Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Цель и задачи учета и анализа расчетов организации по налогам и сборам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учет расчетов по налогам и сборам регламентируют законодательные нормы и действующие НПА. В бухучете все налоги и установленные сборы фиксируются на счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», где по каждому из них специально открывают субсчет, объединяющий аналитическую информацию. Счет 68 предназначен для подытоживания в целом сведений по налогам, уплачиваемым фирмой, а также персоналом компании. Заметим, что только в учете НДС кроме 68-го применяется еще счет 19. С его помощью отражают входной НДС по купленным ценностям.
Расчеты по налогам и сборам в балансе
Являясь активно-пассивным, счет 68 объединяет всю деятельность фирмы и отражает расчеты с бюджетом по налогам и сборам, как в активной части баланса, так и в пассиве. Связанные с налоговыми платежами, сведения могут отражаться в бухгалтерском балансе в следующих разделах и строках:
- в активе баланса:
- в 1-м разделе:
- стр. 1180 при учете с отложенными налоговыми активами,
- во 2-м разделе:
- стр. 1220 «НДС по приобретенным МЦ»:
- стр. 1230, если у фирмы имеется переплата по налоговым платежам;
- в 1-м разделе:
- в пассиве баланса:
- в 4-м разделе:
- стр. 1420 при наличии отложенных налоговых обязательств;
- стр. 1450, если имеются долгосрочные обязательства по предоставленной компании рассрочки/отсрочки по налогам, инвестиционные кредитные проекты и др.;
- в 5-м разделе:
- стр. 1520 при отражении кредиторской задолженности по краткосрочным недоимкам и начисленным налогам с не наступившим пока еще сроком оплаты.
- в 4-м разделе:
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету и налогам на основе категории общественных благ, предоставляемых государством членам общества, налогоплательщикам. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет, его функции в современной жизни. Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).
Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.
Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют т. н. регулирующие доходы — федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет). До принятия Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство и бюджетная практика постоянно “размывали” эти два понятия — собственные и регулирующие доходы. Бюджетный кодекс РФ разделяет собственные и регулирующие доходы по периоду их установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие доходы устанавливаются на год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Отличие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется также видом нормативного документа, который их устанавливает. Так, собственные доходы регламентируются бюджетным и налоговым законодательством в целом, а регулирующие доходы — законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о соответствующем бюджете на очередной год.
В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета приобрело в основном налоговый характер.
Налоговые доходы это обязательные, безвозмездные, безвозратные платежи в пользу бюджета.
Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.
Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.
При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.
Вместе с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различных нормативных актах, в частности, в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Так, следующие основные налоги являются федеральным: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование природными ресурсами; налог на прибыль предприятий и организаций; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; гербовый сбор; государственная пошлина; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог на доходы (дивиденды, проценты и др.).
Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства. Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.
Любая бухгалтерия, как сердце предприятия, особенно чувствительна к изменениям в налогах. От четкости или не четкости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности которых последний заинтересован не меньше первого.
Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшее десятилетие было много отдельных частных изменений, но основные принципы учета расчетов с бюджетом сохраняются.
Цель дипломного проекта является анализ предприятия расчетов с бюджетом. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
Анализ проблем формирования налоговых поступлений;
Особенности организации учета расчетов с бюджетов по налогам и сборам.
В процессе работы были использованы труды следующих ученых: Кондракова Н.П., Вещуновой Н.Л., Фоминой Л.Ф., Щадиловой С.Н., а также нормативные документы МНС Российской Федерации.
Объектом проведения исследования является ОАО «Копир». Предприятие занимается как производством, так и сбытом произведенных товаров. При этом задача предприятия состоит в выяснении потребностей потребителей и поиске товаров, которые в наибольшей мере удовлетворяют эти потребности. Формирование и поддержание эффективной системы перемещения продукта от производителя до конечного потребителя с минимальными затратами.
В качестве информационно-аналитической базы использовались документы бухгалтерско-финансовой отчетности ОАО «Копир» за последние три года работы предприятия.
