Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «РАЗНИЦА МЕЖДУ ПСИХОЛОГО И СПЕЦИАЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На проблемы с развитием ребенка указывают психологи при плановом обследовании и поступлении в детский сад. Чаще всего у детей диагностируют задержку речевого развития. Связана она с неврологическими заболеваниями, но возможны и психологические причины.
Коррекционный психолог-дефектолог выполняет следующие задачи:
- исследование уровня интеллекта у ребенка, особенностей физического и умственного развития;
- разработка индивидуальной программы обучения;
- развитие памяти, мышления, стимуляция мозговой деятельности;
- развитие навыков общения, устранение скованности, стеснения;
- устранение логопедических проблем, помощь в постановке звуков;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- помощь в социализации ребенка, принятии недостатков тела и ума;
- консультация родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка.
Главной целью специалиста является устранение психологических преград на пути к интеллектуальному развитию. Для этого организуется совместная работа с родителями, что позволяет комплексно подойти к проблеме.
Чтобы выполнять поставленные задачи, педагог должен уметь:
- быстро находить общий язык с ребенком, формировать с пациентами доверительные отношения;
- находить слабые места пациента, причины психологических нарушений;
- обучать чтению и письму нетрадиционными способами;
- работать с детьми разных возрастов.
Работа логопеда в детском саду и школе
«С каждым годом процент детей, которые нуждаются в логопедической помощи, растет, — отмечает эксперт. — А чем позже будет обнаружен дефект, тем более серьезные негативные последствия для развития ребенка он может повлечь. Поэтому задача специалиста, работающего в детском саду, — своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста».
В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.
В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше.
Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.
Получить профессию можно только в педагогическом вузе, на базе которого действует кафедра логопедии или факультет дефектологии. Стать специалистом, закончив краткие курсы, не получится: высшее профильное образование нужно обязательно.
После 11 класса для поступления в вуз потребуется сдать ЕГЭ по дисциплинам:
После 9 класса можно поступить в педагогический колледж или техникум. Но окончив его, все равно придется поступать в вуз: без высшего образования работать по специальности невозможно.
«Очевидно, профессия логопеда еще долго будет востребованной, — отмечает Вита Билуха, — потому что, к сожалению, количество детей с нарушениями речи растет с каждым годом. А сами нарушения становятся все более сложными и требуют больше времени на коррекцию».
Однако очевидно и то, что случайным людям в этой профессии делать нечего. Импульсивность, требовательность, резкий и взрывной характер, а также желание быстрого карьерного роста, отсутствие любви к детям и сострадания можно считать прямыми «противопоказаниями» для поступления на логопедический факультет.
Диагностика и лечение
Работа специалиста начинается с консультации.
От родителей требуется рассказать, как проходила беременность, были ли осложнения во время родов. Важно знать заболевания ребенка, особенно по части неврологии. Также родители описывают поведение малыша дома, в саду, в гостях, на улице. Рассказывают об особенностях поведения, имеющихся отклонениях.
На втором этапе специалист приступает к диагностике пациента.
Оцениваются интеллектуальные способности, речь, способность к восприятию новой информации. Психолог смотрит, как ребенок реагирует на раздражители, как справляется с эмоциями. Общение происходит с родителями и без них, что позволяет увидеть или исключить одну из причин задержки развития — страх.
Затем составляется индивидуальная программа коррекции.
Она включает работу с дефектологом и обучение в домашних условиях. По необходимости, ребенка направляют на дополнительное обследование и консультацию с врачами.
Психолог-дефектолог не имеет медицинского образования, поэтому не может назначать медикаменты и физиотерапевтическое лечение. Специалист занимается компенсированием недостатков. Занятия проводятся в игровой форме в непринужденной обстановке, чтобы заинтересовать ребенка.
Есть несколько педагогических методик, позволяющих развивать способности детей. К ним относится песочная терапия, томатис-терапия, упражнения с карточками, пазлами, конструкторами.
Какие нарушения подлежат коррекции?
