеющих статус безработных; безработным, которым назначено пособие по безработице; потребность предприятий в работниках, заявленная в службу занятости населения РФ представлены в таблицу 7.1 и по Санкт-Петербургу — таблица 7.5.
Обеспечение занятости является одновременно и обеспечением реализации права граждан на труд, обязанностью государства и его исполнительных органов власти, государственной службы занятости. Они и работодатели реализуют государственную политику в области занятости по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную деятельность. Для конкретного гражданина право на обеспечение занятости означает помощь ему соответствующих государственных органов в подыскании подходящей работы, т.е. в реализации права на труд. Система правовых норм по обеспечению занятости включает меры по подысканию подходящей работы и трудоустройству на нее, меры по стабильности и неизменности трудовых договоров, меры по предотвращению незаконных, необоснованных отказов в приеме на работу и охрану от незаконных переводов и увольнений.
Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.
Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и состоять на учете в Центре занятости. После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности.
- Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
- Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.
- Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
- Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
- Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.
О занятости населения в Российской Федерации
(в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 N 36-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 20.11.1999 N 195-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006), от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 287-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 22.07.2010 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 205-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 30.12.2012 N 328-ФЗ, от 23.02.2013 N 11-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П, от 23.04.2012 N 10-П)
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Государственная политика занятости
В ст. 10 Закона о занятости легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, сроки и условия найма.
В период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости за безработными гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В соответствии со ст. 1 Закона о занятости в РФ, занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
В течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы органы службы занятости должны предложить два варианта подходящей работы (в том числе временной) или два варианта получения профессиональной подготовки. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.
Рынок труда и правовое регулирование содействия занятости и трудоустройства
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Л. Г. Клечковская
СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В статье систематизировано законодательство в сфере занятости в РФ, дана характеристика и показана роль международно-правовых документов, законов и иных нормативных правовых актов в защите прав граждан в области занятости.
Ключевые слова: труд; закон; рынок труда; безработица; партнерство; занятость; работодатель.
Мировой экономический кризис значительно повлиял на динамику безработицы в РФ. Численность безработных граждан в стране составляет свыше пяти млн. человек, или 6,7% экономически активного населения (в соответствии с методологией Международной организации труда) [1].
Безработица порождает множество проблем в обществе и экономике. Поэтому мероприятия в области занятости являются важнейшими направлениями социальной политики нашего государства. Для их осуществления созданы специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемые Федеральной службой по труду и занятости, находящейся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Законодательство о занятости населения — предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. Это означает, что отношения в сфере занятости регулируются актами как федерального, так и регионального уровня. Так, Конституция РФ предусматривает, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76). Законы и иные нормативные правовые акты не должны вступать в противоречие с федеральными законами.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами федерального уровня и законами, а также иными нормативными правовыми актами субъектов РФ разграничивает полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области содействия занятости населения. Это разграничение осуществляется путем закрепления перечня полномочий федеральных органов государственной власти и полномочий органов государственной власти субъектов РФ.
Перечень полномочий федеральных органов государственной власти, предусмотренный ст. 7 Закона о занятости, носит исчерпывающий характер. В него
Л. Г. Клечковская
включены принципиальные положения, требующие единого решения на всей территории РФ. Начинается этот перечень с закрепления за федеральными органами государственной власти полномочий по разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения, принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости. Следует отметить, что совершенствование законодательства в области занятости населения в Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 гг. названо одним из основных направлений по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда.
С 1 января 2007 г. (Федеральный закон от 31. 12. 2005 № 199-ФЗ) РФ ряд полномочий в области содействия занятости населения передала для осуществления органам государственной власти субъектов РФ (ч.1 ст. 7.1). Этот перечень полномочий был расширен и уточнен Федеральным законом от 27. 12. 2009 № 367-ФЗ [2].
Закон о занятости в новой редакции от 27. 12. 2009 № 367-ФЗ в ч.1 ст. 6 определил понятие законодательства в сфере занятости: «Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».
Таким образом, система законодательства, регулирующего отношения в сфере занятости, включает в себя:
1) федеральные законы;
2) иные нормативные правовые акты РФ:
— указы Президента РФ;
— постановления Правительства РФ;
— нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
3) законы субъектов РФ;
4) иные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.
5) нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Представляется, что этот перечень необходимо дополнить такими источниками, как соглашения, коллективные договоры, локальные нормативные акты, которые также регулируют отношения в сфере занятости.
Пособие по безработице назначается одновременно с решением о признании лица безработным. Пособие по безработице должно начисляться с первого дня признания человека безработным, оно выплачивается ежемесячно при условии прохождения индивидом перерегистрации, но не чаще 2 раз в месяц.
Закон о занятости устанавливает порядок расчета размеров пособия по безработице. Размер пособия определяется к среднему заработку в процентном отношении, в некоторых условиях размер пособия может быть установлен в процентном отношении к прожиточному минимуму, исчисленного для данного субъекта Федерации. Закон о занятости (ст. 34) устанавливает отдельным категориям безработных размеры пособия.
Пособие по безработице в минимальном размере выплачивается:
- впервые ищущим работу лицам и ранее не работавшим;
- желающим возобновить трудовую деятельность после продолжительного перерыва (более года);
- в течение 12 месяцев уволенным из организации или учреждения лицам, которые имели оплачиваемую работу на протяжении не менее 26 календарных недель, предшествовавших началу безработицы;
- уволенным за нарушение трудовой дисциплины, иные виновные действия, которые предусмотрены законодательством РФ.
Пособие по безработице выплачивается: гражданам, уволенным:
- по собственному желанию;
- в связи с болезнью, которая препятствует продолжению работы в данной местности;
- в связи с нарушением трудового и коллективного договора работодателем;
- из-за необходимости ухода за больными членами семьи или инвалидом I группы;
- при наступлении чрезвычайных обстоятельств, которые препятствуют продолжению трудовых отношений;
- женщинам, у которых есть дети в возрасте до 14 лет.