Существование государства зависит от налогов. Они — представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием доходов государства, необходимых для выполнения им своих функций.
Доходная часть государственного бюджета формируется из:
трансфертов, то есть односторонних не подлежащих возмещению, необязательных поступлений,
неналоговых поступлений, то есть доходов от собственности (капитальные доходы от продаж активов, стратегических запасов и земли), операционной прибыли ведомственных предприятий (включая прибыль Центрального банка) и односторонних поступлений (штрафы),
налоговых поступлений, которые оказывают наибольшее воздействие на доходную часть бюджета первые.
В мировой практике налогообложения существуют значительные различия, связанные с зависимостью от устоявшихся моделей бюджетных систем. На протяжении многих лет сложились такие бюджетные системы, которые отражают общие конституционные, правовые и административные традиции. В широком смысле бюджетные системы основаны на британской или французской моделях, опыте бюджетной системы США или практике латиноамериканских стран. Последняя отражает общие корни стран, говорящих на испанском языке, под влиянием административного опыта каждой отдельной страны этого региона, взявших за основу британскую и французскую модели. Хотя у каждой из систем есть свои особенности, отражающие политические, конституционные и экономико-политические процессы, тем не менее для всех этих систем можно установить общие черты. Большинство бюджетов формируется за счет доходов, исчисляемых на кассовой основе, хотя в нескольких странах проводится оценка бюджетных доходов.
В некоторых странах бюджеты подразделяют на общий или главный бюджет, ряд специальных счетов, а также связанных с ними регулярно возобновляемых фондов, создаваемых для специальных целей. Например, такая структура характерна для Японии, Кореи, Филиппин и Таиланда. В британских бюджетных системах такие специальные счета не нашли широкого распространения. Латиноамериканские бюджеты часто характеризуются целевым назначением доходов бюджета, которые предназначаются для выполнения конкретных программ и проектов либо выделяются для конкретных ведомств, а также выделением определенной части доходов децентрализованным ведомствам. В британских бюджетных системах целевые ассигнования составляют относительно незначительную долю. Системы целевых ассигнований, как правило, характерны для бюджетных систем, основанных на французской модели.
В рамках системы централизованного планирования в бывшем Советском Союзе государственный бюджет и централизованные фонды отраслевых министерств осуществляли массированное перераспределение ресурсов между государственными предприятиями согласно предписаниям народнохозяйственного плана страны. Формирование и осуществление бюджетной политики в СССР характеризовалось централизацией средств в союзном бюджете, что должно было обеспечить соответствие этой политики целям выполнения плановых заданий.
Структура доходов бюджета в течение всего послевоенного периода менялась весьма незначительно. Доходная база государственного бюджета СССР формировалась за счет следующих источников:
а) платежи из прибыли (отчисления от прибыли) государственных предприятий и организаций, плата за основные производственные и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные платежи), свободный остаток прибыли;
б) платежи из доходов предприятий (подоходный налог с кооперативных предприятий и организаций, подоходный налог с колхозов, лесной доход, плата за воду);
в) платежи, включаемые в себестоимость (отчисления на геолого-разведочные работы);
г) сборы и платежи за оказываемые государственными организациями услуги (государственная пошлина, сбор ГАИ, другие сборы и неналоговые платежи);
д) платежи, уплачиваемые населением (подоходный налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан), сельскохозяйственный налог (платили колхозники, владельцы приусадебных участков), налог с владельцев строений, земельный налог (не платили колхозы и граждане, облагавшиеся сельскохозяйственным налогом), налог с владельцев транспортных средств.
Принятый в октябре 1991г. Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» провозгласил независимость бюджетов всех уровней власти. Формально был положен конец автоматическому покрытию дефицита бюджетов нижестоящего уровня из вышестоящего. Все территориальные органы власти получили право сохранять за собой неизрасходованные к концу года остатки бюджетных средств.