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Проблема психологического характера, проявляющаяся раздражительностью, агрессией, плохой концентрацией внимания и памятью. Ребенок отказывается от учебы и общения со сверстниками, не умеет просить, разговаривает криком.
УО (умственная отсталость). Может быть врожденной или приобретенной. В большинстве случаев носит психологический характер, поэтому подлежит коррекции. Диагностируется по нестандартному поведению, замедленному развитию, плохой памяти.
РДА (ранний детский аутизм). Врожденное заболевание, связанное с неправильным развитием головного мозга. Проявляется отсутствием интереса к играм, склонностью к повторяющимся действиям.
ДЦП (детский церебральный паралич). Сложное заболевание с физическими и умственными отклонениями. Требуется поддерживающая терапия, направленная на обучение основным навыкам — читайте подробнее в статье.
ЗРР (задержка речевого развития). Заболевание, характеризующееся плохим словарным запасом, неправильным произношением звуков.
Если ваш ребенок нуждается в помощи дефектолога, то на нашем сайте вы можете самостоятельно найти специалиста. В анкете кандидата указано образование, опыт работы, методы лечения, стоимость.
Консультация дефектолога включает:
- Изучение анамнеза и уточнение информации о течении беременности и родов.
- Проведение комплексной диагностики с целью изучения психических функций (возможно привлечение к процессу диагностики психолога или психотерапевта). Оценивается понимание речи, способность вступать в социальный контакт, привычки и поведение, уровень интеллекта, речевые навыки, соответствие письма и чтения возрасту. Также проверяют концентрацию внимания, память и эмоционально-волевую сферу, изучается тип семейного воспитания.
- Формирование индивидуального коррекционного плана занятий с учетом результатов диагностики. Также даются рекомендации родителям по поводу развивающих занятий в домашних условиях.
Поскольку на прием к дефектологу обычно направляют другие узкие специалисты после установления диагноза, на первый прием рекомендуется взять медицинскую карту ребенка и результаты всех имеющихся обследований.
При необходимости дефектолог направляет ребенка на дополнительные обследования — ЭЭГ, УЗИ головного мозга, нейросонографию, допплерографию и др.
Какие выводы можно сделать?
- Нужна комплексная диагностика развития ребенка. Если ребенок не говорит — это лишь один симптом, который может указывать на различные проблемы. Два неговорящих ребенка могут оказаться полностью разными по структуре нарушения. Например, у одного ребенка может быть задержка речевого развития, в то время как все остальные сферы (познавательная, эмоционально-волевая, поведенческая) сохранны. А у другого ребенка поражены/не созрели подкорковые отделы головного мозга, вследствие чего развивается то, что сейчас называют расстройством аутистического спектра (может сопровождаться нарушением пищевого поведения, сна, моторной сферы, стереотипными движениями, аутоагрессией, двигательной расторможенностью/заторможенностью). Значит, и коррекция будет строиться по-разному. В нашем Центре существует такая форма первичной консультации, как психолого-педагогический консилиум, то есть обследование и диагностика специалистами разного профиля: нейропсихологом/клиническим психологом, дефектологом-олигофренопедагогом, логопедом-дефектологом. Конечно, нельзя забывать и про неврологическое обследование, в том числе аппаратные методы диагностики. Наши специалисты при необходимости дают направление на дополнительные обследования.
- Как правило, при сочетанных нарушениях и сложных диагнозах коррекция также нужна комплексная. Требуются занятия с несколькими специалистами и аппаратная нейрокоррекция (например, Томатис и Форбрейн). Идеально, если специалисты могут обмениваться информацией между собой. То есть педагоги и психологи проводят занятия «снаружи», а аппаратные методы помогают мозгу «дозреть» изнутри. Поэтому такой подход дает максимальный эффект.
- Для понимания процесса коррекции родителям важно для себя определить «мишени», на которые направлены усилия семьи и специалистов. Поэтому важно быть в контакте с педагогами, психологами, обязательно уточнять, какие упражнения на что направлены, что нужно делать дома для ускорения результата.