В то же время в Законе не нашли отражения вопросы формирования межбюджетных отношений, механизмов горизонтального и вертикального выравнивания бюджетной системы. Предполагалось, вероятно, что вводимая система закрепленных и регулирующих доходов обеспечит регионы достаточной налоговой базой, и постоянные крупные вливания средств из федерального бюджета не потребуются. Однако, с началом 1992 г. состояние региональных бюджетов стало быстро ухудшаться, и Минфину снова пришлось вернуться к практике субсидирования. Объемы и направления трансфертов определялись скорее напористостью местных властей и политическими интересами центра, нежели реальным положением дел в регионах.
Все доходы в федеративном государстве подразделяются на: федеральные, территориальные и местные. Это привело к тому, что мировой практике применяется три способа разграничения доходов внутри бюджетной системы:
разделение доходов от налогов путем закрепления за каждым уровнем управления конкретной доли налога в пределах установленной единой ставки налогообложения;
введение местных надбавок к федеральным и территориальным налогам;
четкое разграничение видов налогов между уровнями государственного управления и местного самоуправления.
На взаимоотношения бюджетов отдельных уровней власти (федеральных, региональных и местных) значительное влияние оказывает порядок разграничении, установленных внутри бюджетной системы каждой страны. Трехуровневая налоговые системы, которая функционируют в Российской Федерации, как и в большинстве федеральных государств, позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования бюджетов всем уровням управления при распределении некоторых налогов между ними.
Часть налоговой массы, аккумулируемой в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между региональными и местными бюджетами. В связи с этим доходные источники делятся на закрепленные и регулирующие:
а) закрепленные доходные источники,
б) регулирующие доходные источники.
Разделение доходных источников между бюджетами разных уровней закреплено Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г.
К федеральным регулирующим налогам относятся НДС, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, налог на имущество предприятий (равными долями распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации), налог на прибыль предприятий и подоходный налог с физических лиц.
Различия в характере долевого участия заключаются в том, что по НДС, акцизам и подоходному налогу речь идет о разделе налогового сбора, по налогу на прибыль — о совместном использовании налоговой базы путем введения двух ставок — фиксированной федеральной ставки и территориальной ставки, самостоятельно устанавливаемой региональными властями, но ограниченной верхним пределом.
Часть федеральных налогов и один региональный налог (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в соответствующих процентах поступают в тот бюджет за которым они закреплены. Например, Федеральный транспортный налог полностью закреплен за бюджетом субъекта Российской Федерации. По трем федеральным налогам — гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет.
На основании анализа рынков сбыта продукции ОАО «Копир» и оценки уровня конкурентоспособности бизнеса определен объем производства, достаточный для удовлетворения платежеспособного спроса целевых сегментов.
Ежемесячно планируется выпускать 66,7 тонн пюре из тыквы и моркови, 33,3 тонны пюре из тыквы и кабачков 41,7 тонны пюре из кабачков, 66,7 тонн пюре из яблок, 16,7 тонн пюре из черной смородины и 41,6 тонн пюре из яблок и черной смородины.
Наиболее перспективным направлением переработки овощей с позиции сбыта готовой продукции является переработка тыквы и яблок. Анализ маркетинговой конъюнктуры выявил на сегодняшний день два приоритетных продукта — пюре из тыквы и моркови и пюре из яблок. Спрос на эти товары предъявляется со стороны как коммерческих, так и бюджетных организаций. По мере развития бизнеса будет также налажен выпуск томатов маринованных, икры кабачковой, огурцов маринованных, солянки, капусты маринованной.
Обеспечение ОАО «Копир» сельскохозяйственным сырьем намечается из районов республики Марий Эл, Татарии, Чувашии (в радиусе 300 км). Обеспечение вспомогательным материалами и тарой – по прямым договорам с предприятиями-поставщиками.
36% пюре из тыквы и моркови предназначено для реализации потребителям Республики Марий Эл, 64% — потребителям из соседних регионов (Нижегородской и Кировской областей, Чувашской республики и ряда других). Детское пюре других видов на начальном этапе развития бизнеса планируется полностью продавать на территории Республики Марий Эл. В перспективе для увеличения сбыта пюре из кабачков, яблок и черной смородины целесообразно осваивать рыночные пространства соседних регионов.
Отметим, что потребителями продукции предприятия выступают хлебопекарни, пищевые комбинаты, дошкольные заведения, торговые и коммерческие организации. Производственные мощности по выпуску пюре из тыквы и моркови и из яблок будут загружены на 100%, пюре из кабачков и из яблок и черной смородины – на 67%, пюре из тыквы и яблок, из черной смородины — на 50%.
Ставки налогов в 2010 году при применении специальных налоговых режимов:
1. Ставка ЕСХН в 2010 году (единого сельскохозяйственного налога) — 6%;
2. Ставка ЕНВД в 2010 году (единый налог на вмененный доход) — 15% от вмененного дохода;
3. Ставка УСНО в 2010 году с объектом обложения доходы (упрощенная система налогообложения) — 6%;
4. Ставка УСНО в 2010 году с объектом обложения доходы минус расходы — 15%.
Однако законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные ставки по УСНО (доходы минус расходы), в размерах от 5 до 15%.
Целями введения некоторых налогов могут являться не только фискальные цели, заключающиеся в обеспечении формирования доходов бюджетов, но и цели государственного регулирования экономикой.
В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает характер косвенного и осуществляется посредством налогообложения. При этом преследуются экономические и социальные цели. Все это предопределяет практическую реализацию в рыночной экономике нескольких функций налогов. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. В экономической теории выделяют как функции отдельного налога, так и функции налоговой системы в целом. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
По форме взимания различают налоги:
· прямые;
· косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.
В основу классификации можно положить и такой признак, как плательщик налога. В этом случае следует выделить три группы:
• налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);
• налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);
• налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина).
По источнику, за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:
• налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);
• налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, налог на рекламу, земельный налог и др.);
• налоги, уплачиваемые из прибыли – налог на прибыль и организаций;
• налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.
По степени обложения выделяют три группы налогов:
• прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;
• пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и др.);
• регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).
В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на:
• общие;
• специальные.
Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие либо иные нужды, кроме указанных в законе.
В основу классификации налогов может быть положен и принцип распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. Например: в Федеральный бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др., в бюджеты субъектов Российской Федерации – налог на прибыль, налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет – налог на рекламу, земельный налог и др. Распределение налоговых платежей между бюджетами определяется ежегодно в Федеральном законе Российской Федерации О Федеральном бюджете.
По времени уплаты налоги бывают:
• текущие;
• единовременные;
• чрезвычайные.
Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой либо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.
Уплата единовременных налогов связана с совершением каких либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.
Чрезвычайные налоги могут вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий.
II. Порядок бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Бухгалтерский учет расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» — на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму подоходного налога и т.д.).
По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. [3; c.86-87]
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» корреспондирует со счетами:
по дебету |
по кредиту |
19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
08 Вложения во внеоборотные активы |
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бухгалтерский учет налогов и сборов
Основной обязанностью бухгалтера, состоящего в штате любой организации или временно сотрудничающего с ИП, ООО и прочими юридическими лицами, является составление налоговых деклараций и проведение всех платежей. Обязанность по бух.учету налагается на компании, действующие на территории РФ, Федеральным законом № 129-ФЗ. Освобождаются от ведения бухгалтерской документации адвокаты, занимающиеся частной практикой, индивидуальные предприниматели. Таким образом, все ЮЛ должны уплачивать налоги, но не всем вменяется в обязанность вести бух.учет.
Бухгалтерский учет налогов и сборов контролируется на нескольких уровнях.
Федеральные законы являются определяющими, именно от них необходимо отталкиваться в сложных спорных ситуациях. Положения о бухгалтерском учете являются скорее упорядочивающими деятельность специалистов. Рекомендации и указания находятся в методичках, выпускаемых Министерством Финансов. Самым последним уровнем можно назвать внутренние постановления компании, распоряжение директоров и учредителей. Налоги и сборы также отдельно контролируются сводом законов НК РФ. При противоречии их Федеральным законам, больший вес имеют последние.