- При выборе специалиста желательно узнать опыт его работы, особенности подготовки. Например, многие родители обжигаются на том, что водят ребенка к логопеду, который не имел опыта работы со сложными нарушениями речи и действует наугад (например, «ставит звуки» неговорящему ребенку с алалией, что в корне неверно).
В нашем Центре все специалисты проходят тщательный отбор, который предусматривает наличие дефектологической подготовки и опыт работы с сочетанными нарушениями. Поэтому этапы коррекционной работы выстраиваются в той последовательности, которая отвечает естественному развитию ребенка для достижения максимальной компенсации.
Если у вас остались вопросы по работе таких специалистов, как логопед или дефектолог, или вы хотите записаться к нам на прием, звоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
Деятельность дефектолога и его основные обязанности
Все начинается с диагностики. Притом дефектолог не только работает с ребенком (проверяет концентрацию внимания, уровень интеллекта, речевые навыки, память и пр.), но также изучает информацию о течении беременности и родов. Обследование должно быть комплексным: например, некоторые задачи и упражнения нужны не столько для проверки интеллекта, сколько для изучения эмоциональной реакции.
На этом этапе дефектолог изучает результаты обследований, проведенных врачами, и объясняет родителям, к каким специалистам стоит обратиться (это может быть психолог, невропатолог, узкий специалист в конкретной области дефектологии и пр.)
После окончания диагностики нужно составить индивидуальный план занятий, подобрать комплекс упражнений. Важный пункт — рекомендации дефектолога родителям. Во многом от поведения взрослых и их способности обеспечить ребенку подходящие условия для развития зависит результат работы специалиста.
Последний этап — проведение занятий. Дефектолог внимательно наблюдает за ребенком, отслеживает прогресс и корректирует план, чтобы добиться нужного результата. При необходимости он меняет длительность и частоту занятий.
Также дефектологи консультируют участников коррекционно-образовательного процесса (родителей, учителей и других специалистов) и просвещают население.
Как исследует ребенка нейропсихолог
— Какие исследования нужны нейропсихологу? Необходимо ли ЭЭГ? Или только осмотр ребенка, общение с ним — ваша база?
— Пообщавшись с ребенком, я понимаю, нужно мне ЭЭГ или нет. Заранее сказать не могу. Но обычно ЭЭГ малоинформативно в том традиционном медицинском виде, в котором оно используется.
Помимо практики, я занимаюсь научной деятельностью в Институте возрастной физиологии РАО, и в моей лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности специалисты проводят такие электроэнцефалографические исследования, которые позволяют выявить неоптимальное состояние различных мозговых структур, часто глубинного характера.
Например, неоптимальное состояние лимбической системы, связанной с эмоциональными факторами. Оно может проявляться в склонности ребенка к бурным эмоциональным реакциям или быстрой смене эмоциональных состояний, в трудностях распознавания своих и чужих эмоций. Если ребенок меня в эмоциональном плане настораживает или я вижу повышенное истощение ребенка в рамках когнитивной деятельности, сниженную работоспособность, я обычно рекомендую сделать такие исследования.
— А какие еще исследования нужны?
— Если ко мне обращаются с нарушениями в развитии и трудностями в обучении, я могу заметить снижение энергетического обеспечения деятельности. И порекомендовать невролога, чтобы он назначил лечение. На фоне лекарств развитие может протекать быстрее.
То есть я могу видеть, что ребенок энергетически ослаблен, и отправлю его к врачу для фармакологической поддержки. И данные ЭЭГ, УЗДГ нужны скорее врачу для постановки правильного диагноза и назначения лечения, нежели мне.
— Есть мнение, что поврежденный в той или иной степени мозг — это предмет для работы нейропсихолога. Например, родовая гипоксия — это же тоже травма. Получается, это не так?
— После родов ребенок проживает длительный период онтогенеза. И мы знаем о том, что наш мозг пластичен и может одни проблемы успешно компенсировать за счет включения в работу других мозговых зон. И одни факторы поражения мозга могут оказаться значимыми для развития ребенка, а другие — нет.
И даже зная, что в анамнезе есть гипоксия, мы не можем утверждать, повлияла она или нет на детское развитие. Очень важен фактор среды, то, как мама развивала ребенка, включалась, давала разные задания, помогала. Он может быть гораздо успешнее в развитии, чем другие. Это всегда, знаете, лотерея. Чем больше мы вкладываемся, тем больше отдачи получим даже с детьми, которые плохо начали.
— Недоношенных детей нужно в обязательном порядке показывать нейропсихологу? Или к 4–5 годам они уже так компенсировались, что и не обязательно?
— Недоношенные не всегда здорово компенсируются. Да, это фактор, при котором стоит показать ребенка нейропсихологу.
Как взрослым развивать интеллект и оставаться молодыми
— «Доказано, что клетки головного мозга образуются на протяжении всей жизни и наибольший эффект их роста достигается от новой деятельности. Связан ли вид новой деятельности с тем видом нейронных связей, который образуется? Например, я начала учить новый язык, значит образуются нейронные связи, которые отвечают за интеллект? А если научилась кататься на велосипеде, то образуются те, которые отвечают за двигательные функции и равновесие?»
— Вопрос очень важный. Многие люди считают: чем бы мы ни занимались, что-то там образуется, и оно будет полезно. Нейронные связи образуются от определенных видов деятельности, они будут специфичными и будут помогать нам именно в них.
— Если я хочу улучшить свой интеллект, то занимаюсь языками или шахматами?
— Всеми заданиями, которые будут формировать и развивать разные операции мышления: анализ, синтез, классификация, обобщение. Это можно делать через разные вещи. Читая книги, разбирая их, осмысляя, мы тоже будем заниматься развитием интеллекта.
— А если я хочу как можно дольше оставаться молодой, чем мне заниматься?
— Новые виды деятельности помогают выстраивать новые нейронные связи. Если вы никогда не водили машину — начинайте водить машину. Повышая квалификацию в рамках своей специальности, вы тоже что-то новое узнаете. И это все всегда будет про развитие мозга.
Но нам еще и двигательная, физическая активность нужна. Такое сочетание интеллектуальной и физической активности позволит сохранить вашу молодость.
— «Многие люди отмечают, что с возрастом глупеют. Это норма? И можно ли что-то с этим сделать?»
— Я бы не сказала, что люди именно глупеют. Скорее всего, такое самоощущение связано с ограниченностью наших ресурсов. Действительно, ближе к сорока многие люди отмечают, что становятся менее работоспособными, быстрее устают, требуется больше времени на отдых.
Такой недостаток активационных или энергетических возможностей сказывается и на нашей деятельности. Возможно, мы начинаем работать медленнее, нам тяжелее перераспределять свое внимание между отдельными задачами, мы можем допускать больше ошибок. Но такое «снижение» может быть связано не только с возрастом, но и с изменением образа жизни — недостаточная двигательная активность, а может — с многозадачностью, когда надо практически параллельно много задач реализовывать или удерживать информацию разного рода, так что сосредоточиться на одном процессе не получается.
Зачем психолог нужен ребенку?
Часто среди родителей бытует предубеждение, что детский психолог – тот же психиатр, но на самом деле, это далеко не так. Такой специалист – не врач, но он незаменим, когда малыш попадает в стрессовую ситуацию или переживает возрастной кризис. Он оказывает ребенку психологическую помощь посредством игровой методики, дает ему возможность выразить эмоции, переживания знакомым путем.
Маленький человечек не всегда находит в себе силы признаться родителям в своих чувствах – он боится их огорчить, вызвать недовольство или, хуже того, гнев, особенно, если ситуация связана с разводом или смертью одного из родителей или близких родственников, насилием.
Подобрать ключик к детской душе сможет только специалист.