Осуществление финансово — хозяйственной деятельности организации в соответствии с разработанной схемой налогового планирования
Как правило, при разработке схемы налогового планирования организация использует определенный набор инструментов. Для эффективности работы данной схемы, прежде всего, следует сопоставить общий размер налоговой экономии, полученной в результате применения всех инструментов налогового планирования, и общий размер налоговых потерь, которые организация понесет при практической реализации данной схемы.
Налоговое планирование может быть как внутренним, так и внешним. Объекты налогового планирования для внешних и внутренних пользователей информации о финансовой деятельности предприятия различны.
Основным источником информации о финансовой деятельности предприятия является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщенных данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами — пользователями информации о деятельности предприятия.
Первую группу пользователей информации составляют:
- собственники предприятия;
- заимодавцы (банки и прочие организации);
- поставщики;
- клиенты (покупатели);
- налоговые органы;
- персонал предприятия и руководство.
- аудиторские фирмы;
- налоговые консультанты;
- оценщики;
- биржи;
- юристы;
- конкурсные управляющие;
- пресса;
- ассоциации;
- профсоюзы.
- финансовую отчетность;
- налоговую отчетность.
- Итак, учета расчетов по налогам и сборам действующим планом счетов бухгалтерского учета предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», на котором ведется синтетический учет данного объекта бухгалтерского учета. (дебет счёта 91, кредит счета 68) – налог на прибыль;
- уплачиваемые за счёт доходов физических и юридических лиц – налог на доходы физических и юридических лиц, НДС и налог на доходы, уплачиваемые за счёт средств, перечисляемых иностранным юридическим лицам (дебетуются счета учетов расчетов, кредитуется счёт 68).
- 68-1 – «Расчеты по НДС;
- 68-2 – «Расчеты по НДФЛ»;
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
- организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. 263 НК РФ;
- организации, имеющие филиалы и представительства.
Вторая группа пользователей информации — это субъекты, осуществляющие анализ деятельности (хотя и непосредственно не заинтересованные в деятельности предприятия) с целью подготовки правильного объективного решения или защиты интересов первой группы:
Каждый субъект изучает и анализирует исходную информацию с учетом своих интересов, но только руководство предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках внутреннего налогового планирования, производимого с целью принятия грамотного, взвешенного и осмотрительного управленческого решения, направленного на законодательно разрешенную оптимальную сумму налоговых платежей.
Планирование на предприятии — это процесс систематической подготовки и принятия управленческих решений относительно его будущей деятельности. После планирования следуют реализация решений и контроль полученных результатов.
Планирование, реализация и контроль результатов составляют процесс управления предприятием — менеджмент.
Из всего вышесказанного следует, что налоговое планирование на предприятии — это процесс систематической подготовки и принятия управленческих решений, прямым образом влияющий на конечный финансовый результат (прибыль). Здесь акцентируется прямое влияние, потому что все управленческие решения в области маркетинга, менеджмента или производства непосредственно влияют на конечный финансовый результат (прибыль).
Таким образом, налоговое планирование — это неотъемлемая часть общего процесса планирования на предприятии в области финансов.
Налоговые инспекции также являются пользователями информации. Вся отчетность предприятия, представляемая в налоговые органы, делится на два блока:
Планирование налогов и сборов производится исходя из действующего налогового законодательства с учетом введенных поправок. Необходимо учитывать поправки не только в федеральные законы но и в другие законодательные акты Российской Федерации.
Налоговое планирование осуществляется на основании оценки предыдущих налоговых платежей, произведенных в бюджет, с учетом коэффициента инфляции, который планируется на следующий год.
При внутреннем планировании важнейшим фактором при планировании налоговых платежей является учетная политика предприятия в целях налогообложения. Она может существенно отличаться от учетной политики предприятия.
Анализ расчетов с бюджетом
Безбородова Т.И., кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и АХД экономического факультета ВЗФЭИ, филиал в г. Пензе.