Почему нельзя пренебрегать помощью детского психолога? Невысказанные переживания со временем могут вылиться в серьезные неврозы, которые окажут негативное влияние на всю дальнейшую жизнь маленького человека.
Когда нужно прийти на консультацию к детскому психологу?
- Всегда покладистый, неконфликтный ребенок вдруг устраивает «праздник непослушания», закатывает истерики и скандалы на ровном месте.
- Боится оставаться один в темной комнате.
- Боится людей, не умеет постоять за себя, сильно стесняется.
- Для его поведения характерны необъяснимые вспышки агрессии, он вымещает злость на игрушках, животных, может ударить родителей.
- Если он попал в экстремальную ситуацию: насилие, смерть родственника или питомца, развод, переезд, смена коллектива, травля со стороны сверстников, тяжелая болезнь. Внешне он может не проявлять беспокойство, но в душе у него бушует ураган.
- Плохие оценки, нежелание идти в школу, вызывающее поведение, часто связаны не с ленью и невоспитанностью, а с более серьезными причинами, которые обнаружит психолог и подскажет, как их устранить. Запишите ребенка сразу же, как заметили тревожные признаки, и он будет благодарен Вам за поддержку.
- Гиперактивный. Если у ребенка есть диагноз СДВГ, то психолог поможет ему определить свои главные стремления и направить лишнюю энергию в правильное русло. Также регулярно посещать специалиста стоит, если у ребенка выявлены аутизм, ММД, ЗПР.
Кстати, помощь детского психолога необходима не только малышу, но и молодым родителям. Специалист подскажет, как правильно общаться с ребенком, понять истинные причины его «странных» поступков, выстроить доверительные отношения.
Где можно получить профессию дефектолога?
Как мы уже упоминали выше, дефектология «стоит» на стыке многих наук. Однако преобладающее направление, все-таки педагогика. Поэтому, если вы чувствуете в себе призвание и хотите получить профессию дефектолога, то обратить свое внимание вам придется на педагогические ВУЗы, на базе которых работает кафедра дефектологии. Отметим, что в процессе обучения студентам приходится не только изучать основы педагоги и особенности работы с неполноценными людьми, но и учиться оказывать первую необходимую психологическую и медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях. Другими словами, вы получите педагогическое образование с медицинским уклоном.
Многих людей интересует, можно ли получить специальное дефектологическое образование на профильных курсах (то есть, по ускоренному варианту), при условии что будущий специалист уже имеет «за плечами» диплом о педагогическом или медицинском образовании. Нет, нельзя. Вам все равно придется поступать в педагогический ВУЗ на кафедру дефектологии. Правда, срок обучения в этом случае составит не традиционные 5 лет, а всего 2-3 года.
Какую работу он проводит с детьми
Обучает, воспитывает, знакомит с окружающим миром и другое — вот что делает дефектолог с детьми. Это далеко не самый полный перечь видов деятельности. Они зависят от вида нарушения. Общая цель — формирование мотивации к обучению.
На первом этапе учитель-дефектолог проводит обследование. Оно затрагивает все стороны развития. Проверяется, как дети вступают в контакт, как реагируют, какой у них темп работы. Обследуется мышление, понимание инструкций, зрительное и слуховое восприятие.
На основе полученных результатов учитель разбивает детей на группы. Воспитанники в них обладают примерно одинаковым уровнем развития. С некоторыми детьми проводить групповые занятие не получается: к этой категории относятся аутисты — эти детки чаще ставятся на индивидуальные занятия в силу специфики данного нарушен я развития.
Занятия проводятся в нескольких направлениях:
Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию. Отдельно ведётся работа по развитию ощущений. Для этого делаются пальчиковые бассейны с разными крупами и мелкими игрушками. Полезно готовить ароматную еду, изучать овощи, фрукты, ягоды, трогать, обследовать пальчиками. Всё это помогает детям сформировать разные ощущения.
Малыши с задержкой психического развития отличаются проблемами с играми. Им тяжело контактировать с кем-то, следовать правилам. Поэтому им требуется помощь дефектолога. Он грамотно руководит действиями подопечных и помогает им найти общий язык друг с другом.