Финансовое положение организации во многом зависит от оптимального соотношения собственного и заемного капитала. Привлечение заемных средств в оборот организации содействует временному улучшению финансового состояния при условии, что средства не замораживаются в обороте и своевременно возвращаются. Однако анализ данных бухгалтерских балансов несостоятельных организации показал, что наибольший удельный вес в составе кредиторской задолженности занимают задолженности перед бюджетом по налогам и сборам и перед государственными внебюджетными фондами. Поэтому именно представители УФНС и внебюджетных фондов выступают на заседании арбитражных судов в качестве инициаторов возбуждения дела о банкротстве хозяйствующего субъекта.
С целью недопущения подобных действий, приводящих к негативным последствиям для самой организации, необходимо своевременно проводить анализ расчетов с бюджетом по налогам и сборам: устанавливать суммы задолженности по основному долгу и по невыплаченным санкциям за просрочку платежа, проводить анализ их состава, сроков возникновения и причину несвоевременного погашения. Налоговый кодекс РФ определяет состав налогов, уплачиваемых хозяйствующим субъектом в зависимости от применяемой ими общей или специальной системы налогообложения. При общем режиме налогообложения изменение состава структуры налогов, уплачиваемых одним из хозяйствующих субъектов Пензенской области, выглядит следующим образом (рис. 1).
На основе изученных материалов в части организации правильной постановки и ведения учета и отчетности филиала ГУП Мосгортранс» можно сделать следующие выводы.
В целом учет расчетов с бюджетами поставлен на должном уровне и существенных недостатков не имеет. Первичные формы документов бухгалтерского и налоговых учетов оформляются правильно, достоверно и своевременно отражаются в соответствующих учетных регистрах. Все допущенные ошибки в бухгалтерских документах, оговорены, сопровождаются бухгалтерскими справками и заверены подписью лица, допустившего ошибки.
Следует отметить, что на предприятии не утвержден график документооборота, что снижает уровень ответственности каждого работника и может привести к дублированию операций по работе с документами.
В части организации налогового учета следует отметить организацию индивидуальной карточки по НДФЛ.
В филиале ГУП Мосгортранс» в 2011 г. использовалась налоговая карточка по форме карточку 1-НДФЛ. С 1 января 2011 г. вступили в силу новые редакции Федерального закона N 229-ФЗ ст. 230 НК РФ, согласно законодательным изменениям налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета, при этом, формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. Иными словами, законодатель позволил организациям применять более простую форму налогового регистра при соблюдении обязательного требования, налоговая карточка должна содержать обязательный реквизит — сведениями о дате удержания и перечисления налога в бюджет с указанием реквизитов платежных документов. Применяемая старая форма 1-НДФЛ эти требования не учитывает.
В филиале ГУП Мосгортранс» не создают резервов по сомнительным долгам.
Резерв по сомнительным долгам является эффективным методом налогового планирования и широко используется для оптимизации налога на прибыль. С другой стороны, резерв позволяет компенсировать организации убытки, полученные ввиду неисполнения контрагентами-покупателями своих обязательств.
Для организации резерв по сомнительным долгам филиалу ГУП «Мосгортранс» достаточно закрепить основные положения в Учетной политике – закрепленный законодательно порядок, в соответствии с которым будет формироваться резерв.
При создании резерва следует учитывать тот факт, что сомнительная задолженность должна иметь документальное подтверждение. Таким подтверждение могут служит акты инвентаризации обязательств, акты сверки с контрагентами, решения судебных органов.
Для целей оптимизации налогообложения законодательно разрешены и другие резервы, основные представлены в таблице 3.124.