Незаменимы и консультации для родителей. Дефектолог может ответить на всех их вопросы, дать совет и помочь справиться с проблемами ребёнка.
Что нужно для того, чтобы работать дефектологом?
Профильное образование для логопеда-дефектолога – это базовое требование, необходимое для трудоустройства.
Обучение на дефектолога проводится на психолого-педагогическом факультете. Обучение на кафедре коррекционной педагогики и психологии по данному направлению позволяет получить диплом бакалавра или магистра. Иными словами, это специальность, которой нужно учиться в высшем учебном заведении, т.е. недостаточно пройти обычные курсы.
Чтобы работать этим специалистом, необходимо наличие определенных профессиональных и личностных качеств:
- Умение применять на практике те знания, которые были получены в процессе обучения по специальности.
- Желание совершенствоваться и заниматься самообразованием с целью повышения своей квалификации.
- Ответственное отношение к своим профессиональным обязанностям.
- Очень важна любовь к детям, потому что это базовый момент для этой профессии.
- Стрессоустойчивость и терпеливость.
- Умение творчески подходить к своей работе.
Кто такой нейропсихолог
Нейропсихология изучает влияние состояния мозга на поведение и психические возможности человека.
Например, если ребенок на уроке отвлекается, а на перемене носится как угорелый, не всегда проблема в воспитании. Иногда малыш не может вести себя иначе из-за недоразвитых участков головного мозга.
Нейропсихолог с помощью физических упражнений и игр «подтягивает» развитие мозга и помогает маленькому пациенту обрести внимание, память и усидчивость, положенные по возрасту. Чаще всего его клиенты — дети от 4 до 12 лет. Мол, после что-то исправлять уже поздно.
Но есть нейропсихологи и для взрослых, которые помогают справиться с последствиями серьезных травм. Например, вернуть былую мозговую активность после инсульта.
Методы диагностики и лечения
Дефектолог анализирует коммуникабельность малыша, его интеллектуальную, речевую и физическую готовность. Врач проверяет словарный запас, уровень развития психологических процессов, которые позволяют использовать полученные знания. Речевая готовность подразумевает сформированность звуковой системы, грамматическую правильность и качество речи.
Диагностика проходит в игровой форме с использованием различных методов и техник. К примеру, дефектолог покажет малышу несколько карточек с предметами и попросит его убрать лишнее или объяснить что общего между этими предметами. Ребенка могут попросить воспроизвести текст, придумать простые или сложные аналогии, обвести схему по точкам, чтобы получить рисунок или соединить силуэт животного с его цветным изображением. Количество задач, время диагностики, их сложность и специфика определяются в индивидуальном порядке. Диагностика взрослого человека проходит гораздо быстрее и проще. Чаще всего это диалог, в ходе которого выясняются жалобы, сильные и слабые стороны пациента.
Почему логопед может отправлять детей к другим специалистам?
Хотя логопедия — отрасль не медицины, а педагогики, но с медициной логопедия связано очень тесно. Нарушения и особенности нервной системы могут влиять на механизм развития речи, вызывать дефекты звукопроизношения, формирования речевых навыков и т. д. Поэтому запись к неврологу для диагностики и последующей коррекции речевых недостатков может быть необходима. Логопед может также направить ребёнка к стоматологу для исправления длины уздечки, особенностей прикуса, мешающих формированию звуков, советовать консультацию психиатра, занятия с психологом, дефектологом, так как развитие речи и в особенности его нарушения могут указывать на разные нарушения как медицинского, так и психологического характера. В некоторых случаях могут быть рекомендованы комбинированные консультации, например, психиатра и генетика (при подозрении на хромосомные нарушения), невролога и ортопеда (при вероятности недостаточного кровоснабжения мозга из-за сдавления шейных артерий) и т. д.
Совместная работа родителей и специалистов поможет быстрее и эффективнее исправлять дисфункции.