Таблица 3.1
Виды создаваемых резервов
Вид резерва |
Какие расходы формирует |
Нормативная база |
1. Резерв по сомнительным долгам |
Внереализационные (пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ) |
ст. 266 НК РФ |
2. Резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию |
Прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
ст. 267 НК РФ |
3. Резерв на ремонт основных средств |
Прочие расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 260 НК) |
ст. 324 НК РФ |
4. Резерв на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет |
Расходы на оплату труда (п. 24 ст. 255 НК РФ) |
ст. 324.1 НК РФ |
5. Резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов |
Создавать резерв имеют право общественные организации инвалидов и |
ст. 267.1 НК РФ |
6. Резерв под обесценение ценных бумаг |
Вправе учитывать только профессиональные участники рынка ценных бумаг, в иных случаях расходы не учитываются в целях налогообложения (п. 10 ст. 270 НК) |
ст. 300 НК РФ |
7. Резерв на возможные потери по ссудам |
Вправе учитывать только коммерческие банки, включаются в состав внереализационных расходов (ст. 292 НК РФ) |
ст. 292 НК РФ |
Практически учет расчетов по налогам и сборам был рассмотрен на примере ОАО «Текстильмаш», деятельность которого связана с производством текстильного оборудования.
Аналитический учет на ОАО «Текстильмаш» ведется по видам налогов и различным выплатам в бюджет. Так, к счету 68 на ОАО «Текстильмаш» открыты субсчета по видам налогов:
Приложение 1
Оборотная ведомость по аналитическим счетам к счету 68
за август 2006 года
В рублях
|
|
|
|
Гр. .4 | Гр. 5 | Гр. 6 | Гр. 7 | Гр. 8 | Гр. 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по
68/пх: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как правильно прочитать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам
В справке о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам организаций и ИП содержатся итоговые суммы на дату запроса, по одному или по нескольким налогам, штрафу или пени, которые могут отражаться как с положительным сальдо, так и отрицательным сальдо.
Суммы, обозначенные в справке со знаком минус, означают недоимку, а положительные суммы означают переплату.
Форма данной справки и порядок ее заполнения налоговым органом утверждены в приложении № 1 приказа ФНС России от 05.06.2015 N ММВ-7-17/227@.
Учет расчетов по налогам и сборам, анализ, аудит и характеристика учета расчетов по налогам и сборам
Организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и являясь ее субъектами, подпадают под действие всех законодательных актов России. Не составляет исключение и налоговое законодательство.
Система налогообложения современной России представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Организации, работающие по общему режиму налогообложения, уплачивают все налоги, которые применяются на территории страны и в отношении которых организация выступает налогоплательщиком. К таким налогам относятся:
федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, пошлины, лесной, водный, экологический, федеральные лицензионные сборы — ст. 13 НК РФ);
региональные налоги (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы — ст. 14 НК РФ);
местные налоги (земельный налог, местные лицензионные сборы — ст. 15 НК РФ).
Система налогообложения на основе ЕСХН представляет собой специальный налоговый режим и позволяет соблюдать принцип равенства при налогообложении, обеспечивать единые критерии для всех хозяйствующих субъектов в сфере сельскохозяйственного производства независимо от вида производимой сельскохозяйственной продукции.
Воспользоваться данной системой могут лишь те организации, хозяйственная специализация которых позволяет иметь в общем объеме выручки товаров (работ, услуг) долю выручки от реализации произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции не менее 70%.
В соответствии с п. 1 ст. 3462 НК РФ к плательщикам единого сельскохозяйственного налога отнесены организации и индивидуальные предприниматели (включая крестьянско-фермерские хозяйства), перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном гл. 261 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 3462 НК РФ не вправе перейти на уплату
ЕСХН:
Порядок учета расчетов по земельному налогу
Земельный налог установлен Главой 31 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая ставка устанавливается согласно ст. 394 НК РФ актами представительных органов муниципальных образований и не может превышать 0,3% или 1,5% в зависимости от типа земельного участка.
Начисление налогов оформляется следующими записями:
Д 91-2 К 68 Начислен налог на имущество.
Д 26 К 68 Начислен транспортный налог.
Д 26 К 68 Начислен налог на землю.
Уплата налогов оформляется соответствующими записями:
Д 68 К 51 Уплачен налог (по видам налога).